Музыка и зрелища: эксперты InterMedia представили индустриальный отчет за 2018–2023 годы
Эксперты информационного агентства InterMedia представили исследование «Музыка и зрелища: индустриальный отчет, 2018–2023 гг.» 13 ноября 2023 года. Ранее выдержки из этой работы были опубликованы в материале РБК «Организаторы шоу недосчитались трети доходов от допандемийного уровня» от 11 ноября 2023 года.
Зрелищные мероприятия
2018–2023 гг.
По методике InterMedia к зрелищным мероприятиям в сфере культуры относятся три сегмента:
- афишные исполнительские мероприятия (концерты, спектакли, шоу всех видов с участием исполнителей и распространением билетов или открытым входом);
- неафишные исполнительские мероприятия (частные, государственные, корпоративные и др.);
- кинопоказ и кинофестивали (продажи билетов в кинотеатры, доли продюсеров от зарубежного проката российских фильмов, бюджетные ассигнования и субсидии, выделяемые на производство и распространение фильмов, а также на проведение кинофестивалей).
При этом учитывается деятельность организаций всех организационно-правовых форм.
Зрелищные мероприятия в сфере спорта в исследовании не учитываются.
Финансовые показатели зрелищных мероприятий 2018–2023 гг., млн руб.
2018 | 2019 | |||||
КД | БА | Всего | КД | БА | Всего | |
Афишные исполнительские мероприятия | 96 000 | 98 476 | 194 476 | 110 090 | 112 310 | 222 400 |
Неафишные исполнительские мероприятия | 30 000 | 0 | 30 000 | 36 000 | 0 | 36 000 |
Кинопоказ и кинофестивали | 52 212 | 7 830 | 60 042 | 55 314 | 9 603 | 64 917 |
Итого | 178 212 | 106 306 | 284 518 | 201 404 | 121 913 | 323 317 |
2020 | 2021 | |||||
КД | БА | Всего | КД | БА | Всего | |
Афишные исполнительские мероприятия | 29 142 | 120 567 | 149 709 | 60 628 | 130 510 | 191 138 |
Неафишные исполнительские мероприятия | 20 000 | 0 | 20 000 | 23 000 | 0 | 23 000 |
Кинопоказ и кинофестивали | 23 819 | 12 052 | 35 871 | 42 201 | 8 692 | 50 893 |
Итого | 72 961 | 132 619 | 205 580 | 125 829 | 139 202 | 265 031 |
2022 | 2023 (П) | |||||
КД | БА | Всего | КД | БА | Всего | |
Афишные исполнительские мероприятия | 70 500 | 131 500 | 202 000 | 98 500 | 150 000 | 248 500 |
Неафишные исполнительские мероприятия | 26 000 | 0 | 26 000 | 30 000 | 0 | 30 000 |
Кинопоказ и кинофестивали | 24 350 | 10 000 | 34 350 | 27 000 | 10 000 | 37 000 |
Итого | 120 850 | 141 500 | 262 350 | 155 500 | 160 000 | 315 500 |
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
Примечания InterMedia:
КД – доходы от коммерческой деятельности
БА – бюджетные ассигнования
П – прогнозные данные.
Поступления из различных фондов включены в доходы от коммерческой деятельности.
Показатели зрелищных индустрий – доходы от коммерческой деятельности и бюджетные ассигнования, 2018–2023 гг., млн руб.
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
Учтены: афишные и неафишные исполнительские мероприятия, кинопоказ и кинофестивали.
П – прогнозные данные.
Общий оборот зрелищных мероприятий по итогам 2022 года составил 262,4 млрд рублей. Из этой суммы 141,5 млрд рублей приходятся на доходы от коммерческой деятельности, а 120,9 млрд рублей – на ассигнования из бюджетов всех уровней.
