Билли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамой

На церемонии «Театральный роман» наградят лучшие книги о театре

24.01.2024 11:33 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
Андрей Степанов, Дмитрий Коробейников

Пресс-конференция, посвященная Х юбилейной церемонии награждения лауреатов премии в области литературы о театре «Театральный роман», состоялась в пресс-центре ТАСС 23 января 2024 года.

В мероприятии приняли участие учредитель премии, главный редактор журнала «Сцена» Дмитрий Родионов, председатель жюри, художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин, председатель Попечительского совета Хуго Эрикссен, главный дирижёр Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Феликс Коробов, член Экспертного совета премии, арт-директор фестиваля «Биеннале театрального искусства» Ольга Егошина и художественный руководитель Российского Академического молодежного театра, народный артист РФ Алексей Бородин.

Дмитрий Родионов отметил, что за 10 лет существования премии книги о театре не утратили своего значения.

- Когда 10 лет назад мы затевали эту премию, это было нашей реакцией на то, что книга стала отодвигаться на второй план, и молодежи доставалось плоское осмысление бытия, - отметил он. - Тем не менее, у нас есть выдающиеся авторы - историки, театроведы, балетоведы. Желание их поддержать и двигало нами все эти 10 лет. Мы должны радоваться, что этим богатством обладаем. Именно в хорошей литературе можно найти те примеры, на которых можно ориентировать молодежь. Конечно, качество подготовки книг о театре не всегда равноценно, но одна из целей нашей премии — привлечь внимание аудитории к хорошим книгам.

В этом году жюри оценило более ста книг-претендентов на премию «Театральный роман», а в финалисты вышли семь изданий:

1.⁠ ⁠«Война и мир» Римаса Туминаса. Рождение спектакля. Ответственный редактор Елена Дунаева. – М.: 2022.

2.⁠ ⁠Театрократия. Екатерина II и опера. Автор-составитель Анна Корндорф. — М.: Государственный музей-заповедник «Царицыно», 2022.

3.⁠ ⁠Письма в Художественный театр. 1898-1928. В 2 томах. Редакторы: Инна Соловьева, Ольга Абрамова, Ольга Егошина. - М.: Навона, 2022.

4.⁠ ⁠Николай Цискаридзе. Мой театр. По страницам дневника. Автор идеи и литературный текст Ирина Дешкова. В 2 книгах. - М.: АСТ, 2022-2023.

5.⁠ ⁠Лиан Гийом. Я, Тамара Карсавина. Жизнь и судьба звезды русского балета. – М.: АСТ, 2022.

6.⁠ ⁠Кирилл Крок. Театр надо любить, причём вопреки. Под редакцией Марины Райкиной. - М.: Театралис, 2022.

7.⁠ ⁠Мордвинов Борис Аркадьевич. Воркутинская тетрадь Бориса Мордвинова. Записки для сына – будущего режиссера. Составление и послесловие Надежды Мордвиновой. - М.: Навона, Сцена, 2023.

- География премии с годами не сужается, - сказал Дмитрий Родионов. - У нас охвачена вся Россия — вплоть до Петропавловска-Камчатского. Жаль только, что тиражи таких книг обычно малы. Недавно я открыл советский сборник пьес Еврипида, который выходил тиражом в 25 тысяч экземпляров, а сейчас 1 000 экземпляров считаются огромным тиражом. В то же время молодежь 15-25 лет стала больше читать бумажные книги: это радующая тенденция. Семь книг-номинантов подтверждают высокий уровень российской театральной литературы. Например, двухтомник Николая Цискаридзе «Мой театр» попал в топ изданий в целом по стране.

Константин Райкин выразил неподдельное восхищение теми книгами, которые дошли до финала премии «Театральный роман»:

- 10 лет благодаря премии я читаю замечательные книги о театре. Это ведь очень специальная литература, связанная с камерным видом искусства. В книгах-финалистах разные виды тем - мемуарная, художественная литература, фолианты, связанные с деятельностью театрального художника… Например, «Театрократия. Екатерина II и опера» - настоящий подарок, наслаждение, ты просто испытываешь эстетическое удовольствие, держа в руках это сокровище. Там много сюрпризов: когда ты ее открываешь, она начинает с тобой играть. Или двухтомник «Письма в Художественный театр. 1898-1928», который составили Инна Соловьёва, Ольга Егошина и Ольга Абрамова. Это письма Константину Станиславскому, работникам театра от театральных зрителей. Я прямо утонул в этих двух томах. Наконец, «Мой театр» Николая Цискаридзе»! Всегда очень впечатляют книги о театре как магической силе.

