На Креативной неделе в Ульяновске обсудили механизмы приобщения молодёжи к музыкальному наследию России

Панельная дискуссия «Гармония Родины: механизмы приобщения молодёжи к музыкальному наследию России», организованная Общественной палатой Ульяновской области, состоялась на площадке форума «Российская креативная неделя – Музыка» 23 мая 2024 года. Ключевыми задачами встречи стали обмен практиками поддержки музыкальных индустрий, обсуждение эффективных практик и проектов регионов и работа над развитием системы формирования музыкального вкуса молодёжи.
В событии приняли участие члены общественных палат регионов РФ и муниципальных образований Ульяновской области, профильных общественных советов, профессиональных союзов и творческих объединений, представители органов власти и местного самоуправления в сферах культуры и искусства, просвещения и воспитания, молодёжной политики, представители учреждений культуры, школ искусств, домов творчества, студенты, руководители, преподаватели и педагоги дополнительного образования вузов, колледжей и техникумов.
Модератором площадки выступила председатель Общественной палаты Ульяновской области Ирина Колоткова:
- Культурные коды народа находят отражение, прежде всего, в вербальных видах искусства, музыка – наиболее важное из них: колыбельная мамы, музыкальные занятия в детском саду и школе, музыкальное сопровождение жизни молодого человека и дома, и в среде сверстников – это то, что приобщает и воспитывает человека и гражданина, и то, что сохраняет и передаёт ДНК родной культуры. Сегодня Общественная палата Ульяновской области выступила с предложением обсудить связи между музыкальным творчеством и гражданской идентичностью, как музыка служит средством выражения креативного начала молодого поколения, выражения любви к своей стране, сохранения культурного наследия и поиска личной идентичности среди разнообразных творческих и музыкальных направлений.
Начальник Управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков отметил:
- Сегодня одна из задач — создать моду на национальное культурное наследие, которое нам досталось и которое сформировано народами, населяющими Россию. Но создать это можно только на современном технологическом уровне. Это должно создаваться качественно на тактильном и визуальном уровнях и вызывать желание вовлекаться самому. У нас есть очень мощные музыкальные коды.
Сомодератор мероприятия, генеральный директор «Москонцерта» Илья Бачурин отметил, что важно находить те музыкальные «скрепы», которые позволят показать, что мы являемся единым целым:
- Российская классическая музыка, безусловно, является основой в любых залах – любая аудитория слушает её трепетно. Это всегда максимально глубокое вдумчивое слушание. Коллаборация жанров — важнейшее пространство, где можно найти связку с молодой аудиторией.
Ректор ГИТИС, член Общественной палаты РФ Григорий Заславский отметил, что в последнее время благодаря креативным индустриям возрос интерес к современной российской музыке, фольклору, появилось несколько конкурсов для молодых композиторов.
Руководитель креативного пространства «Квартал» Павел Солдатов отметил, что этно-фолк набрал популярность благодаря молодым исполнителям:
- Мне понравился пример казанского музыканта Мити Бурмистрова, который отправился в экспедицию по Татарстану, чтобы собрать татарские легенды. Он записывал не только сами тексты, но и музыкальные инструменты. Далее он получил грант на запись альбома на Алтае, где продолжил эксперимент уже с алтайскими легендами и мифами. Они получили современную музыкальную обработку и были успешно интегрированы в американский и европейский кинематограф. Еще пример успешного поиска идентичности – казанский фестиваль AWAZ, на котором все группы пели на своем языке. Были группы как из других стран, так и из разных уголков России… Я за то, чтобы все мотивы этно-фолка интерпретировались современными исполнителями, нужно коллаборировать, соединять время.
Также спикерами выступили:
- Марина Абрамова (г. Москва) - директор форума «Российская креативная неделя», президент АНО «Креативная экономика»;
- Татьяна Владимирова (г. Ульяновск) - заведующий филиалом Центра по развитию и сохранению фольклора;
- Александр Власенков (г. Тула) - артист-вокалист, продюсер, педагог по вокалу, лауреат международных и всероссийских конкурсов, основатель коллектива «Полынь Folk»;
- Дарья Ионова (г. Ульяновск) - заместитель генерального директора ОГБУК «Центр народной культуры Ульяновской области»;
- Павел Красноруцкий (г. Москва) - председатель Общероссийской общественной организации «Российский союз молодёжи»;
- Евгений Кобылянский (г. Москва) - советский и российский композитор, аранжировщик, звукорежиссёр, музыкант, продюсер, певец председатель Совета и основатель компании «Студия современной музыки»;
- Вероника Кожухарова (г. Москва) - лауреат международных конкурсов, саксофонист;
- Алина Небыкова (г. Москва) - председатель Совета Союза композиторов Евразии, глава издательства современной академической музыки «Шостаковичи и Стравинские»;
- Юлия Сашина (г. Ульяновск) - заведующая сектором проектной деятельности ОГБУК «Центр народной культуры Ульяновской области», руководитель программы «Ночная мэрия Ульяновска».
