«Российская креативная неделя – Сибирь» выяснила, как музыка влияет на развитие бизнеса и жизнь города
Одной из тем форума «Российская креативная неделя – Сибирь», прошедшего в Красноярске, стало влияние музыки и в целом звукового фона на формирование городской среды, настроение и поведение жителей, на ведение бизнеса. Участники сессии «Саундскейп современного города: как музыка формирует пространство и настроение» обсудили, каким образом аудиоимидж раскрывает идентичность того или иного места, бренда, кто и с какими целями его создает, какие запросы в этой сфере есть у жителей различных городов и почему важно соблюдать звуковую экологию.
- Согласно исследованиям Института Гэллапа, до 33% посетителей торговых центров могут совершить покупку под воздействием специально подобранной музыки. При этом медленная музыка увеличивает прибыль в магазинах на 38%, а ритмичная в барах – на 40,9%, низкий темп заставляет посетителей дольше задерживаться в точках продаж, а высокий – повышает интенсивность набора товаров, – отметил модератор встречи, A&R директор лейбла «Первое музыкальное» Андриан Мельников.
Его поддержала генеральный директор ООО «ФорМакс» – разработчика интеллектуально-программного решения Fonmix для аудио- и видеооформления общественных пространств Валерия Брусникина/
- Мы озвучиваем более 45 тыс. общественных пространств на территории России, стран СНГ и не только ориентируемся на международный опыт, но и проводим собственные исследования о влиянии музыки на покупательную способность, настроение и поведение потребителей, - сказала Брусникина. - Последнее было проведено совсем недавно среди миллениалов – тех, кто родился в период с 1984 по 2000 год. По его результатам 40% опрошенных сразу уходят из заведения, если им не нравится аудиосопровождение. 58% заказывают больше напитков в барах и ресторанах, чтобы послушать музыку. Также в России сейчас активно развивается сервис, позволяющий человеку менять музыку в заведении, где он находится. Без аудиооформления любой ресторан превращается в обычную столовую, а бизнес становится безликим и неинтересным. Предпринимателям, которые раскрывают идентичность своего бренда, в том числе через звуковое оформление, удается расширять аудиторию и увеличивать коммерческие показатели. У нас есть и персональные предложения для компаний с учетом их целевой аудитории, расположения, времени суток, праздников, и готовые плейлисты в самых разных жанрах и стилях. Всего в каталоге более 15 млн композиций на любой вкус. В приложение Fonmix встроен рекомендательный сервис, который помогает с помощью тонких настроек подобрать наиболее подходящую музыку для конкретного пространства. Вы загружаете две-три композиции, и программа предлагает похожие треки, но, например, без слов, более динамичные или медленные, звучащие в другой тональности, с другим настроением. Мы разработали и специальный инструмент, позволяющий определять, какие эмоции вызывает у клиентов то или иное аудиовизуальное оформление.
Продолжая тему результатов изучения аудитории и ее музыкальных предпочтений, директор направления стратегических проектов аналитического центра НАФИ Ирина Гильдебрандт рассказала об исследовании, которое было проведено центром совместно с АНО «Креативная экономика» специально для «Российской креативной недели» и показало, какую музыку больше слушают в различных регионах России, какую роль играет звуковое сопровождение в жизни горожан и насколько они вовлечены в музыкальную индустрию.
