«Культурные столицы года» определили на два года вперед
Торжественная церемония награждения победителей федерального конкурса среди городов России «Культурная столица года» состоялась в московском «Цифровом деловом пространстве» 28 сентября 2023 года. Победителем по итогам 2023 года должен был стать один из 8 финалистов, на протяжении многих месяцев проходивших серьезный отбор - Грозный, Калининград, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Томск, Чебоксары или Чита.
Церемония стартовала с музыкального подарка члена Оргкомитета конкурса «Культурная столица года», народного артиста России Даниила Крамера, исполнившего виртуозную импровизацию на рояле под видеоряд с городами-финалистами, заснятыми в разные времена года.
Официальную часть конкурса открыли заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Александр Журавский и доцент Высшей школы культурной политики МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат экономических наук Александр Протасевич.
- Россия объединяет такое культурное и цивилизационное многообразие, которое не снилось и не чаялось ни одной стране мира, - заявил Александр Журавский. - Наша страна вмещает в себя самые разные культурные коды, объединяя их в одну большую самодостаточную страну с чувством собственного достоинства. В нашей стране есть разные культурные, бытовые и жизненные уклады, и у нас есть прекрасные города, которые объединяют огромное количество творческих, умных, достойных людей. Сегодня нас ждет замечательное событие, потому что конкурс «Культурная столица года» объединяет большое количество инициативных людей и мощных заявок. Экспертам и жюри сегодня предстоит решить очень сложную задачу - сделать выбор. Поскольку это самый первый конкурс, все вы, финалисты — уже победители и, в любом случае, останетесь в истории. От таких заявок, как вы подготовили на конкурс, наша страна становится лучше, краше и сильнее, и я уверен, что команды, которые над ними работали, не опустят руки после этого конкурса в любом случае.
Александр Протасевич назвал дату чествования финалистов историческим днем для нашей страны:
- В этом году мы запустили огромный, масштабный проект, который, я надеюсь, станет ежегодным и будет постоянно развиваться. Хочу искренне поблагодарить всех, кто проявил свою энергию и таланты. В этом зале я вижу много знакомых лиц, ставших уже для нас родными. Хочу пожелать всем удачи, но, в любом случае, у конкурса есть свои правила, а для развития нет ничего лучше, чем конкуренция. В нашем случае — это здоровая и добрая конкуренция. Когда города проявляют все лучшее, что у них есть. У наших городов есть богатейшие культурные ресурсы, которые будут работать во благо России.
Затем все города, дошедшие до финала конкурса «Культурная столица года», получили почетные дипломы финалистов, и перешли к публичным презентациям. Каждое из выступлений предварило оригинальное стихотворное посвящение городу.
Презентацию Грозного провела директор Централизованной библиотечной системы города Анжела Мумаева. Из ее речи гости церемонии узнали множество интересных подробностей о культуре и менталитете жителей Чеченской республики, а также массу интересных фактов о том, что, например, у представителей ее народа нет детских домов и домов престарелых, поскольку в таких учреждениях попросту отсутствует необходимость, и что Грозный является самым безопасным городом для автомобилистов. Завершилось знакомство с городом национальными чеченскими танцами. Позже, подводя итоги, члены оргкомитета конкурса «Культурная столица года» выделили презентацию Грозного как яркую и динамичную.
Презентация Калининграда состояла из трех видеосюжетов, в которых в любви к сторожевому форпосту России признавались благодарные жители этого города. В одном из них драматург Евгений Гришковец провел захватывающую экскурсию по наиболее значимым лично для него местам. В других видеороликах Калининград был отмечен как город, удобный для прогулок в любую погоду, и как уникальное место, где можно услышать самый большой в России орган и концерты в старинных замках.
Презентация Нижнего Новгорода отличалась исключительной фактологической насыщенностью и жесткой структурой. Заместитель Губернатора Нижегородской области Олег Беркович, опираясь на богатый иллюстративный материал и таблицы, подробно изложил историю перезагрузки города, которая произошла после празднования его 800-летия. Так, в 2022 году Нижний Новгород был признан лучшим креативным пространством в России. Особо были выделены культурный центр «Пакгаузы», возведенный в помещении грандиозной выставки 1896 года, и фестиваль закатов, регулярно проходящий в выходные на нескольких десятках нижегородских развлекательных площадок.