Согласно прогнозу, по итогам 2023 года обороты составят 315,5 млрд рублей. Из этой суммы 155,5 млрд рублей составят доходы от коммерческой деятельности, а 160 млрд рублей – ассигнования из бюджетов всех уровней.
Таким образом, оборот зрелищных индустрий по итогам 2023 года приблизится к объемам допандемийного 2019 года.
В бюджетные ассигнования включены как средства, полученные от учредителей, так и гранты и субсидии, полученные из бюджетной системы Российской Федерации. В 2020 году впервые в истории зрелищных индустрий России объем бюджетных ассигнований превысил объем доходов от коммерческой деятельности: 132,6 млрд рублей против 72,9 млрд рублей. В 2022 году тренд остался неизменным: 141,5 млрд рублей против 120,9 млрд рублей.
Эксперты InterMedia по имеющимся данным прогнозируют сохранение тренда и по итогам 2023 года. Так, на бюджетные ассигнования придется 160 млрд рублей, а на коммерческую деятельность – 155,5 млрд рублей.
Эксперты InterMedia продолжают фиксировать тренд, связанный с изменением структуры доходов афишных мероприятий.
Так, по итогам 2019 года доходы от коммерческой деятельности между бюджетными (т.е. цирками, концертными организациями и самостоятельными коллективами, театрами и их филиалами, подведомственными органам культуры и другим ведомствам РФ) и небюджетными организациями распределились почти поровну: 46% и 54% соответственно. В пандемию соотношение серьезно сместилось в сторону бюджетных организаций – на них в 2020 году пришлось уже 74% от всей коммерческой деятельности.
По итогам 2022 года доля бюджетных организаций составила 65%. По прогнозам InterMedia, по итогам 2023 года их доля также останется доминирующей. Такой тренд, скорее всего, будет сохраняться и в ближайшие годы.
Таким образом, если не случится новых потрясений, коммерческие доходы бюджетных организаций, занимающихся афишными мероприятиями, по итогам 2023 года превзойдут результат 2019 года на 21%.
При этом коммерческие доходы непосредственно небюджетных организаций (т.е. предпринимателей) в этом сегменте окажутся на 38% ниже уровня 2019 года, т.е. этот субсегмент зрелищных индустрий в последние годы понес самые большие и трудновосполнимые потери.
Афишные мероприятия – доходы от коммерческой деятельности, 2018–2023 гг., млн руб.
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, а также собственным данным InterMedia)
П – прогнозные данные.
Бюджетные ассигнования, выделяемые организаторам афишных мероприятий, в пандемийный 2020 год выросли на 7,4% относительно допандемийного 2019 года. В 2021 году они выросли на 16,2% относительно все того же 2019 года. По итогам 2022 года их рост относительно 2019 года составил 17%.
Результаты опроса по итогам 2022 года
Аналитический департамент информационного агентства InterMedia провел опрос участников индустрии звукозаписи и индустрии зрелищных исполнительских мероприятий по итогам 2022 года.
Опрос проходил с апреля по август 2023 года, в нем приняли участие около тысячи респондентов.
Сразу хочется озвучить один печальный вывод. Обе индустрии, к сожалению, чудовищно закрытые. Так, всего около 1% от всех опрошенных даже на условии анонимности согласились раскрыть данные, касающиеся своих доходов за год.
В то же время хочется отметить несколько позитивных трендов. Так, в обеих индустриях за год вырос и объем работ, и объем доходов от коммерческой деятельности
Объем работ в индустрии звукозаписи, 2022, %
Объем работ в индустрии зрелищных исполнительских мероприятий, 2022, %
Объем доходов от коммерческой деятельности в индустрии звукозаписи, 2022, %
Объем доходов от коммерческой деятельности в индустрии зрелищных исполнительских мероприятий, 2022, %
Однако есть и негативный тренд, который также фиксируется уже не первый год. Это тотальная нехватка ассигнований из бюджетов всех уровней, вкл. субсидии, гранты, дотации, а также поступлений от независимых спонсоров и меценатов.
