Рецензия на фильм «Кошки-мышки»: Мужское против женского
Оценка: 7 из 10
Триллер «Кошки-мышки» был показан в рамках кинофестиваля «Послание к человеку», в российский прокат лента выходит 26 октября 2023 года. Режиссёр: Сюзанна Фогель. В ролях: Эмилия Джонс, Николас Браун, Изабелла Росселлини и другие.
Три года назад на экраны вышел фильм Эмиральд Феннел «Девушка, подающая надежды», где героиня Кэри Маллиган вела охоту на похотливых мужиков-козлов, которые встречаются ей буквально на каждом шагу. Картина работала по принципу субъективного высказывания и как критика женской объективизации, но в то же время разочаровывала туннельным видением режиссёра и в целом слабой реализацией задумки, которую куда как острее и бескомпромиссно Абель Феррара реализовал ещё в далёком 1980-м году в фильме «Ангел мщения». Тем не менее, на «Оскаре» посчитали, что сценарий «Девушки, подающей надежды» — самый оригинальный в 2020-м.
Празднующее тот внезапный триумф феминистическое сообщество Америки вряд ли могло догадываться, что все их старания и достижения в итоге упрутся в фильм «Кошки-мышки», который допускает мысль, а что если не мужики – козлы, а девушки сами себе всё напридумывали. И да, его режиссёром выступает женщина-кинематографист Сюзанна Фогель, в этом же году снявшая мини-сериал про Анну Франк.
20-летняя студентка Марго (тот самый «Ребёнок глухих родителей» Эмилия Джонс) днём изучает муравьёв в научной лаборатории под руководством доктора Забалы (Изабелла Росселлини), а вечером подрабатывает кассиром в артхаусном кинотеатре. Там она знакомится с высоким таинственным синефилом Робертом (тот самый Грег из «Наследников» Николас Браун). Они обмениваются телефонами, начинают общаться и даже договариваются о чём-то типа свидания с коктейлями и хлопьями. Несмотря на отсутствие видимых причин, Марго чувствует угрозу от Роберта, который старше её на 13 лет: она представляет, как он запирает её в каморке лаборатории и пытается изнасиловать, или как душит её в своём автомобиле.
Начать стоит с того, что все в «Кошках-мышках» безумно странные. В большинстве случаев их странность обусловлена длительным одиночеством и отсутствием отношений. У Марго был лишь один парень много лет назад, который после секса с ней решил, что он асексуален, у её подруги Тейлор (Джеральдин Вишванатан) никого нет, потому что всё своё свободное время она зависает на феминистических форумах в интернете, а Роберт вообще каждые пару месяцев пересматривает «Звёздные войны».
Не менее странная и режиссёр фильма. При просмотре трудно однозначно определить, в каком жанре снимает Сюзанна Фогель. Трейлер и синопсис намекают, что это жутковатый триллер про токсичные отношения. Но сам фильм чаще вызывает смех, чем чувство тревоги. Смех, затем стыд за этот смех, а потом снова смех. Смешно от неловкости персонажей, от их вкусов в кино (жаль, упустили отличную возможность пошутить, что у Роберта любимый фильм «Расёмон»), от дурацких диалогов в духе Джо Сванберга, в конце концов, от сцен секса, которые вроде показывают наиболее травмирующий эпизод в фильме, а тебе при этом ситуация кажется жутко комичной. Как фильм может быть одновременно про- и анти-феминистическим?
Ведь если мы смеемся над криповостью Роберта, делает ли это нас сочувствующими абьюзерам? Или абсурдность происходящего – это здоровая реакция человеческой психики на стресс? От такой двойственности восприятия «Кошки-мышки» легко возненавидеть: можно встать в позу и возмутиться, что режиссёр посмел придумать оправдание поступкам Роберта. Но с другой стороны, может, и нет никаких оправданий, вас просто дразнят, а вы ведётесь на режиссёрские уловки. Вдобавок, это может быть и высказывание на тему серых пятен культуры отмены, когда человека сначала выставляют в плохом свете, а потом уже начинают разбираться в фактах.
В оригинале кино называется «Кошатник», но в кои-то веки наши локализаторы сумели придумать куда более филигранный заголовок, ведь игра в «кошки-мышки» – это не столько про отношения главных героев, сколько про игру режиссёра со зрителем.
