Рецензия на фильм «Химера»: В погоне за сокровищами
Оценка: 8 из 10
Премьера фильма «Химера» состоялась в рамках второго кинофестиваля Каро.Арт, в российский прокат лента выходит 1 января 2024 года. Режиссёр: Аличе Рорвахер. В ролях: Джош О’Коннор, Карол Дуарте, Винченцо Немолато, Изабелла Росселлини, Альба Рорвахер и другие.
Италия – страна с одним из самых величайших культурных наследий в мире. И как подобает уроженцам такой страны, взор итальянцев чащё всего устремлён в прошлое, а не в будущее или даже настоящее. Режиссёр Аличе Рорвахер об этом сняла уже целую неформальную трилогию. Сначала в 2014 вышли её «Чудеса», завораживающая история одной семьи пчеловодов, затем в 2018-м – «Счастливый Лазарь», погрузивший зрителя в крестьянский мир, которому вот-вот предстоит столкнуться с современностью. «Химера» схожие мотивы подхватывает в совсем ином жанровом регистре – в этот раз перед нами самое настоящее приключенческое кино о поисках сокровищ.
На дворе 1980-е года. Молодой англичанин Артур (Джош О’Коннор) возвращается в маленький итальянский городок, где живёт вся семья его покойной жены Бениамины. Его предысторию мы не знаем, зато сразу же становится ясно, что Артуру там всегда рады. Он хорошо говорит по-итальянски (но порой ошибается в грамматике, за что местные с нескрываемым удовольствием любят его поправлять), следовательно, живёт в Италии уже не первый год, а вот трагедия с его женой произошла недавно. Бениамина часто появляется в его снах, которые он всё никак не может досмотреть до конца.
В самом начале фильма Артура будит контролёр в поезде, на котором герой возвращается домой после тюремного заключения, судя по всему, далеко не первого на его счету. Дело в том, что у Артура есть дар – обнаруживать захоронения различных старинных артефактов, благодаря чему он вместе со своей небольшой бандой расхитителей гробниц глубоко увяз в нелегальном бизнесе по продаже найденных сокровищ. Артур, тем не менее, рискует совсем не ради денег. Он искреннее верит, что раскопки однажды приведут его ко входу в загробный мир, где томится его любимая Бениамина. И тогда он заберёт её с собой.
Фильмы Аличе Рорвахер существуют на тонкой границе между возвышенно-сказочным и реалистично-бытовым. Нотки магического реализма тесно вплетены в летопись мирских забот, действительность перетекает в сон, всё взаимосвязано и создаёт одну неделимую кинематографическую материю. При этом Рорвахер часто отсылается на какие-то культурно-исторические константы в своих работах – будь то жизнеописание святых в «Счастливом Лазаре» или переложение мифа об Орфее в «Химере» (практически не меняющееся и постепенно загрязняющееся по ходу фильма одеяние О’Коннора неспроста напоминает костюм Жана Маре из классической картины Жана Кокто). В той же степени работы Аличе Рорвахер опираются и на итальянскую традицию кинематографа, вбирая из него многолетнюю мудрость.
Основной конфликт «Химеры» в целом крайне показателен именно на примере сегодняшнего итальянского кино. Герои охотятся за реликтами прошлого своей страны, чтобы в первую очередь обогатиться за счёт их продажи, а потом уже, если случай позволит, ещё и эстетически насладиться редкой находкой. Италия – страна, одержимая своим прошлым. Её культурное наследие поистине бесценно, и в контексте «Химеры» можно рассуждать и про скульптуру, и про живопись, и про литературу. Но оставим это искусствоведам и сосредоточимся на кинематографе Италии, у которого тоже великое наследие, оставленное Феллини, Де Сикой, Антониони, Росселлини, Пазолини, Тавиани, Бертолуччи и другими глыбами мирового кино.
Сейчас итальянская индустрия напоминает Артура – вместо того чтобы взглянуть перед собой и обратить внимание на молодую, яркую, живую (!) героиню Карол Дуарте (которую неслучайно зовут Италией), он продолжает думать о своей давно ушедшей Бениамине. В Италии (стране, а не героине) национальный кинематограф переживает серьёзный кризис: та горсть фильмов, что хорошо принята публикой на мировых фестивалях, на родине с треском проваливается в прокате, зрители ходят только на дурные комедии, новое поколение авторов не появляется десятилетиями. Сейчас итальянское кино – это Паоло Соррентино, Матео Гарроне, Пьетро Марчелло, та же Рорвахер, да космополит Лука Гауданьино. Прекрасные, самобытные, талантливые режиссёры, но им всем уже по 40-50 лет. Где новая кровь?