Острее всего эта проблема чувствуется в индустрии звукозаписи. Впрочем, хотя в индустрии зрелищных исполнительских мероприятий много бюджетных организаций (например, из числа театров, цирков, концертных организаций и самостоятельных коллективов), но даже там проблема стоит достаточно остро.
Так, нехватку бюджетных ассигнований и спонсорских поступлений ощущают более 60% игроков индустрии звукозаписи, а также более 50% – индустрии зрелищных исполнительских мероприятий.
Объем бюджетных ассигнований в индустрии звукозаписи, 2022, %
Объем бюджетных ассигнований в индустрии зрелищных исполнительских мероприятий, 2022, %
Объем поступлений от независимых спонсоров и меценатов в индустрии звукозаписи, 2022, %
Объем поступлений от независимых спонсоров и меценатов в индустрии зрелищных исполнительских мероприятий, 2022, %
Кроме того, участников опроса просили оценить эффективность государственного (местного) управления в сфере креативных (творческих) индустрий по пятибалльной шкале (максимальная оценка – 5). По всей видимости, именно наличие большого числа бюджетных организаций, а также бюджетных ассигнований в одной из индустрий привело к принципиально разным оценкам.
Так, в индустрии звукозаписи доля тех, кто поставил 5 и 4 балла – всего 4%. В то же время высока доля тех, кто оценил роль государственного (местного) управления крайне отрицательно – больше половины (57%) указали только 1 балл.
В то же время в индустрии зрелищных исполнительских мероприятий доля тех, кто поставил 5 баллов, составила 7%, а 4 балла – 18%. Доля оценивших на 1% оказалась существенно ниже, чем в индустрии звукозаписи – всего 22%.
Эффективно ли государственное (местное) управление в индустрии звукозаписи?, %
Эффективно ли государственное (местное) управление в индустрии зрелищных исполнительских мероприятий?, %
Открытые вопросы (участникам предлагалось самим сформулировать ответы)
InterMedia обращает внимание, что рейтинги составлялись на основе ответов, данных респондентами. Поскольку не все термины в данной индустрии устоялись и однозначно трактуются всеми участниками, некоторые компании оказались и среди стриминговых сервисов, и среди агрегаторов контента, и среди рекорд-лейблов.
Самые эффективные стриминговые сервисы, по мнению опрошенных, в 2022 году
1. VK Music
1. Яндекс.Музыка
2. Spotify
2. Apple Music
3. Звук
4. YouTube Music
5. Tencent Music
6. Deezer
По совокупности ответов с одинаковым количеством голосов лидировали VK Music и «Яндекс.Музыка». Второе место разделили (также с одинаковым количеством голосов) Spotify и Apple Music. На третьем месте расположился «Звук».
Самые эффективные агрегаторы контента, по мнению опрошенных, за 2022 год
1. ONErpm
2. Believe Digital
3. Zvonko Digital
4. Звук
5. Национальный Цифровой Агрегатор
Самые эффективные рекорд-лейблы, по мнению опрошенных, за 2022 год
1. Первое Музыкальное Издательство
2. Effective Records
3. Velvet Music
4. Студия «Союз»
5. A+.
Самые значимые премии в сфере зрелищных исполнительских искусств, по мнению опрошенных, в 2022 году
1. Золотая маска
2. Премия RU.TV
3. Bravo
Самые заметные зрелищные исполнительских мероприятия, по мнению опрошенных, в 2022 году
1. Фестиваль VK Fest
2. Фестиваль «Спасская башня»
3. Концерт группы «Ленинград»
4. Концерт группы «Руки вверх»
5. Фестиваль «Алые паруса»
Самые эффективные билетные операторы, по мнению опрошенных, за 2022 год
1. Kassir.ru
2. Ticketland
3. Kassy.ru
4. Яндекс. Афиша
5. InTickets
Замечания и предложения по исследованию просьба направлять на research@intermedia.ru.
