На Креативной неделе в Ульяновске обсудили механизмы приобщения молодёжи к музыкальному наследию России
Панельная дискуссия «Гармония Родины: механизмы приобщения молодёжи к музыкальному наследию России», организованная Общественной палатой Ульяновской области, состоялась на площадке форума «Российская креативная неделя – Музыка» 23 мая 2024 года. Ключевыми задачами встречи стали обмен практиками поддержки музыкальных индустрий, обсуждение эффективных практик и проектов регионов и работа над развитием системы формирования музыкального вкуса молодёжи.
В событии приняли участие члены общественных палат регионов РФ и муниципальных образований Ульяновской области, профильных общественных советов, профессиональных союзов и творческих объединений, представители органов власти и местного самоуправления в сферах культуры и искусства, просвещения и воспитания, молодёжной политики, представители учреждений культуры, школ искусств, домов творчества, студенты, руководители, преподаватели и педагоги дополнительного образования вузов, колледжей и техникумов.
Модератором площадки выступила председатель Общественной палаты Ульяновской области Ирина Колоткова:
- Культурные коды народа находят отражение, прежде всего, в вербальных видах искусства, музыка – наиболее важное из них: колыбельная мамы, музыкальные занятия в детском саду и школе, музыкальное сопровождение жизни молодого человека и дома, и в среде сверстников – это то, что приобщает и воспитывает человека и гражданина, и то, что сохраняет и передаёт ДНК родной культуры. Сегодня Общественная палата Ульяновской области выступила с предложением обсудить связи между музыкальным творчеством и гражданской идентичностью, как музыка служит средством выражения креативного начала молодого поколения, выражения любви к своей стране, сохранения культурного наследия и поиска личной идентичности среди разнообразных творческих и музыкальных направлений.
Начальник Управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков отметил:
- Сегодня одна из задач — создать моду на национальное культурное наследие, которое нам досталось и которое сформировано народами, населяющими Россию. Но создать это можно только на современном технологическом уровне. Это должно создаваться качественно на тактильном и визуальном уровнях и вызывать желание вовлекаться самому. У нас есть очень мощные музыкальные коды.
Сомодератор мероприятия, генеральный директор «Москонцерта» Илья Бачурин отметил, что важно находить те музыкальные «скрепы», которые позволят показать, что мы являемся единым целым:
- Российская классическая музыка, безусловно, является основой в любых залах – любая аудитория слушает её трепетно. Это всегда максимально глубокое вдумчивое слушание. Коллаборация жанров — важнейшее пространство, где можно найти связку с молодой аудиторией.
Ректор ГИТИС, член Общественной палаты РФ Григорий Заславский отметил, что в последнее время благодаря креативным индустриям возрос интерес к современной российской музыке, фольклору, появилось несколько конкурсов для молодых композиторов.
Руководитель креативного пространства «Квартал» Павел Солдатов отметил, что этно-фолк набрал популярность благодаря молодым исполнителям:
- Мне понравился пример казанского музыканта Мити Бурмистрова, который отправился в экспедицию по Татарстану, чтобы собрать татарские легенды. Он записывал не только сами тексты, но и музыкальные инструменты. Далее он получил грант на запись альбома на Алтае, где продолжил эксперимент уже с алтайскими легендами и мифами. Они получили современную музыкальную обработку и были успешно интегрированы в американский и европейский кинематограф. Еще пример успешного поиска идентичности – казанский фестиваль AWAZ, на котором все группы пели на своем языке. Были группы как из других стран, так и из разных уголков России… Я за то, чтобы все мотивы этно-фолка интерпретировались современными исполнителями, нужно коллаборировать, соединять время.