- Когда бизнес понимает вкусы и запросы потребителей, ему проще сделать более качественный продукт, который будет актуален на рынке, - считает она. - Мы собрали свою статистику в этой сфере, опираясь на различные факторы. 61% россиян старше 18 лет ежедневно слушают музыку, а каждый пятый считает ее главным видом искусства. 64% опрошенных предпочитают российских исполнителей зарубежным, при этом среди них больше всего женщин от 25 до 50 лет. Западную музыку активно слушают 23% населения, и в основном это молодежь, мужчины от 18 до 34 лет, сами имеющие отношение к музыкальной индустрии. Сейчас самый популярный в России жанр – поп-музыка. Второе место занимает танцевальная музыка, а третье – шансон. На четвертой строчке оказался рок, а на пятой – академическая классическая музыка. Хип-хоп также есть в списке, но не вошел в пятерку лидеров. Интересно, что в различных регионах вкусы слушателей различаются. В Центральном федеральном округе чаще всего слушают рок, панк и металл. В Северо-Западном – альтернативную музыку, в Приволжском – танцевальную, инди и этническую. Дальний Восток оказался лидером по прослушиванию рока, а Сибирь – металла и шансона. Наиболее востребованные музыкальные продукты в России – это поп, классика и шансон. 6% всего взрослого населения страны имеют отношение к производству музыкального продукта. Более активными регионами по производству такого контента являются Москва, Питер и города Сибири. У среднестатистического музыкального креатора мужское лицо, и ему до 35 лет.
Генеральный директор Московского концертного зала «Зарядье» Иван Рудин, профессиональный музыкант, критически оценивает современный звуковой пейзаж большого города.
- Из-за того, что человек везде слышит музыку, он испытывает огромную нагрузку на психику, - считает Рудин. - Зачастую превышается допустимый уровень громкости и, например, в ресторане она звучит так, как будто ты находишься в ночном танцевальном клубе. Это отвлекает от общения, мыслительных процессов, и в результате у людей, особенно молодых, которые потребляют больше аудиоспама, возникают закономерные последствия – трудности с концентрацией, принятием решений. Они привыкают к таким манипуляциям их сознанием и теряют способность сосредотачиваться на чем-то. Возможно, в ритейле аудиосопровождение и приносит дополнительную прибыль, но я не уверен, что агрессивная политика звукового воздействия принесет позитивные результаты в глобальном смысле. Важно выработать и соблюдать нормы звуковой экологии, так же как мы заботимся о чистоте воздуха и воды, а еще иметь возможность самостоятельно выбирать музыкальное сопровождение.
Генеральный директор Красноярской краевой филармонии Евгений Стодушный возразил коллеге по поводу способов применения музыки для реализации тех или иных целей.
- Использовать музыку в бизнесе в качестве инструмента манипуляции – это нормально, потому что весь маркетинг представляет собой манипуляцию поведением потребителей в той или иной форме, - пояснил он. - Вопрос, какую музыку выбирать. Говоря о влиянии музыки не только на личность человека, но и на развитие экономики, имеет смысл продвигать классическое искусство. В Европе есть целый город, который ассоциируется с конкретным композитором. Это Зальцбург – родина Моцарта. Ежегодный сбор Зальцбургского фестиваля составляет около 30 млн евро, а вклад в национальный ВВП – 1 млрд евро. Еще один пример – это Монтрё, небольшой городок в Швейцарии размером с деревушку, который очень сильно способствовал развитию экономики страны за счет джазового фестиваля, ставшего одним из самых известных в мире. С помощью классической русской музыки можно развивать локальные бренды. Дмитрий Хворостовский, родившийся в Красноярске, сам стал таким брендом, прославив свой город. Сегодня его имя носит Сибирский государственный институт искусств, фестиваль искусств, проходящий в Красноярске, – событие, претендующее уже на федеральный масштаб, и даже международный аэропорт города, где в зоне ожидания звучит мягкий, успокаивающий баритон. Благодаря тому, что наш город выбрал для позиционирования правильную, качественную музыку с историческими корнями, у нас активно развивается и туризм, и местный бизнес.
Доктор культурологии, доцент, член Ассоциации искусствоведов, исполняющий обязанности ректора СГИИ имени Хворостовского Владимир Лузан продолжил тему актуализации российской классики и ее использования для формирования звукового городского ландшафта, аудиоимиджа города.
- Подобрать музыку для конкретного бизнеса довольно просто – достаточно понять цели бренда, его целевую аудиторию, то настроение и атмосферу, которую хочет создать владелец для привлечения клиентов, - сказал эксперт. - С выбором аудиосопровождения и созданием аудиовизитки для города все гораздо сложнее: в нем живет огромное количество самых разных людей различного возраста, вкусовых предпочтений. Однако можно работать со звуковым оформлением на более локальном уровне. В следующий теплый сезон мы с коллегами будем создавать музыкальный ландшафт в районе центрального корпуса нашего института, где будет звучать академическая и русская народная музыка.