На этот вопрос «Химера» вам точно не даст ответ, впрочем, это явно не забота Аличе Рорвахер. Её новый фильм прекрасно стоит на своих ногах: он – тонкий, нежный и настолько самобытный, что искать в нём какие-то конкретные источники вдохновения – занятие бессмысленное (в отличие от работ Соррентино или Гарроне, любящих обращаться к инструментарию Федерико Феллини). «Химера» отыскивает в залежах подделок и дешёвых имитаций произведений искусств прошлых лет нечто давно забытое в итальянском кинематографе – подлинность. Настоящее искусство никому не принадлежит. Оно принадлежит лишь истории человечества.
Вадим Богданов, InterMedia
«Эмилия Перес», «Бруталист» и «Сёгун» стали триумфаторами «Золотого глобуса»
82-я церемония вручения премии «Золотой глобус» состоялась 5 января 2025 года. Четыре награды получил фильм «Эмилия Перес» (лучший мюзикл, лучший фильм на иностранном языке, лучшая оригинальная песня «El Mal» и лучшая актриса второго плана Зои Салдана), три премии достались картине «Бруталист» (лучшая драма, лучший режиссер Брэйди Корбет и лучшая мужская роль Эдриана Броуди). Лучшей актрисой драмы стала Фернанда Торрес («Я всё еще здесь»), а лучшей актрисой мюзикла/комедии – Деми Мур («Субстанция»).
- Я занимаюсь этим уже давно - более 45 лет - и это первый раз, когда я что-то выиграла как актриса, - сказала 62-летняя Деми, получая статуэтку. - Тридцать лет назад продюсер сказал мне, что я актриса попкорна, что я могу сниматься в фильмах, которые будут успешными и принесут много денег, но я не смогу получить признание. Я поверила в это. Со временем это разъедало меня до такой степени, что несколько лет назад я подумала, что, возможно, это все. Возможно, я уже целостна. Возможно, я сделала то, что должна была сделать.
Лучшим актером мюзикла/комедии стал Себастиан Стэн («Другой человек»), актером второго плана – Киран Калкин («Настоящая боль»). «ИнтерМедиа» напоминает, что одним из его конкурентов в номинации был российский актер Юра Борисов, снявшийся в фильме «Анора», который в этот вечер остался без призов.
Лучшим анимационным фильмом неожиданно стала работа из Латвии «Течение», мюзикл «Злая. Сказка о ведьме Запада» получил приз за кассовые достижения, драма «Конклав» - за лучший сценарий, фильм «Претенденты» - за лучший саундтрек, написанный Трентом Резнором и Аттикусом Россом.
В телевизионных номинациях четыре «Золотых глобуса» получил сериал «Сёгун» (в том числе за актерские работы Анны Саваи и Таданобу Асано), по две – «Оленёнок» и «Хитрости». Призами отмеченным также главная роль Джереми Аллена Уайта в сериале «Медведь», Джоди Фостер в сериале «Настоящий детектив: Страна ночи» и Колина Фаррелла в сериале «Пингвин».
Полный список победителей премии «Золотой глобус»:
Лучший фильм (драма) - «Бруталист»;
Лучший фильм (мюзикл или комедия) - «Эмилия Перес»;
Лучший анимационный фильм – «Течение»;
Кинематографические и кассовые достижения – «Злая. Сказка о ведьме Запада»;
Лучший фильм на иностранном языке – «Эмилия Перес»;
Лучший актер (драма) – Эдриан Броуди («Бруталист»);
Лучшая актриса (драма) – Фернанда Торрес («Я все еще здесь»);
Лучший актер (мюзикл или комедия) – Себастиан Стэн («Другой человек»);
Лучшая актриса (мюзикл или комедия) – Деми Мур («Субстанция»);
Лучший актер второго плана – Киран Калкин («Настоящая боль»);
Лучшая актриса второго плана – Зои Салдана («Эмилия Перес»);
Лучший режиссер – Брэйди Корбет («Бруталист»);
Лучший сценарий – Питер Строан («Конклав»);
Лучший оригинальный саундтрек – Трент Резнор и Аттикус Росс («Претенденты»);
Лучшая оригинальная песня – «El Mal» («Эмилия Перес»);
Лучший телесериал (драма) – «Сегун»;
Лучший телесериал (мюзикл или комедия) – «Хитрости»;
Лучший телефильм, сериал или мини-сериал – «Олененок»;
Лучший актер в драматическом сериале – Хироюки Санада («Сегун»);
Лучшая актриса в драматическом сериале – Анна Саваи («Сегун»);
Лучший актер в мюзикле или комедии – Джереми Аллен Уайт («Медведь»);
Лучшая актриса в мюзикле или комедии – Джин Смарт («Хитрости»);
Лучшая актриса второго плана в сериале – Джессика Ганнинг («Олененок»);
Лучший актер второго плана в сериале – Таданобу Асано («Сегун»);
Лучшая актриса в мини-сериале/антологии/телефильме – Джоди Фостер («Настоящий детектив: Страна ночи»);
Лучший актер в мини-сериале/антологии/телефильме – Колин Фаррелл («Пингвин»);
Лучшее выступление в стендап-комедии на телевидении – «Эли Вонг: Одинокая леди».