Также спикерами выступили:
- Марина Абрамова (г. Москва) - директор форума «Российская креативная неделя», президент АНО «Креативная экономика»;
- Татьяна Владимирова (г. Ульяновск) - заведующий филиалом Центра по развитию и сохранению фольклора;
- Александр Власенков (г. Тула) - артист-вокалист, продюсер, педагог по вокалу, лауреат международных и всероссийских конкурсов, основатель коллектива «Полынь Folk»;
- Дарья Ионова (г. Ульяновск) - заместитель генерального директора ОГБУК «Центр народной культуры Ульяновской области»;
- Павел Красноруцкий (г. Москва) - председатель Общероссийской общественной организации «Российский союз молодёжи»;
- Евгений Кобылянский (г. Москва) - советский и российский композитор, аранжировщик, звукорежиссёр, музыкант, продюсер, певец председатель Совета и основатель компании «Студия современной музыки»;
- Вероника Кожухарова (г. Москва) - лауреат международных конкурсов, саксофонист;
- Алина Небыкова (г. Москва) - председатель Совета Союза композиторов Евразии, глава издательства современной академической музыки «Шостаковичи и Стравинские»;
- Юлия Сашина (г. Ульяновск) - заведующая сектором проектной деятельности ОГБУК «Центр народной культуры Ульяновской области», руководитель программы «Ночная мэрия Ульяновска».
Информационный партнер форума – информационное агентство «ИнтерМедиа».
Сайт форума:https://creativityweek.ru/
МГАСО отметит Новый год с семейством Штраусов
Концерт «Новый год с МГАСО» состоится в БЗК 30 декабря 2024 года. В преддверии новогодней ночи оркестр перенесет слушателей в чарующий мир Вены под музыку семейства Штраусов и их современников. За дирижерский пульт встанет Фабио Мастранджело.
- Штраусы – это великая династия, сложно сказать, музыка кого из них лучше, - говорит дирижер. – Каждый из Штраусов внес свою лепту во славу династии. Мне посчастливилось учиться в Вене у великого дирижера и педагога Карла Эстеррайхера, продолжателя великих венских традиций. В течение месяца он проводил с нами серьезный мастер-класс, передавая традиции венского вальса. Маэстро раскрыл секрет как нужно играть вторую долю в вальсе так, чтобы это звучало по-венски. Этот стиль у венских музыкантов в ДНК. С точки зрения интерпретации венские вальсы являются более сложными, чем французские, итальянские, русские. Среди моих любимых произведений династии Штраусов – вальсы «Вино, женщины и песни» и «Жизнь артиста». Дирижировать польки Штраусов – это огромное удовольствие, в особенности я люблю быстрые польки - «Гром и молния, «Трик-трак», они очень весёлые. Лично у меня на первом месте – вальсы Штраусов, на втором – польки. Нельзя забывать и о том, что у Иоганна-Штрауса-сына великие увертюры к опереттам. «Летучая мышь» – сложнейшее произведение и для оркестра, и для музыкантов, и для дирижера. Ее не так просто исполнить стилистически верно.
Ведущий концерта - Артём Варгафтик.
Рецензия на сингл «Ёлки зелёные» группы «Мандрагора». Колёса диктуют вагонные: «Спасибо вам, ёлки зелёные»
2024, Первое музыкальное.
Оценка: 8 из 10.
«Мандрагора» - это музыкальный проект актрисы Юлии Пересильд, «арт-рок-группа», как она сама его определяет. Ансамбль время от времени даёт концерты, но записей у него до сих пор не было: «Ёлки зелёные» - дебютный сингл «Мандрагоры». Песня написана гитаристом и худруком группы Владимиром «Корнеем» Корниенко на стихотворение Риммы Казаковой, сочинённое в 60-е годы.
Сразу становится понятно, что такое «арт-рок-группа». Почти у любого артиста песня под названием «Ёлки зелёные» была бы новогодним треком с понятным и предсказуемым набором образов. Новогодних песен на русском языке – тысячи, но любимые исчисляются, может быть, парой-тройкой десятков, потому что улыбчивые стандартные композиции не запоминаются. Композиция Юлии Пересильд и «Мандрагоры» заметно выделяется на фоне «типовых» песенок – в первую очередь, конечно, благодаря поэзии, далеко выходящих за рамки песенных текстов: «Спасибо вам, ёлки зелёные, за вашу высокую вязь, за то, что свои, не заёмные, и песни, и сказки у вас…»
- Здорово, что выпадает случай иметь дело с поэзией, наполненной больше, чем одним смыслом, многомерной и при этом простой, легкодоступной, хлёсткой и благодаря этому запоминающейся, - говорит Владимир Корниенко.
