Рецензия на книгу Михаила Кузищева «Панк-рок. Предыстория. Прогулки по дикой стороне: от Боба Дилана до Капитана Бифхарта»
2024, «АСТ».
Оценка: 8 из 10.
Слово «панк» на обложке набрано самым крупным шрифтом. Михаил Кузищев объясняет, что это было решение издательства для привлечения внимания читателей. Иначе как-то сложно объяснить, что объединяет героев книги, игравших совершенно разную музыку. Все они в какой-то степени были предтечами панк-рока, но не обязательно в музыкальном смысле: на самом деле их объединяет то, что они и в своём времени смотрелись как минимум странно, нарушали большинство неписаных правил и не пользовались большим коммерческим успехом.
Боб Дилан, Fugs. Godz, Velvet Underground, Modern Lovers, Капитан Бифхарт, Shaggs – некоторые из этих имён настолько легендарны, что их мало кто помнит. Зачем же про них читать? В послесловии Михаил Кузищев цитирует слушателей его радиоцикла, которые писали что-то вроде «совсем не моя музыка, но вы так интересно рассказываете…». Это чистая правда. У автора есть суперспособность даже про забытую группу Fugs написать крайне захватывающе, а лёгкая ирония делает повествование ещё занимательнее. Благодаря «Прогулкам по дикой стороне» многие имена, которых вы, может быть, знали только по строчкам в рок-энциклопедиях, обретут подробную биографию, характер, творческий азарт и т.д.
Нобелевский лауреат по литературе Боб Дилан, казалось бы, выбивается из «аутсайдерского» ряда – но на самом деле нет. Из его насыщенной карьеры выбран максимально неоднозначный период, когда Боб отказался от бард-фолка в пользу ревущих электрогитар и прото-панковского звучания. Это сопровождалось неумеренным употреблением запрещённых веществ и – как ни странно теперь это вспоминать – резким неприятием всех новшеств со стороны публики. Концерты Дилана собирали аншлаги, но половина зрителей приходила, чтобы устроить бывшему кумиру обструкцию. Это страшно заводило Боба, который подпитывался отрицательной энергией толпы и переводил её в ещё более яростное звучание. Мы тогда чуть не потеряли будущего нобелиата, но всё кончилось хорошо, хотя в процессе чтения прямо-таки опасаешься за героя.
Velvet Underground – не менее легендарная группа, которая никогда не пользовалась успехом у широкой публики. В «Прогулках» их драма описывается очень подробно и последовательно, об отношениях Лу Рида, Джона Кейла, Энди Уорхола и других хоть сериал снимай. Капитан Бифхарт – явно любимый герой Михаила Кузищева: автор посвящает ему целую повесть и прощает диктаторские замашки, с которыми он муштровал своих музыкантов, по сути превратив группу в секту. Не зная музыкальной грамоты и даже аккордов, Дон Влит (он же Капитан Бычье Сердце) тем не менее фонтанировал гениальными идеями – и некоторые даже удалось зафиксировать на плёнке, хотя для этого пришлось изобрести суперсложный способ коммуникации с более профессиональными музыкантами (а также заставить их беспрекословно подчиняться).
Не менее странный персонаж – Джонатан Ричман из Modern Lovers, который принципиально не употреблял наркотики, беспокоился об экологии (ради которой просил своих музыкантов играть как можно тише), исповедовал ЗОЖ (в середине 60-х!) – и отказался от большой карьеры, дабы не поступаться своими принципами. «Вырвал поражение из цепких лап победы», констатирует автор; впрочем, Ричман совершенно ни о чём не жалел и обрёл гармонию.