Версия исследования для скачивания.
Тилль Линдеманн показал новую песню и анонсировал тур
Тилль Линдеманн выпустил 20 декабря 2024 новый сингл «Meine Welt» (в переводе с немецкого «Мой мир» - Прим. «ИнтерМедиа»). Автором музыки и продюсером трека выступил молодой немецкий музыкант Николас Людвиг, слова написал сам Тиль. Это уже третья сольная вещь лидера Rammstein, вышедшая в текущем году, после «Entre Dos Tierras» и «Übers Meer» («Через море»). «ИнтерМедиа» напоминает, что в ноябре 2023 года Тиль выпустил сольный альбом «Zunge».
Новая песня дала название европейскому туру, в который Линдеманн планирует отправиться в октябре 2025 года. А будущем летом у него запланированы выступления на нескольких фестивалях.
SZA выпустила расширенную версию альбома «SOS» и клип с Беном Стиллером
Релиз альбома певицы SZA «SOS Deluxe: Lana» состоялся 20 декабря 2024 года. Как следует из названия, это делюкс-версия ее второй студийной пластинки «SOS», вышедшей в 2022 году. Расширенное издание дополнено 15-ю новыми треками (так что общее их количество составляет 38). В их числе дуэт «30 for 30» с Кендриком Ламаром, с которым SZA отправится в совместный тур в 2025 году.
В день выхода альбома состоялась и премьера клипа на еще одну новую песню «Drive». Главную роль в видео, снятом режиссером Брэдли Дж. Колдером, исполнил актер Бен Стиллер. По сюжету, он едет на машине по пустынному ночному шоссе, подпевая звучащей песне и периодически совершая странные действия: высовывается из окна, выходит и танцует и т.п. В финале действие перемещается в лес, где зрители видят обнаженную SZA в образе то ли нимфы, то ли какого-то огромного насекомого. В таком же виде она предстает на обложке альбома.
Группа Reflex отмечает 25-летие
Группа Reflex отмечает свое 25-летие. Вячеслав Тюрин и Ирина Нельсон напомнили агентству «ИнтерМедиа», что 16 декабря 1999 года на радиостанции «Европа плюс» состоялась премьера песни «Дальний свет». Этот момент стал отправной точкой в истории популярного поп-проекта, который вскоре покорил не только российские, но и международные чарты. Песня «Дальний свет» была настолько яркой, а клип таким нестандартным для русской музыки того времени, что представители музыкальных лейблов страны даже подумали, что это какой-то европейский проект, вспоминают Вячеслав Тюрин и Ирина Нельсон.
Однако амбициозные создатели музыки Reflex считают годом рождения своей группы год первого по-настоящему большого успеха.
- Тогда, 16 декабря 1999 года, выпустив «Дальний свет», мы словно зачали ребёнка, — говорит композитор Вячеслав Тюрин. — А настоящее рождение Reflex мы, конечно же, считаем от песни «Сойти с ума». От нашего первого по-настоящему большого успеха.
Оглушительно выстрелившая буквально на всех радиостанциях России в 2000 году, песня установила все возможные и невозможные рекорды по продолжительности нахождения в радиоэфирах и топ-чартах. Поэтому лидеры Reflex своим годом рождения считают именно 2000-й. А вот дату менять не стали —16 декабря.
С 2000 года коллектив выдавая хит за хитом: «Сойти с ума», «Первый раз», «Потому что не было тебя», «Падали звезды», «Нон Стоп», «Танцы» — и это лишь малая часть песен, которые знает буквально каждый. Музыка Reflex живет уже третье поколение, их песни перепевают молодые артисты, а группа продолжает выпускать новые синглы. Средний возраст слушателя Reflex, по данным ВЦИОМ, 25-35 лет. Песни Reflex не стареют, как и сама группа, и её бессменная солистка, «золотой голос Reflex» Ирина Нельсон.