Рецензия на фильм «Книга решений»: Шедевр, остановившийся на названии
Оценка: 7 из 10
Французская комедия «Книга решений» открыла 33-й кинофестиваль «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге, в российский прокат лента выходит 16 ноября 2023 года. Режиссёр: Мишель Гондри. В ролях: Пьер Нинэ, Бланш Гарден, Франсуаза Лебрун, Фрэнки Уоллах, Стинг и другие.
Хорошим решением стал выбор на роль фильма открытия кинофестиваля «Послание к человеку» новой работы Мишеля Гондри, чей главный герой придумал особую книгу, которая, по его задумке, должна была помочь с разрешением всех возможных конфликтов – лично-душевных или международных. Нам бы сейчас такую книгу решений, чтобы мир вокруг чуток поуспокоился, а мы снова смогли бы наслаждаться лучшими фестивальными фильмами со всего света в программах российских смотров.
Но вернёмся к единственной «Книге решений», которую мы можем себе позволить: к новому фильму Мишеля Гондри. Режиссёр-самодур Марк (Пьер Нинэ) отснял материала на четыре с лишним часа, но никто из продюсеров его видения не разделяет. Чтобы спасти фильм от принудительного перемонтажа какими-то третьими лицами, Марк вместе с небольшой командой соратников, свято верящими в гениальность замысла режиссёра, в спешке вывозит фильм к своей любимой тёте в загородный дом. Там, прячась от продюсеров, команда собирается довести «шедевр» Марка до ума: им предстоит собрать финальный монтаж, доснять пару сцен и записать саундтрек, к созданию которого Марк хочет привлечь самого Стинга.
Производственная комедия про кино – жанр вполне состоявшийся и в наши дни уже даже не редкий. Более того, в российский прокат с разницей в неделю выходят сразу два тематически схожих фильма – французская «Книга решений» и корейская «В паутине» Кима Джи-уна. Там точно такая же завязка про эксцентричного режиссёра, тайно доделывающего свой фильм в обход строгих продюсеров. Причём французы уступают корейцам сразу по нескольким пунктам: во-первых, Пьер Нинэ совсем не ровня Сон Кан-хо, во-вторых, режиссура Джи-уна куда более кинематографична, в-третьих, уровень безумия, а, следовательно, и веселия у корейцев ожидаемо выше.
С другой стороны, это всё-таки возвращение великого фантазёра Мишеля Гондри, у которого последний фильм вышел аж 8 лет назад. Для него «Книга решений» наверняка носит терапевтический эффект: за смехом и нескончаемым потоком шуток кроется боль режиссёра-новатора, чьи фильмы раз за разом проваливались в прокате, но почитались лишь горсткой ценителей со вкусом. Хотя тут-то Гондри определённо ёрничает и утрирует: человек, который снял «Вечное сияние чистого разума», одним лишь этим фильмов навеки вписал себя в число любимых авторов мирового кино для миллионов зрителей.
Однако возвращение всё же не назвать триумфальным. Гондри здесь как будто бы сдерживает себя и не даёт своему воображению достаточно свободы. Юмор часто лихорадит от действительно хороших шуток (чего только стоит сцена со Стингом) и до откровенно неудачных (прикол с вечно кашляющим ассистентом быстро, простите, выдыхается, а комичные отношения Марка с его пожилой тётей часто оборачиваются неловкостью для зрителя). Местами «Книга решений» вообще напоминает не фильм Мишеля Гондри, а то фильм Мишеля Хазанавичуса, чья прошлогодняя производственная комедия про кино «Убойный монтаж» вышла чуть остроумнее, то фильм Квентина Дюпьё, чьё фирменное абсурдное чувство юмора сразу же вспоминается в эпизоде премьеры творения Марка.
«Книге решений» не хватает былой практичности Гондри, его изобретательной рукотворности, которая тут проскакивает в слишком уж мелких дозах. «Монтажмобиль», в котором Марк монтирует свой фильм, отчасти напоминает машину из «Микроба и Бензина», короткая мультипликационная вставка про пса подчёркивает, что Гондри – ещё и талантливый аниматор (у него есть целый анимационный документальный фильм про Ноама Хомского). Ну, и конечно, нельзя не помянуть добрым словом «Перемотку», условный духовный приквел «Книги решений» и настоящую оду энтузиастам, у которых нет денег для создания кино, но зато есть безграничное воображение.
При этом новый фильм Мишеля Гондри – вполне яркая метафора преодоления творческого кризиса. Порой нужна какая-то символическая мелочь вроде ничего не значащего блокнота с бессмысленными советами самому себе, чтобы обрести душевный покой и понять простую истину: если намерения автора честны, и его окружают искренние люди, то такие творцы всегда найдут свою аудиторию.