Сегодня 70 лет Роуэну Аткинсону
6 января 2025 года, понедельник.
23 года певцу Macan.
26 лет актрисе Элайзе Сканлен.
37 лет певице Polina.
37 лет лидеру группы «Аффинаж» Эм Калинину.
39 лет модели Ирине Шейк.
39 лет лидеру группы Arctic Monkeys Алексу Тёрнеру.
41 года актрисе Кейт Маккиннон.
43 года актёру Эдди Редмэйну.
43 года певице Алле Рид.
44 года певице Брэнди Карлайл.
49 лет сценаристке Ольге Мотиной-Супоневой.
55 лет оперной певице Хибле Герзмаве.
58 лет актёру Норману Ридусу.
64 года актёру Алексею Маклакову.
70 лет Роуэну Аткинсону.
Роуэн Себастьян Аткинсон родился 6 января 1955 года в Дареме. Британский актёр театра, кино, телевидения и озвучивания, сценарист, продюсер и писатель. Наиболее известен в мире комической ролью Мистера Бина в одноимённом телесериале. Лауреат двух премий BAFTA (1981, 1990), вторая из которых была получена за роль в ситкоме «Чёрная гадюка».
87 лет актёру и певцу Адриано Челентано.
20 лет назад умер певец Борис Штоколов (1930-2005).
115 лет назад родился актёр Николай Крючков (1910-1994).
7 января.
Константин Хабенский, артисты труппы и группа «Фрукты» сыграют «Рождественский концерт» на сцене МХТ.
Лариса Рубальская отметит Рождество «На Плющихе».
Сериал «Граф Монте-Кристо» с Сэмом Клафлином покажет ТВ-3.
«Рождество с Григорием Лепсом» покажет Первый канал.
«Анора» выйдет в российских онлайн-кинотеатрах.
33 года певцу Borns.
36 лет актрисе Зарине Мухитдиновой.
40 лет режиссёру Рустаму Мосафиру.
40 лет автогонщику Льюису Хэмилтону.
54 года актёру Джереми Реннеру.
56 лет певице Елизавете Суржиковой.
57 лет оператору Владиславу Опельянцу.
61 год актёру Николасу Кейджу.
63 года телеведущей Сати Спиваковой.
64 года певице Екатерине Семёновой.
67 лет актрисе Линде Козловски.
77 лет актрисе Наталье Гвоздиковой.
25 лет назад умер танцор Махмуд Эсамбаев (1924-2000).
75 лет назад родился певец Хуан Габриэль (1950-2016).
100 лет назад родился писатель Джеральд Даррелл (1925-1995).
8 января.
Константин Хабенский, артисты труппы и группа «Фрукты» сыграют «Рождественский концерт» на сцене МХТ.
Юбилейный концерт Эмина Агаларова со звёздами покажет НТВ.
25 лет певице Ноа Сайрус.
26 лет солисту группы Måneskin Дамиано Давиду.
32 года актрисе Жене Евстигнеевой.
36 лет актёру Карану Сони.
38 лет актрисе Синтии Эриво.
40 лет стендап-комику Дмитрию Романову.
58 лет рэперу Ар Келли.
60 лет назад умер кинорежиссёр Борис Барнет (1902-1965).
62 года пианисту Александру Мясникову.
62 года лидеру группы «АукцЫон» Леониду Фёдорову.
75 лет назад родился актёр Олег Вавилов (1950-2022).
78 лет актрисе Марине Неёловой.
78 лет назад родился певец Дэвид Боуи (1947-2016).
79 лет гитаристу группы Doors Робби Кригеру.
80 лет назад родился актёр и преподаватель Владимир Поглазов (1945-2018).
88 лет певице Шарли Бэсси.
90 лет назад родился певец Элвис Пресли (1935-1977).
115 лет назад родилась балерина Галина Уланова (1910-1998).
Драму-байопик «Феррари» с Адамом Драйвером покажет СТС
Российская телевизионная премьера фильма «Феррари» режиссера Майкла Манна состоится на СТС 12 января 2025 года. Главные роли в байопике автогонщика, конструктора и создателя знаменитого бренда Энцо Феррари исполнили Адам Драйвер, Пенелопа Крус, Шейлин Вудли, Сара Гадон, Гэбриел Леоне, Джек О’Коннелл, Патрик Демпси и другие.
Действие происходит в Модене в 1957 году. Энцо Феррари (Драйвер) переживает смерть сына и живёт на два дома — с женой отношения не ладятся, а от давней любовницы у него растёт второй сын. Из-за низких продаж над Ferrari нависает угроза банкротства, а чтобы найти инвестора, Энцо нужно убедить жену дать ему полный контроль над акциями и поднять престиж марки победой в грандиозной гонке на выносливость Mille Miglia.
В российский прокат «Феррари» вышел в декабре 2023 года.
Эфир в 23.20.