Влади из «Касты» признан иноагентомЮра Борисов номинирован на «Оскар»У Евгения Кулика родился сын ЛотерейУмер режиссер «Вальсирующих» и «Холодных закусок» Бертран БлиеЭльвира Т рассталась с мужемУмер кинорежиссер Дэвид ЛинчУмерла Евгения ДобровольскаяВенсан Кассель стал отцом в четвертый разЭнтони Хопкинс, Пэрис Хилтон и Билли Кристал лишились своих домов из-за пожаров в КалифорнииУмер участник фолк-трио Peter, Paul and Mary Питер ЯрроуЗендая и Том Холланд помолвлены«Эмилия Перес», «Бруталист» и «Сёгун» стали триумфаторами «Золотого глобуса»Муж Обри Плазы покончил с собойЭдуарда Шарлота* приговорили к пяти с половиной годамЛигалайз признан иноагентом в РФДуа Липа и Каллум Тёрнер помолвленыЮрий Колокольников и Вильма Кутавичюте поженилисьСветлана Устинова и Илья Стюарт стали родителямиИтоги-2024 от «ИнтерМедиа»: Shaman, «Комбинация» и КологривыйСергей Полунин уехал из России

Выступление Евгения Сафронова на заседании Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ

предоставлено организаторами

Изучение культурных и креативных индустрий началось под эгидой Торгово-промышленной палаты РФ 12 лет назад. Еще тогда было детально изучено состояние культурных индустрий в странах мира, и здесь же впервые в России прозвучал термин «креативные индустрии»: стало ясно, что в разных странах мира культурные индустрии нередко называют креативными, и это одно и то же явление, состав которого в разных странах значительно разнится. При этом там, где государство системно подходит к развитию креативного сектора, этот сектор действительно показывает лучшие результаты.

В разных странах мира системный подход реализуется по-разному, но главным принципом управления является единство культурной политики. В 1953 году было создано Министерство культуры СССР, включавшее в себя практически все культурные ведомства страны – вплоть до Министерства высшего образования – однако развитие страны пошло в ином направлении, и суперминистерство быстро растащили.

Через три десятка лет в англосаксонских странах началось активное изучение креативных индустрий. Первой была Австралия, а вскоре и в правительстве Великобритании был создан Департамент (Министерство) культуры, медиа и спорта, позднее – Департамент цифрового развития, культуры, медиа и спорта. Тот же тренд на формирование единой политики наблюдается в других странах.

В России еще при Романовых власти начали создавать систему бюджетных учреждений культуры. В СССР она приобрела эпические размеры и сама по себе стала памятником культуры мирового значения – таких систем не создавала ни одна цивилизация. Театры, музеи, филармонии были под единым управлением организационно и художественно. Но и тогда – подпольно – бурно развивалась индустриальная составляющая, и было понятно, что предпринимательский, индустриальный потенциал отрасли огромен.

И здесь мы возвращаемся к творческим (креативным) индустриям. Понять, что под этим понимается, сейчас невозможно ни в России, ни в мире. К примеру, UNCTAD считает, что критерием креативных индустрий является извлечение прибыли с помощью творчества. Но ведь такое возможно лишь в развитых странах, имеющих столь же развитую систему охраны интеллектуальной собственности – а ведь не все понимают, что креативные индустрии именно на интеллектуальной собственности и базируются.

В развивающихся странах, в том числе и в России, большинство творческих организаций – некоммерческие. Прибыль, даже если она есть, формируется за счет бюджетных ассигнований и грантов. При этом немногие реально прибыльные сегменты творческого предпринимательства часто игнорируются. Простой современный пример – предприниматели зрелищных отраслей, оказавшиеся на грани выживания из-за ковидных запретов, получили мизерную поддержку от властей – в отличие от бюджетных учреждений или организаций, к примеру, урбанистики. То же тогда касалось и киноиндустрии, книжного дела и т.д.