Константин Райкин также высоко оценил состав жюри премии «Театральный роман»:

- Здесь прекрасные мастера, мной любимые люди. Галина Тюнина - знаю её с институтских фоменковских проб — мощная личность. Или Феликс Коробов, который успевает прочесть много книг и посмотреть множество фильмов. Для меня непостижимо, как при отборе можно прочесть 100-150 книг! До членов жюри уже доходит 12-15 лучших — настоящие бриллианты.

Феликс Коробов признался:

- Премия - громадное удовольствие и громадное счастье. Как же приятно общаться с людьми, у которых одна культурная база! Нам очень легко находить наших лауреатов. Книга о театре жива. Всегда у нас много мемуарной литературы. Для меня как книгочея с многолетним стажем- особое удовольствие от открытия книги и ее запаха. Лично для меня настоящим открытием стала «Воркутинская тетрадь Бориса Мордвинова. Записки для сына — будущего режиссёра».

Лауреат премии «Театральный роман» Алексей Бородин горячо поддерживает идею такого смотра:

- Получить эту премию для меня было очень неожиданно - я просто делился в книге своими мыслями. Для меня была важна причастность к кругу людей, которые могут что-то сказать о театральном искусстве. За всем этим стоит жизнь человеческая и жизнь страны со всеми ее взлетами и падениями. Культура должна играть в нашей стране основополагающую роль, и премия этому способствует.

Ольга Егошина вспомнила фразу Константина Райкина о том, что театральные люди – как Золушка: если их перестанут звать на бал, то они не смогут работать.

- Авторы книг – еще более Золушки, - подчеркнула она. - Им нужно знать, что не зря они собирали материал. Учредители премии понимают, для какого искушённого читателя они работают. «Театральный роман» - важная составляющая всего театрального процесса. В этом году книг было немного меньше, чем обычно - думаю, это связано с удорожанием издания книг. Сейчас книгу нужно поддержать, и я счастлива, что «Театральный роман» это делает.

Председатель попечительского совета премии Хуго Эрикссен вспомнил притчу о шмеле: шмель слишком тяжёл, чтобы летать, но не знает этого, потому и летает.

-Книги о театре - тот самый шмель, - заметил он. Культура - нематериальный актив, для развития страны она чрезвычайно важна. В попечительском совете мы гордимся, что имеем отношение к этому начинанию, но ни в коем случае не пытаемся как-то повлиять на результаты. В других странах аналогов этой премии вы не найдете.

Церемония награждения лауреатов премии в области литературы о театре «Театральный роман» состоится в Государственном институте искусствознания (Козицкий пер., 5) 26 января 2024 года. Дмитрий Родионов рассказал, что там она проходит второй год подряд, и в этом учреждении работает немало лауреатов премии.

- Церемония носит камерный характер, мы собираем не более ста человек, - рассказал он. - Единомыслие, понимание друг друга и любовь к книге о театре - это то, что нас объединяет.

Фото: Андрей Степанов, Дмитрий Коробейников
Теги: репортаж с пресс-конференции, Театральный роман

Роман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИ

кадры из видео

Президентский фонд культурных инициатив 17 мая 2024 года отмечает свое трехлетие. По этому случаю генеральный директор ПФКИ Роман Карманов дал большое интервью главному редактору информационного агентства "ИнтерМедиа" Евгению Сафронову. В нем он подводит итоги трехлетней работы и раскрывает некоторые планы на будущее.

Видео с интервью доступно на платформах VK и Rutube.

ПФКИ был учрежден указом президента Российской Федерации от 17 мая 2021 года №287 «О создании Президентского фонда культурных инициатив». Цель его создания — оказание поддержки проектам в сфере культуры, искусства, креативных (творческих) индустрий. За годы работы фонда было проведено 11 конкурсов и 12 заявочных кампаний, поддержано 7 202 проекта на сумму около 25 млрд рублей. На сайте ПФКИ зарегистрировались почти 160 тысяч проектных команд, эксперты рассмотрели почти 76 тысяч заявок из всех регионов страны. Суммарная аудитория проектов, поддержанных ПФКИ— около 30 млн человек ежегодно.