Вадим Богданов, Санкт-Петербург, InterMedia
Александр Петров потеряет память в сериале «Камбэк»
Съемки сериала «Камбэк» с Александром Петровым стартовали в середине ноября 2024 года в Нижнем Новгороде. Главные роли в драматическом триллере исполнят Александр Петров, Алексей Чадов, Григорий Столбов, Илларион Маров, Хетаг Хинчагов, Василиса Коростышевская, Константин Гацалов, Василий Молодцов, Владимир Афанасьев (Нигатив), Дмитрий Гарнов, Сергей Колесов и другие. Режиссером проекта выступает Динар Гарипов («Прелесть», «Территория»), а продюсерами – Антон Щукин, Антон Зайцев и Артем Логинов (в статусе независимых продюсеров) совместно с Ильей Куликовым. Последний также написал сценарий вместе с Алексеем Ивановым («Мир! Дружба! Жвачка!»).
Действие сериала разворачивается в 2004 году. Главный герой в исполнении Александра Петрова не помнит своего имени, кто он и откуда, просто однажды очнулся в больнице с многочисленными травмами и без памяти. Теперь он вынужден скитаться по городу, спать, где придется, и есть, что дадут, но при этом он не потерял человеческий облик и достоинство, насколько это возможно в сложившихся обстоятельствах. Дети прозвали его Компотом за особую любовь к напитку из их школьной столовой, где его подкармливает сердобольная повариха. Компания друзей-старшеклассников решает помочь Компоту, выяснить правду и попытаться вернуть его настоящую жизнь, но «пройти этот квест и найти ключ» оказывается совсем не просто.
Премьера «Камбэка» запланирована на 2025 год.
Эдвард Бергер снимет Остина Батлера в фильме о путешествиях во времени
Режиссер Эдвард Бергер («На Западном фронте без перемен», «Патрик Мелроуз») планирует съемки нового фильма «Барьер» (The Barrier) с Остином Батлером («Элвис», «Байкеры») в главной роли. Как сообщает Deadline, детали сюжета фильма, основанного на рассказе писателя и сценариста Макмиллана Хеджеса, держатся в секрете, но, по данным инсайдеров, это будет картина о путешествии во времени в духе «Интерстеллара» и «Лучшего стрелка».
«ИнтерМедиа» напоминает, что новый фильм Бергера «Конклав» вышел в российский прокат 21 ноября. Тем временем режиссер занимается постпродакшном «Баллады о маленьком игроке» - драмы с Колином Фарреллом и Тильдой Суинтон в главных ролях.
Остин Батлер закончил съемки в фильме режиссера Ари Астера «Эддингтон», в данный момент находится на съемках картины Даррена Аронофски «Пойман на краже», а также в его ближайших планах работа в фильме об автогонщиках «Американская скорость», где они с Томом Холландом сыграют братьев.
Джесси Айзенберг снимет мюзикл с Джулианной Мур и Полом Джаматти
Джесси Айзенберг начал работу над своим новым режиссерским проектом. Как сообщает Deadline, это будет мюзикл, а главные роли в нем исполнят Джулианна Мур («Всё ещё Элис», «Май декабрь») и Пол Джаматти («Миллиарды», «Оставленные»).
Пока безымянный фильм расскажет о застенчивой женщине (Мур), которую неожиданно пригласили в местную постановку оригинального мюзикла. Под чарами волевого и загадочного режиссера (Джаматти) «она теряет себя в роли и в мире высоких ставок в этой постановке общественного театра».
Сценарий написал сам Джесси (он также планирует выступить в качестве композитора), а его коллега по фильму «Добро пожаловать в Zомбилэнд» Эмма Стоун и ее муж Дэйв Маккери продюсируют проект со своей компанией Fruit Tree. Производством займется Topic Studios, которая полностью финансирует проект. Съемки должны начаться в 2025 году.
«ИнтерМедиа» напоминает, что это будет уже третья режиссерская работа 41-летнего актера. Дебютное драмеди «Когда ты закончишь спасать мир» вышло в 2022 году, и в нем также одну из главных ролей сыграла Джулианна. Второй фильм Айзенберга «Настоящая боль» (где он сыграл одну из двух главных ролей вместе с Кираном Калкином) был представлен на фестивале «Сандэнс» в январе и выйдет в мировой прокат в ближайшие месяцы. Продюсерами обоих кинопроектов была компания Fruit Tree.