Хлёсткости песне добавляет и звонкий голос и точное интонирование Юлии Пересильд. «Песня «Ёлки зелёные» для меня как для актрисы, – большое поле смыслов и подтекстов», – рассказывает солистка «Мандрагоры». Но не только – это ещё и хорошо решённая актёрская задача, благодаря которой слушатель может мысленно перенестись в 60-е и представить, что песню исполняет Майя Кристалинская или Аида Ведищева.
Правда, ещё чаще в композиции осуществляется транзит в 70-е, потому что в припевах, где строчки повторяются, вы незамедлительно начнёте подпевать – скорее всего, фразу «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз», ибо мелодии совпадают. Видимо, Корней, когда сочинял этот мотив, чувствовал себя Давидом Тухмановым. Но всё это не отменяет того факта, что песня «Ёлки зелёные» в целом способствует душевному подъёму больше, чем миллион произведений про снежинки и хлопушки.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Сегодня 40 лет Филиппу Чижевскому
18 декабря 2024 года, среда.
«Уральские пельмени» покажут «Новогоднее» в КЗ «Москва».
Евгений Писарев перенесет «Тартюфа» в наши дни в Театре Наций.
23 года певице Билли Айлиш.
27 лет актёру Денису Власенко.
35 лет актрисе Эшли Бенсон.
36 лет стендап-комику Зоя Яровицыной.
37 лет певцу Ивану Чебанову.
40 лет Филиппу Чижевскому.
Филипп Иванович Чижевский родился 18 декабря 1984 года в Москве. Российский дирижёр. Художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Светланова (с 2024). Основатель и художественный руководитель ансамбля Questa Musica. Двукратный лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2019, 2022).
44 года певице Кристине Агилере.
46 лет актрисе Кэти Холмс.
49 лет певице и композитору Сии.
51 год фигуристу Илье Авербуху.
56 лет актрисе Рэйчел Гриффитс.
61 год актёру Брэду Питту.
67 лет актёру Игорю Скляру.
70 лет назад родился актёр Рэй Лиотта (1954-2022).
78 лет режиссёру Стивену Спилбергу.
81 год гитаристу группы Rolling Stones Киту Ричардсу.
19 декабря.
Евгений Писарев перенесет «Тартюфа» в наши дни в Театре Наций.
27 лет актрисе и режиссёру Стасе Венковой.
41 год телепродюсеру Константину Обухову.
43 года актёру Сергею Фролову.
44 года актёру Джейку Джилленхолу.
49 лет лидеру группы «Уматурман» Владимиру Кристовскому.
52 года Евгении Дмитриевой.
52 года актрисе Алиссе Милано.
54 года актрисе Мадлен Джабраиловой.
55 лет актрисе Кристин Свэнсон.
61 год актёру Тилю Швайгеру.
80 лет актрисе Анастасии Вертинской.
20 лет назад умерла оперная певица Рената Тибальди (1922-2004).
30 лет назад умер певец Вадим Козин (1903-1994).
70 лет назад родился вокалист группы «Круиз» Александр Монин (1954-2010).
20 декабря.
32 года актёру Дэрилу Маккормаку.
32 года поэтессе и певице Екатерине Яшниковой.
39 лет актрисе Елизавете Боярской.
41 год актёру Джоне Хиллу.
42 года солистке группы «Чи-Ли» Ирине Забияке.
43 года певице Карине Кокс.
53 года кинорежиссёру и сценаристу Алексею Красовскому.
58 лет актрисе Элен Ролле.
76 лет музыканту и саунд-продюсеру Алану Парсонсу.
15 лет назад умерла актриса Бриттани Мёрфи (1977-2009).
64 года назад родился кинорежиссёр Ким Ки Дук (1960-2020).