Дополнительная информация: pr@intermedia.ru

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Александр Домогаров объяснил свой уход из театра Моссовета «чудовищным разрушением» традиций

Илья Золкин

Александр Домогаров распространил открытое письмо, в котором описал причины своего ухода из театра им. Моссовета. Актер объяснил свое увольнение с несогласием с политикой художественного руководителя театра Евгения Марчелли и директора Алексея Черепнева. Домогаров считает, что с 2020 года наблюдалось «чудовищное разрушение» традиций театра. Актер выражал протест против этого попыткой уйти из театра Моссовета еще в октябре 2023 года, но услышан не был.

- Со стороны руководства, как художественного, так и администрации, были спланированы такие действия — и были ими осуществлены, — что нужно было уходить сразу тогда, - цитирует «МК» письмо актера. - Я официально обратился с просьбой снять меня с роли в постановке «Тартюф», на которую меня назначили, не поговорив, не обсудив отношение к герою, пьесе. Назначили просто приказом, назначили на роль, которая требует не одной недели совместного обсуждения! Я посчитал свое участие в этом проекте просто невозможным по очень многим причинам. Сделал это еще и для того, чтобы сохранить единственный мой спектакль в репертуаре — «Ричард III», который мне был очень дорог! Сохранить из уважения к зрителям, которых обрел этот спектакль — география городов, из которых приезжали зрители, чтобы увидеть спектакль, очень впечатляет; из уважения к режиссеру и некоторым моим партнерам по спектаклю. Отбросив эмоции, я пытался хотя бы в масштабах данного спектакля просто честно делать свое дело, за которое не было бы стыдно, чтобы дать зрителю увидеть часть того, чем Театр им. Моссовета был много лет.

Я закрывал глаза на то, что осенью в анонсах спектакля не указывалось мое имя. Закрывал глаза на то, что до декабря театр не потратил ни копейки на рекламу спектакля «Ричард III», имеющего самую высокую цену на билеты; на то, что «Ричард III» принципиально ставили в афише на самый сложно продаваемый день, зная, что все равно будет аншлаг. Только после моего официального письма в адрес администрации выяснилось, что все привыкли к тому, что «Домогаров сам себя продает», а весь рекламный бюджет театра концентрировался на попытках заполнить полупустые залы «новаторских спектаклей».

Александр Домогаров подчеркнул, что не раз излагал свои претензии администрации театра, но ответа на свои запросы не получал.

- Чтобы понять уровень коммуникаций в театре, достаточно отметить, что ни художественный руководитель, ни директор не ответили ни на одно из моих обращений, - отмечает актер. - Ни по поводу отсутствия системы продвижения спектаклей и огромных потерь доходов, ни по поводу необходимости съемок спектаклей с участием артистов старшего поколения, ни по предложению выпуска книг к юбилею режиссера Юрия Еремина, предстоящему юбилею Валентины Талызиной, 15-летию чеховской трилогии Кончаловского и так далее.

Ответ Александр Домогаров получил лишь после повторного обращения по спектаклю «Ричард III», который к тому времени, по его мнению, уже «разваливался».

- Последней каплей было предложение ввести за несколько репетиций в зале и 2 репетиции на сцене в июле актрису на вторую главную женскую роль, сцены с которой в период постановки спектакля несколько месяцев ставились с участием не только режиссера, но и хореографа, и сразу сыграть спектакль для зрителей. Я благодарен некоторым моим партнерам по спектаклю, которые все это время держали высокую планку старой моссоветовской школы. Но надо признать, что спектакля «Ричард III» — той нити, которая связывала меня с Театром им. Моссовета, — больше нет. Как нет и того Театра, в котором я прослужил несколько десятилетий. Есть катастрофическое неуважение к артистам, к профессии, к зрителю. Цинично заявлять о восстановлении мемориальных кабинетов Завадского и Хомского, одновременно разрушая всё, что было ими создано.

Накануне стала известна точная дата ухода Александра Домогарова из театра им. Моссовета. Заявление об увольнении из учреждения артист подал через своего директора 14 мая 2024 года. Согласно документу, окончательно уйти из театра Домогаров должен 28 мая.

Умер актер Ростовского музыкального театра Вячеслав Гостищев

сайт театра

Заслуженный артист РФ Вячеслав Гостищев скончался 14 мая 2024 года. Об этом сообщает сайт Ростовского государственного музыкального театра, где артист служил с 1993 года.

До этого он работал в театрах Челябинска, Омска, Новосибирска, Ташкента, Краснодара, исполнив более ста басовых ролей в опереттах. Вячеславу Гостищеву был 91 год. Несмотря на солидный возраст, он до последнего времени был задействован в 11 спектаклях Ростовского музыкального театра.

Фото: сайт театра
Теги: смерть
β 16+