Новосибирск был охарактеризован его представителями как «город авангарда». По их словам, внешняя строгость мегаполиса неизменно притягивает творческих людей. Еще одна отличительная особенность Новосибирска — самый крупный в России академический театр оперы и балета.
О Самаре на церемонии увлеченно рассказывали со сцены не только взрослые, но и малыши, а часть видеоряда была стилизована под детские рисунки. Жители города на Волге с гордостью рассказали об уникальном музее внутри настоящей ракеты. Самара была названа перекрестком всех российских путей путей и родиной баяна. В музыкальной части презентации самарцам удалось скрестить балет и рэп.
Томск был представлен сквозь призму детской книги «Волшебник Изумрудного города», автор которой Александр Волков учился в начале прошлого века в Томском учительском институте. Тему волшебства впечатляюще обыграли мимы, которые показывали фокусы и нарушали законы гравитации. Томск был показан также как столица студенческой России и зачинатель уникального муниципального проекта «Дом за рубль».
В своей презентации представители Чебоксар напомнили о том, что их город - родина оживших легенд. Например, именно в нем появился на свет комдив Василий Чапаев. Историю столицы Чувашии раскрывали «оживающие световые панели». По словам авторов презентации, только в Чебоксарах проводятся Игры амазонок, чемпионат бульдозеристов и шоколадный шахматный турнир.
Центр Забайкалья Чита в презентации показал себя как место, где православие встретилось с буддизмом, и где пролегает культурный мост в Китай и Монголию. О родном городе с экрана рассказали его знаменитые жители - Пелагея и Дмитрий Ревякин. Неоднократно подчеркивалось, что Чита находится в тройке самых солнечных городов России. Под занавес презентации на сцене появился уроженец Читинской области — актер Александр Михайлов с воспоминаниями о том, как он родился в монашеской келье дацана и провел в Чите самые яркие годы своей жизни.
Во время совещания оргкомитета конкурса по поводу кандидатуры победителя зрители насладились концертными номерами народного артиста Чеченской республики Амирхана Умаева с арией Калафа из оперы Пуччини «Турандот»; Народной артистки Чувашской республики Августы Уляндиной и ансамбля «Ярды» с песней «Токмаки»; хореографической композицией «Волжские дробушки» в исполнении Государственного волжского русского народного хора имени Петра Милославова и песней «Багуловая Чита» хоровой группы театра песни и танца «Забайкалье».
В результате долгих и бурных дискуссий оргкомитет пришел к решению объявить победителей конкурса «Культурная столица года» на два года вперед. Председатель Оргкомитета конкурса, депутат Государственной Думы ФС РФ Николай Новичков и члены Оргкомитета — заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Александр Журавский и статс-секретарь - заместитель министра культуры России Надежда Преподобная — сообщили, что победителем конкурса на 2024 год, объявляется Нижний Новгород, а на 2025 год — Грозный.
- Вы все большие молодцы! Вы преодолели сложный путь, прошли народное голосование, и здесь остались лучшие из лучших, — обратилась к участникам конкурса Надежда Преподобная. — Я желаю каждому из вас, чтобы ваш творческий путь и ваша роль в жизни культуры нашей страны только росла и упрочнялась.
В завершении вечера ИД «Аргументы и факты» объявил результаты народного голосования в соцсетях: обладателем «приза зрительских симпатий» стал Нижний Новгород, набравший 189 тысяч голосов.
Федеральный конкурс «Культурная столица года» организован Фондом развития культурной, научно-образовательной и социально-экономической сфер территорий «Культурная столица» при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.
Генеральный информационный партнер проекта – ИД «Аргументы и факты».
Официальное пресс-агентство – InterMedia.
Партнер проекта - природная минеральная вода “Ачалуки” (республика Ингушетия)
Дополнительная информация о проекте доступна на официальном сайте и по почте pr@intermedia.ru.
Фото по ссылке (фотограф: Андрей Сафронов)
Сообщение не является рекламой мероприятия и носит исключительно информационный характер.
Организатор Конкурса «Культурная столица года» -фонд «Культурная столица» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Генеральный директор - Александр Протасевич,
Заместитель генерального директора - Любовь Врублевская.
Председатель Оргкомитета Конкурса - депутат Государственной Думы ФС РФ Николай Новичков.