О единой политике ни в сфере культуры, ни в сфере креативных индустрий сейчас речи не идет. За регулирование в сфере культуры отвечают официально 6 ведомств – Минцифры, Минкультуры, Минпромторг и др – однако координации между ними практически нет. Все еще не создан авторитетный государственный орган для выработки единой политики в области «творческих (креативных) индустрий» – как это уже давно сделано в ряде развитых и развивающихся стран. Отсутствуют и единые подходы к экспертизе по большинству видов деятельности, нет возможности оценить эффективность сотен миллиардов рублей бюджетных ассигнований – и ведь они постоянно растут. Сейчас структура креативных индустрий официально не определена, включить в них можно буквально что угодно – и исключить тоже.

По данным Счетной палаты РФ в 2022 году средства из бюджета по направлению «культура и кинематография» получали 18 федеральных учреждений и ведомств, в том числе 10 федеральных министерств.

В то же время будет неправильно не упомянуть одно важное исключение – работу общественно-государственной организации «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности» (РЦИС), в которой реально объединены усилия ведущих министерств в области интеллектуальной собственности. результаты этой работы налицо: в короткие сроки построен облачный учет, в легальное поле выведены активы почти на 4 млрд руб., а инвестиции в ИС в Москве вошли в четверку самых емких наряду со строительством, промышленным оборудованием и благоустройством – это выдающийся на мой взгляд результат. И все же это только один шаг, а нужны тысячи таких шагов.

Отдельно отмечу: что столь важная для государства сфера основывается на крайне устаревшей и противоречивой федеральной законодательной базе, а попытки ее совершенствования и модернизации неизменно проваливаются. Вот несколько примеров.

  • Понятие «вещание» в российской регуляторике имеет три различных значения – в одних актах это процесс, в других – объект, в-третьих – синоним понятия «трансляция».
  • Понятие «реализация» может выступать синонимом как «продажи», так и «воплощения замысла». Что именно имеется в виду в каждом конкретном случае, иногда невозможно понять даже из контекста регуляторных актов.
  • В «Основах законодательства о культуре» упомянуто, что организации исполнительских искусств осуществляют «создание, исполнение, показ и интерпретацию произведений литературы и искусства». При этом ни один из этих терминов не имеет адекватного определения в законодательстве, ни одна из существующих в России организаций не подходит под указанное определение, а создателем и исполнителем произведения по закону может являться только физическое лицо, но никак не организация. Эта же деятельность в коде ОКВЭД 90 названа «организация и реклама театральных и концертных постановок, развлекательных мероприятий и выставок», в иных законах описана в иных терминах.
  • Формулировки ОКВЭД в сфере культуры вообще мало соответствуют действующему законодательству, особенно налоговому, и никак не могут быть основой для определения креативных индустрий.

Все это создает критическую правовую неопределенность, результат которой – неэффективность и широкие возможности для манипуляций, злоупотреблений и произвола. Развитие в таких условиях крайне затруднительно.

В этих условиях субъекты федерации, получив задание, развивают свое законотворчество без федеральных разъяснений и помощи. Иногда это выглядит весьма продуманно – как, например, в ХМАО или Новосибирской области, но чаще всего несет элемент вторичности и – главное – не синхронизируется по подходам даже с ближайшими соседями.

Особо выделю подход к принятию Закона о креативных индустриях в Московской области, где начали так, как это и следует начинать – с разработки методики исследования на базе передовых мировых и отечественных работ. Разработанная методика позволила выделить 138 видов деятельности, объединенных в 14 индустрий и 7 базисных группировок. На данный момент в России это наиболее проработанная методика анализа в творческих (креативных) индустриях как в регионах, так и на федеральном уровне.

Одним словом, эффективное развитие творческих (креативных) индустрий может быть достигнуто лишь через координацию действий заинтересованных сторон и выработку единой политики и подхода к экспертизе. Для этого предлагается сформировать при ТПП постоянно действующий Межведомственную рабочую группу из представителей заинтересованных ведомств со следующими задачами:

  • анализ текущих отечественных практик и регуляторики;
  • сбор замечаний и предложений ведомств;
  • разработка предложений для федеральной методики анализа и экспертизы в области творческих/креативных индустрий;
  • формирование предложений по совершенствованию законодательства.