Информационный партнер форума – информационное агентство «ИнтерМедиа».
Сайт форума:https://creativityweek.ru/
Исторический концерт Pink Floyd в Помпеях покажут в мировом кинопрокате

Трейлер недавно отреставрированной версии концертного фильма «Pink Floyd At Pompeii MCMLXXII» был обнародован 5 марта 2025 года. Оригинальный материал был снят Эдрианом Мабеном, когда Pink Floyd выступили в древнеримском амфитеатре в Помпеях в октябре 1971 года. Концерт проходил без зрителей, на нем присутствовали только члены съемочной группы. Роджер Уотерс, Дэвид Гилмор, Ричард Райт и Ник Мейсон исполнили ряд песен из раннего периода своей карьеры, включая «Echoes», «Set The Controls For The Heart Of The Sun» и «One Of These Days».
- «Pink Floyd At Pompeii» предшествует выходу «The Dark Side Of The Moon», - сообщается в пресс-релизе. - Фильм документирует то, что Pink Floyd делали до того, как стали гигантами альбомных чартов по обе стороны Атлантики, где их музыка по сей день почитается. Снятый в завораживающе красивых руинах древнеримского амфитеатра в Помпеях, Италия, этот уникальный и захватывающий фильм запечатлел Pink Floyd, дающих интимный концерт без зрителей.
4К-реставрация фильма 1972 года была сделана с оригинальных 35-миллиметровых негативов, которые были недавно заново обнаружены, с улучшенным звуком, заново смикшированным Стивеном Уилсоном.
- Недавно восстановленная лента представляет собой первую полную 90-минутную версию, объединяющую 60-минутный исходный монтаж выступления с дополнительными документальными фрагментами из студии Abbey Road, снятыми вскоре после этого, —уточнила директор по реставрации Лана Топхэм.
Фильм-концерт выйдет в обычных кинотеатрах и залах IMAX по всему миру 24 апреля и будет сопровождаться выпуском концертного альбома, релиз которого состоится на Legacy Recordings 2 мая.
Ассоциация музыкальной индустрии поддержала постановление Минкультуры РФ о «сиротских» произведениях

Ассоциация музыкальной индустрии поддержала постановление Минкультуры РФ от 25 февраля 2025 года, реализующее механизм сбора и хранения вознаграждений за использование «сиротских» произведений на специальном номинальном счете.
Напомним, что на первых порах обязанность администрировать такие платежи будет возложена на Российское авторское общество (РАО), имеющее большой опыт подобной работы. Рынок позитивно воспринял новость о том, что закон обрастает необходимой нормативной базой и скоро начнет полноценно работать.
В постановлении правительства подробно описывается механизм зачисления вознаграждения на специальный счет. Аккредитованная государством организация – сегодня это РАО – проводит все необходимые мероприятия, связанные с поиском автора, наследника или иного правообладателя, в случае если последние не выходят на связь, оно выдает разрешение на использование контента и аккумулирует средства на номинальном счете. Как только правообладатель решит заявить о себе, деньги будут переданы ему.
Также сейчас идет разработка подзаконных актов, регламентирующих работу по новым правилам. Минкультуры РФ предложило проект постановления Правительства РФ об утверждении правил расчета ставок вознаграждения за использование «сиротских» произведений.
Как отметил генеральный директор Ассоциации музыкальной индустрии (АМИ) Валерий Дробыш, предложения Минкультуры РФ вполне разумны:
- Наша ассоциация включает всех основных игроков российского музыкального рынка от мейджоров вроде «Союза» и «Первого музыкального» до инди-лейблов, и на наш взгляд, Минкультуры РФ действует совершенно правильно.
Он подчеркнул, что в данном случае разговоры о какой бы то ни было дискриминации или «несправедливых и заниженных» ставках попросту неуместны.
- Официальных ставок на произведения, «имеющие родителей», нет в природе. Цены устанавливает рынок: пользователь и правообладатель. Здесь же одна из сторон, правообладатель, пока не заявила своих требований. Вполне естественно, что в этих обстоятельствах государство принимает во внимание в первую очередь интерес пользователей, – отметил Валерий Дробыш.