Команда проекта
Генеральный продюсер Евгений Сафронов,
Руководитель пресс-службы Наталья Ломова,
Заместитель руководителя пресс-службы Ангелина Шитова,
Руководитель проекта в медиа и сервисах Наталия Галиулова,
Руководитель финансовой службы Ольга Воронович,
Руководитель службы по работе с партнерами Юлия Колпакова,
Помощник руководителя пресс-службы Ксения Петрова.
Команда торжественной церемонии:
Исполнительный продюсер Оксана Леонтьева,
Режиссер Сергей Гоппен,
Выпускающий режиссер Екатерина Калинина,
Видеодизайнер Андрей Тихомиров,
Ведущий Александр Соцков,
Ведущая Наталия Панова,
Композитор Леонид Величковский,
Режиссер трансляции Сергей Апрелов,
Технический директор Павел Рычков,
Фотограф Андрей Сафронов,
Журналист Денис Ступников,
Координатор корпуса волонтеров Анастасия Румянцева.
Информационные партнеры конкурса:
ИД «Аргументы и факты»,
Информационное агентство InterMedia,
Газета «Культура»,
Информационное агентство ТАСС,
Радио «Орфей»,
Издание «Версия»,
Портал «Культура.РФ»,
Портал «Культуромания»,
Журнал «Музыкальная жизнь»,
Журнал «Регионы России»,
Портал «Ревизор».
Организаторы выражают благодарность партнерам конкурса:
«Цифровому деловому пространству» и лично Анастасии Моребис,
ГБУК «Объединение культурных центров ЮЗАО» г. Москвы,
Природной минеральной воде «Ачалуки».
МГАСО отметит Новый год с семейством Штраусов
Концерт «Новый год с МГАСО» состоится в БЗК 30 декабря 2024 года. В преддверии новогодней ночи оркестр перенесет слушателей в чарующий мир Вены под музыку семейства Штраусов и их современников. За дирижерский пульт встанет Фабио Мастранджело.
- Штраусы – это великая династия, сложно сказать, музыка кого из них лучше, - говорит дирижер. – Каждый из Штраусов внес свою лепту во славу династии. Мне посчастливилось учиться в Вене у великого дирижера и педагога Карла Эстеррайхера, продолжателя великих венских традиций. В течение месяца он проводил с нами серьезный мастер-класс, передавая традиции венского вальса. Маэстро раскрыл секрет как нужно играть вторую долю в вальсе так, чтобы это звучало по-венски. Этот стиль у венских музыкантов в ДНК. С точки зрения интерпретации венские вальсы являются более сложными, чем французские, итальянские, русские. Среди моих любимых произведений династии Штраусов – вальсы «Вино, женщины и песни» и «Жизнь артиста». Дирижировать польки Штраусов – это огромное удовольствие, в особенности я люблю быстрые польки - «Гром и молния, «Трик-трак», они очень весёлые. Лично у меня на первом месте – вальсы Штраусов, на втором – польки. Нельзя забывать и о том, что у Иоганна-Штрауса-сына великие увертюры к опереттам. «Летучая мышь» – сложнейшее произведение и для оркестра, и для музыкантов, и для дирижера. Ее не так просто исполнить стилистически верно.
Ведущий концерта - Артём Варгафтик.
Рецензия на сингл «Ёлки зелёные» группы «Мандрагора». Колёса диктуют вагонные: «Спасибо вам, ёлки зелёные»
2024, Первое музыкальное.
Оценка: 8 из 10.
«Мандрагора» - это музыкальный проект актрисы Юлии Пересильд, «арт-рок-группа», как она сама его определяет. Ансамбль время от времени даёт концерты, но записей у него до сих пор не было: «Ёлки зелёные» - дебютный сингл «Мандрагоры». Песня написана гитаристом и худруком группы Владимиром «Корнеем» Корниенко на стихотворение Риммы Казаковой, сочинённое в 60-е годы.