Snow Patrol выпустят расширенную версию альбома «The Forest Is The Path» и книгу о нем

29.01.2025 23:11 Музыка Рубрика: Хроника
обложка сингла

Группа Snow Patrol представила 29 января 2025 года новый сингл «But I’ll Keep Trying». Это первая песня из расширенной версии их прошлогоднего альбома «The Forest Is The Path». Она выйдет 13 марта и будет содержать пять совершенно новых песен, а также новый микс «This Is The Sound Of Your Voice» Уилла Рейнольдса.

В тот же день в издательстве Harper Collins выйдет книга «The Forest Is The Path», которую написал фронтмен коллектива Гари Лайтбоди.

- Книга носит то же название, что и альбом, потому что является его дополнением, - рассказал автор в соцсетях. - Она (частично) рассказывает историю создания альбома, но больше половины книги посвящено смерти моего отца Джека.

Эти разделы книги — история четырех дней в моей жизни: день, когда он умер; следующий день; похороны; и день почти год спустя, когда альбом «The Forest Is The Path» начался. Тогда я написал для него первую песню, которая называлась «These Lies» - первое, что я вообще написал с тех пор, как он умер. Так что две истории связаны друг с другом. Смерть становится своего рода рождением. Не хочу раскрывать концовку или что-то еще. Да, это история о горе и смерти родителя, но это также история о жизни, музыке и смехе. Мой отец был очень забавным человеком, и если книга (если вы решите ее прочитать) заставляет вас иногда грустить, я очень надеюсь, что она также заставит вас местами смеяться. Это мой путь от оцепенения горя обратно к радости создания музыки с моими братьями Джонни и Нэйтаном.

Фото: обложка сингла
Теги: книги, Snow Patrol, новая версия, переиздание альбома
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Новую экранизацию «Острова сокровищ» готовит KD Studios

обложка книги

О запуске масштабного проекта «Остров сокровищ» объявили KD Studios и AP Digital. Полнометражный художественный фильм по мотивам знаменитого романа Р.Л.Стивенсона реализуется при поддержке Министерства культуры РФ.

Новая экранизация невероятно увлекательной книги, зрелищная и масштабная, ориентирована на широкую кинотеатральную зрительскую аудиторию. Фильм расскажет про поиски пиратских сокровищ в забавном приключенческом тоне, вобрав всё лучшее от любимых зрителями по всему миру советских и зарубежных экранизаций.

Партнером картины «Остров сокровищ» выступает кинопрокатная компания «Вольга». Сценарную группу возглавляет Сергей Калужанов (фильмография более 60 работ, включая фильмы «Мира», «Время первых», а также сериалы «Мажор» и «Пищеблок» и др.). Съемки полнометражного фильма «Остров сокровищ» начнутся уже в 2025 году.

Также в разработке еще две картины, ориентированные на широкую семейную аудиторию - «Земля Санникова» и «Приключения Мюнхгаузена».

Фото: обложка книги
Теги: экранизация, кинопроект, Остров сокровищ

Криминальная комедия «Чокнутые» с Биллом Мюрреем, Эдом Харрисом и Дженнифер Кулидж выйдет в России в марте

кадр из фильма

Трейлер фильма «Чокнутые» (Riff Raff ) обнародовал 29 января 2025 года кинокомпания Lionsgate Movies. Главные роли в криминальной комедии режиссера Дито Монтиеля исполнили Эд Харрис, Билл Мюррей, Дженнифер Кулидж, Пит Дэвидсон, Гэбриэл Юнион, Люьис Пуллман, Майлз Дж. Харви, Эмануэла Постаккини, Майкл Анджело Ковино и др.

По сюжету, бывший преступник Винсент (Харрис) мечтает уйти на покой. Он решает отметить Новый год в кругу семьи, но на пороге появляются не только многочисленные проблемные родственники, но и бывший подельник Лефти (Мюррей) с молодым напарником Лонни (Дэвидсон).

Премьера «Чокнутых» состоялась в сентябре 2024 года на кинофестивале в Торонто, в американский прокат фильм выходит 28 февраля, а в российский его выпустит 6 марта кинокомпания «Парадиз».

Фото: кадр из фильма
Теги: трейлер, Чокнутые
β 16+