Завершает книгу симпатичная маленькая главка про группу Shaggs – трёх сестёр из американского захолустья, из которых властный отец решил сделать рок-группу. Ни папа, ни дочери ни разу не были на настоящем концерте и не умели настраивать гитары, что не помешало им интуитивно записать пару альбомов, над которыми угорали все инженеры на студии. Спустя много лет выяснилось, что самоучки из Фримонта в своих работах использовали невероятно сложные ритмы и размеры. Точно по Ильфу и Петрову: «Если б Остап узнал, что он играет такие мудреные партии и сталкивается с такой испытанной защитой, он крайне бы удивился».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Reflex выпустил страстную «Любовь-ракету»
Группа Reflex спустя неделю после релиза сингла «На одной орбите» выпустила ещё один сингл – «Любовь-ракета». Если «На одной орбите» стал гимном нежности, то "Любовь-ракета" – это настоящий взрыв эмоций, это микс чувственности, страсти и безупречной аранжировки. Трек сочетает в себе современное звучание и фирменный стиль группы, который уже более двух десятилетий покоряет сердца слушателей.
Рецензия на сингл Евы Власовой «Выхода нет»: Ключ поверни и полетели
2025, MSHX Label.
Оценка: 7 из 10.
Когда песня доиграет, её хочется включить снова с вопросом «что это было?». «Выхода нет» Евы Власовой длится менее двух минут, состоит из одного куплета, коротенького припева и неожиданного финала. Всё это как бы против правил, но интригует.
В куплете певица обращается к кому-то со словами «забирай всё, что хочешь», но тут же признаётся, что «нет ни шанса, и точка», и извиняется: «Прости, что превратили воду в вино». Всё это звучит довольно непонятно – впрочем, и мелодия не столь яркая, чтобы начать вслушиваться в текст.
Однако дальше следует припев, в котором Ева Власова буквально в одном предложении противоречит словам куплета, себе и некоему спасителю: «Не покидай нас, дай хоть один шанс (а как же «нет ни шанса, и точка?». – А.М.), чтобы спасти нам эту планету (тут, оказывается, глобальные смыслы открываются. – А.М.), мы изо всех сил (очевидно, слово «стараемся» не поместилось в размер. – А.М.), хотя кому я лгу? (очень быстрое осознание тщетности попыток спасти планету. – А.М.).
И – внезапная кода, объясняющая, почему всё бесполезно: «Нам уже пел «Сплин», что выхода нет, что выхода нет». Песня Евы Власовой – никоим образом не кавер-версия «Выхода нет» ныне негласно запрещённой группы «Сплин», но заглавную фразу артистка произносит практически с интонациями Александра Васильева. Примечательно, что приговор «Сплина» в новой песне считается окончательным, хотя Васильев пел не совсем об этом и по крайней мере летальных диагнозов планете не ставил. Но – какие времена, такая и песня «Выхода нет». У Власовой она короткая, сердитая и безнадёжная.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Snow Patrol выпустят расширенную версию альбома «The Forest Is The Path» и книгу о нем
Группа Snow Patrol представила 29 января 2025 года новый сингл «But I’ll Keep Trying». Это первая песня из расширенной версии их прошлогоднего альбома «The Forest Is The Path». Она выйдет 13 марта и будет содержать пять совершенно новых песен, а также новый микс «This Is The Sound Of Your Voice» Уилла Рейнольдса.
В тот же день в издательстве Harper Collins выйдет книга «The Forest Is The Path», которую написал фронтмен коллектива Гари Лайтбоди.
- Книга носит то же название, что и альбом, потому что является его дополнением, - рассказал автор в соцсетях. - Она (частично) рассказывает историю создания альбома, но больше половины книги посвящено смерти моего отца Джека.
Эти разделы книги — история четырех дней в моей жизни: день, когда он умер; следующий день; похороны; и день почти год спустя, когда альбом «The Forest Is The Path» начался. Тогда я написал для него первую песню, которая называлась «These Lies» - первое, что я вообще написал с тех пор, как он умер. Так что две истории связаны друг с другом. Смерть становится своего рода рождением. Не хочу раскрывать концовку или что-то еще. Да, это история о горе и смерти родителя, но это также история о жизни, музыке и смехе. Мой отец был очень забавным человеком, и если книга (если вы решите ее прочитать) заставляет вас иногда грустить, я очень надеюсь, что она также заставит вас местами смеяться. Это мой путь от оцепенения горя обратно к радости создания музыки с моими братьями Джонни и Нэйтаном.