Сразу становится понятно, что такое «арт-рок-группа». Почти у любого артиста песня под названием «Ёлки зелёные» была бы новогодним треком с понятным и предсказуемым набором образов. Новогодних песен на русском языке – тысячи, но любимые исчисляются, может быть, парой-тройкой десятков, потому что улыбчивые стандартные композиции не запоминаются. Композиция Юлии Пересильд и «Мандрагоры» заметно выделяется на фоне «типовых» песенок – в первую очередь, конечно, благодаря поэзии, далеко выходящих за рамки песенных текстов: «Спасибо вам, ёлки зелёные, за вашу высокую вязь, за то, что свои, не заёмные, и песни, и сказки у вас…»
- Здорово, что выпадает случай иметь дело с поэзией, наполненной больше, чем одним смыслом, многомерной и при этом простой, легкодоступной, хлёсткой и благодаря этому запоминающейся, - говорит Владимир Корниенко.
Хлёсткости песне добавляет и звонкий голос и точное интонирование Юлии Пересильд. «Песня «Ёлки зелёные» для меня как для актрисы, – большое поле смыслов и подтекстов», – рассказывает солистка «Мандрагоры». Но не только – это ещё и хорошо решённая актёрская задача, благодаря которой слушатель может мысленно перенестись в 60-е и представить, что песню исполняет Майя Кристалинская или Аида Ведищева.
Правда, ещё чаще в композиции осуществляется транзит в 70-е, потому что в припевах, где строчки повторяются, вы незамедлительно начнёте подпевать – скорее всего, фразу «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз», ибо мелодии совпадают. Видимо, Корней, когда сочинял этот мотив, чувствовал себя Давидом Тухмановым. Но всё это не отменяет того факта, что песня «Ёлки зелёные» в целом способствует душевному подъёму больше, чем миллион произведений про снежинки и хлопушки.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Сегодня 40 лет Филиппу Чижевскому
18 декабря 2024 года, среда.
«Уральские пельмени» покажут «Новогоднее» в КЗ «Москва».
Евгений Писарев перенесет «Тартюфа» в наши дни в Театре Наций.
23 года певице Билли Айлиш.
27 лет актёру Денису Власенко.
35 лет актрисе Эшли Бенсон.
36 лет стендап-комику Зоя Яровицыной.
37 лет певцу Ивану Чебанову.
40 лет Филиппу Чижевскому.
Филипп Иванович Чижевский родился 18 декабря 1984 года в Москве. Российский дирижёр. Художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Светланова (с 2024). Основатель и художественный руководитель ансамбля Questa Musica. Двукратный лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2019, 2022).
44 года певице Кристине Агилере.
46 лет актрисе Кэти Холмс.
49 лет певице и композитору Сии.
51 год фигуристу Илье Авербуху.
56 лет актрисе Рэйчел Гриффитс.
61 год актёру Брэду Питту.
67 лет актёру Игорю Скляру.
70 лет назад родился актёр Рэй Лиотта (1954-2022).
78 лет режиссёру Стивену Спилбергу.
81 год гитаристу группы Rolling Stones Киту Ричардсу.
19 декабря.
Евгений Писарев перенесет «Тартюфа» в наши дни в Театре Наций.
27 лет актрисе и режиссёру Стасе Венковой.
41 год телепродюсеру Константину Обухову.
43 года актёру Сергею Фролову.
44 года актёру Джейку Джилленхолу.
49 лет лидеру группы «Уматурман» Владимиру Кристовскому.
52 года Евгении Дмитриевой.
52 года актрисе Алиссе Милано.
54 года актрисе Мадлен Джабраиловой.
55 лет актрисе Кристин Свэнсон.
61 год актёру Тилю Швайгеру.
80 лет актрисе Анастасии Вертинской.
20 лет назад умерла оперная певица Рената Тибальди (1922-2004).
30 лет назад умер певец Вадим Козин (1903-1994).
70 лет назад родился вокалист группы «Круиз» Александр Монин (1954-2010).
20 декабря.
32 года актёру Дэрилу Маккормаку.
32 года поэтессе и певице Екатерине Яшниковой.
39 лет актрисе Елизавете Боярской.
41 год актёру Джоне Хиллу.
42 года солистке группы «Чи-Ли» Ирине Забияке.
43 года певице Карине Кокс.
53 года кинорежиссёру и сценаристу Алексею Красовскому.
58 лет актрисе Элен Ролле.
76 лет музыканту и саунд-продюсеру Алану Парсонсу.
15 лет назад умерла актриса Бриттани Мёрфи (1977-2009).
64 года назад родился кинорежиссёр Ким Ки Дук (1960-2020).