Вполне вероятно, что «Кошки-мышки» для многих станут лакмусовой бумажкой, индивидуальным индикатором мизантропии, мизогинии и мизандрии. Некоторые выйдут из зала и скажут, что посмотрели жуткое, страшное кино, а другие зрители с того же сеанса выйдут с улыбкой на лице, потому что просмеялись весь фильм. И кто, спрашивается, из них не прав?
Вадим Богданов, Санкт-Петербург, InterMedia
«Огниво» и «Веном» лидируют в российском прокате
Фильм-сказка «Огниво» сохранил лидерство в российском кинопрокате по итогам уикенда 31 октября – 3 ноября 2024 года. Сборы составили 282,7 миллиона рублей, что немногим больше, чем на прошлой, дебютной, неделе.
Как сообщает «Бюллетень кинопрокатчика», вторую строчку занял «пиратский» релиз – «Веном. Последний танец» - с результатом 173 миллиона рублей. Финальная часть кинофраншизы Marvel лидировала на прошедшей неделе и в мировом (68,4 миллиона долларов в 66 странах), и в американском (26,2 миллиона) прокате. Общая выручка фильма достигла 317 миллионов долларов, что на 4% опережает цифры «Венома 2» на аналогичном временном отрезке.
Третье место в российском прокате занял музыкальный байопик «Руки вверх!» (83,9 миллиона рублей), что еще на 37% меньше, чем неделей ранее. А четвертую и пятую строчку заняли российские новинки – байопик «Федя. Народный футболист» (40,1 млн) и «Возвращение попугая Кеши» (35,7 млн).
"Мосфильм. Золотая коллекция" отметит день рождения Аллы Суриковой "Суетой сует" и "Ищите женщину"
Кинорежиссёр Алла Сурикова отметит 84-й день рождения 6 ноября 2024 года. В честь этого события «Мосфильм. Золотая коллекция» проведёт марафон фильмов режиссёра. Начнёт кинопоказ в 8.55 комедия «Суета сует» — первый большой фильм Суриковой. Главные роли в картине исполнили Галина Польских и Фрунзик Мкртчян.
Далее, в 10.30, зрители увидят вестерн «Человек с бульвара Капуцинов». Многие режиссёры отказывались от экранизации сценария этой картины, поскольку считали реализацию очень сложной. Решилась только Алла Сурикова. В результате получился невероятно успешный фильм — в кинотеатрах его посмотрело более 50 миллионов зрителей.
В 12.20 марафон продолжит детективная комедия «Ищите женщину», сценарий которой основан на пьесе французского писателя и драматурга Робера Тома. В опросе телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция» этот фильм попал в топ-3 лучших советских детективов.
В 15.05 телеканал покажет комедийную мелодраму «Дети понедельника» с Игорем Скляром и Ириной Розановой в главных ролях. На фестивале «Киношок» в Анапе Алла Сурикова получила Приз жюри прокатчиков за эту картину.
Завершит марафон в 20.00 курортная история «Будьте моим мужем». Алла Сурикова видела в главной роли только Андрея Миронова и даже отложила съёмки на полгода, поскольку актёр был занят в театре. В год проката картину посмотрели более 30 миллионов человек.
Лена Хиди и Боб Оденкёрк отправятся в Нормал
Боб Оденкёрк, Лена Хиди и Генри Уинклер («Лучшее время года», «Барри») исполнят главные роли в фильме «Нормал» (Normal). Как сообщает Variety, сценарий написал Дерек Колстад (франшизы «Джон Уик» и «Никто») в соавторстве с Оденкёрком, режиссерское кресло занял Бен Уитли («Перестрелка», «Ребекка»). Съемки стартовали 21 октября 2024 года в Виннипеге, Канада, и продлятся до декабря.
Оденкёрк играет Улисса, который назначен заместителем шерифа в крошечном городке Нормал в Миннесоте, населенном дружелюбными выходцами из Среднего Запада. Когда местный банк грабят, Улисс в ходе расследования неожиданно обнаруживает нечто гораздо более взрывоопасное, чем простое ограбление.
Уинклер сыграет мэра Нормала, а Хиди - местного бармена Мойру. В актерский состав также вошли Райан Аллен («Мэр Кингстауна»), Билли Маклеллан («Никто»), Брендан Флетчер («Билли Кид»), Питер Синкода («Мидуэй») и Джессика Маклауд («Непрощенная»). Продюсерами проекта выступят Марк Провиссиеро («Никто», «Без обид»), Оденкёрк и Колстад, которые недавно завершили работу над фильмом «Никто 2».