В АМИ уверены, что сегодня ключевая задача – обеспечить доступ рынка ко всему массиву орфанных произведений. Чем скорее они будут вовлечены в экономический оборот, тем быстрее у авторов или иных правообладателей возникнет стимул заявить о себе и пересмотреть условия использования своего контента.
- Со стороны государства было бы крайне странно предоставить доступ к культурным ценностям, одновременно установив плату за использование по верхнерыночной планке, как предлагают некоторые комментаторы, – отметил Валерий Дробыш. – Это бы озадачило и демотивировало пользователей. А то, что предлагает Минкультуры РФ – вполне справедливая цена для произведения, которое хотело бы увидеть свет не через пиратов, а правомерно.
Ранее постановление Правительства РФ поддержали важные участники индустрии. Председатель Правления РАО Максим Дмитриев отметил, что организация накопила колоссальный опыт в администрировании авторских платежей и, безусловно, оправдает возложенную на нее ответственность. Кроме того, он добавил, что сами авторы все чаще заявляют о своих правах, когда узнают, что их произведение используется.
Советский и российский композитор, продюсер Владимир Матецкий в свою очередь подчеркнул, что закон о сиротских произведениях и соответствующие подзаконные акты представляют собой настоящую правовую инновацию.
- Мы одна из немногих в мире стран, которые на уровне закона решили проблему орфанного контента, соблюдя столь хрупкий баланс между правами авторов, пользователей и элементарным здравым смыслом,– отметил он.
Подводя итог, в АМИ подчеркнули, что «приветствуют широкую общественную дискуссию на тему проекта постановления Минкультуры РФ, однако не уверены, что представители бизнеса из недружественных стран – а именно эти компании представляет НФМИ – должны иметь ключевой голос в решении подобных проблем».
В организации предположили, что государству было бы целесообразнее ориентироваться на мнение российского музыкального бизнеса, который «все это время работал на благо страны, а не на подковерные игры компаний, которые громко хлопнули дверью несколько лет назад». Учредители НФМИ – Sony Music, Warner Music и Universal Music – свою деятельность в России прекратили.
Дополнительная информация: pressa@ami-music.ru
XI Санкт-Петербургский форум объединенных культур пройдет в первой половине сентября

XI Санкт-Петербургский международный форум объединенных культур пройдет в первой половине сентября. Соответствующее решение было принято 3 марта 2025 года на заседании организационного комитета по его подготовке и проведению под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Татьяны Голиковой.
- Мы наработали опыт подготовки Форума объединенных культур и с каждым годом его совершенствуем, – сказала Татьяна Голикова. – Несмотря на «ковидный» период и возобновление форума в обновленном формате тогда, когда некоторые страны сделали попытку «отменить» российскую культуру, площадка успешно работает и объединяет деятелей культуры мира. В этом году форум пройдет в первой половине сентября.
Как отметила Татьяна Голикова, главной темой форума станет «Возвращение к культуре – новые возможности». Площадками деловой программы по традиции выступят Главный штаб Государственного Эрмитажа, пространства Государственного Русского музея и Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.
В культурную программу форума войдут концерт на Дворцовой площади и гала-концерт звезд оперы и балета в Михайловском театре. С докладом о подготовке форума по линии Министерства культуры Российской Федерации на заседании выступила глава ведомства Ольга Любимова.
- В 2025 году предлагаем увеличить общее предельное количество участников до 2 тысяч человек. Предполагается расширить российское участие за счет увеличения квот для субъектов Российской Федерации, а также большего привлечения деятелей культуры и специальных гостей», – отметила она.
Тематические секции возглавят заместитель Министра высшего образования и науки Российской Федерации Константин Могилевский, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Российского этнографического музея Юлия Купина, председатель «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов, первый заместитель генерального директора Информационного агентства России ИТАР-ТАСС Михаил Гусман, исполнительный директор Фонда кино Федор Соснов, художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов, генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова, генеральный директор Большого московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный. Добавится новая секция «Художественное образование», куратором которой выступит ректор Российского института театрального искусства – ГИТИС Григорий Заславский.
В рамках форума будет освещаться 80-летие Великой Победы. Информационной агентство России ИТАР-ТАСС предложило организовать фотовыставку «Музы не молчали», основанную на материалах из своих архивов. Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов рассказал о мероприятиях секции «Культура и новые технологии», вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский – о региональной программе форума.