Ким Уайлд отправилась на ночном поезде в клипе на песню из нового альбома
Премьера сингла и клипа Ким Уайлд «Midnight Train» состоялась 22 ноября 2024 года. В видео, снятом режиссером Шоном Джеем Винсентом, британская певица едет в поезде, где ее окружают довольно странные личности.
Песня «Midnight Train», как и вышедший в августе сингл «Trail Of Destruction», войдет в новый альбом Ким «Closer», релиз которого состоится 31 января 2025 года. Пластинка станет первой студийной работой 64-летней певицы за шесть с лишним лет, прошедших с выхода ее последнего альбома «Here Comes The Aliens», релиз которого состоялся в марте 2018 года.
Ники Минаж отпраздновала 10-летие «The Pinkprint»
Ники Минаж выпустила 22 ноября 2024 года расширенную версию своего альбома «The Pinkprint» к его 10-летию. В пластинку вошли 27 треков, как хиты «Pills n Potions», «Anaconda», «Only», «Bed Of Lies», «Truffle Butter» и «The Night Is Still Young», так и новые треки. К ним относятся дуэт «Turn Ya Cap Back» со Swae Lee, «It’s Ok» с участием Дэвида Гетты и Davido, а также песня под названием «Arctic Tundra», в которой участвует покойный американский рэпер Juice WRLD.
Песня была слита в сеть еще в 2019 году, однако в официальный релиз она включена впервые. Juice WRLD скончался от случайной передозировки наркотиков в возрасте 21 года в декабре того же года. Сингл станет частью его посмертного альбома «The Party Never Ends», который готовится к выпуску 29 ноября.
Рецензия на документальный сериал «Хит»: Галопом по хитам
2024, Wink.
Оценка: 7 из 10.
После выпуска сериала «Комбинация» онлайн-кинотеатр Wink решил ещё глубже исследовать тему российской попсы и заявил 8-серийный документальный проект «Хит». Каждый эпизод посвящён определённому пятилетию в истории нашей поп-музыки, начиная с 1991 года.
Проект достаточно амбициозный, о чём можно судить хотя бы по постеру со списком участников. То есть для фильма снято множество интервью с музыкантами, продюсерами, клипмейкерами, журналистами и многими другими интересными людьми. А дальше начинается самое интересное: смонтировать прямую речь так, чтобы она складывалась в стройную картину, этакий «музыкальный портрет пятилетки».
Получилось ли это у авторов? Нет, о стройной картине говорить не приходится: зажигательные цитаты наличествуют, но мысли и темы скачут от аранжировок к бандитам, от мечтаний о западной карьере к гиперинфляции, от смелых концертных нарядов до чемоданов продюсерских денег, от Валерии к Евгению Фридлянду… Блистательный состав спикеров, броская графика, архивные кадры и музыкальные фрагменты делают документальный продукт привлекательным по форме, но содержание оставляет вопросы. Например, о том, как всё было устроено «до шоу-бизнеса» в Советском Союзе, зрителю рассказывают юные блогеры; Валерия, вспоминая 90-е, как-то умудряется не упомянуть своего тогдашнего продюсера; «Комбинация» оказывается чуть ли не главной группой 10-летия, ну а Богдан Титомир не просто даёт интервью, а пытается превратить сериал в собственное шоу. Ему это свойственно, но куда смотрели режиссёры? Видимо, тяжеловато оторвать взгляд от Богдана и тем более покромсать его «стендап» редакторскими ножницами.
Как бы то ни было, проект снимался не для того, чтобы удовлетворить отдельно взятого критика и без фактических ошибок вспомнить, как всё происходило. «Хит» - в первую очередь развлекательный контент, и с этой точки зрения он вполне неплох.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»