Андрей Кричевский: «Интеллектуальная собственность – фундамент творческого бизнеса»
![пресс-служба «Российской креативной недели»](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/388180.jpg)
Чтобы в регионах могли оценить состояние креативной экономики и достигнуть показателей, установленных в правительственной Концепции развития креативных индустрий, целевые параметры необходимо разложить на более простые составляющие. Поскольку рост доли креативных индустрий в ВРП измеряется объемом выпуска креативного продукта, в основе которого лежит интеллектуальная собственность, то это напрямую должно быть увязано с показателем суммы инвестиций в ее создание. С таким тезисом выступил председатель Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности Андрей Кричевский на заседании Комиссии Госсовета по экономике и финансам на Российской креативной неделе.
По словам Андрея Кричевского, декомпозиция суммарных российских целевых показателей между регионами и между федеральными ведомствами подразумевает не столько методологическое упражнение, сколько распределение ответственности:
- Когда мы начинам считать, какой именно вклад в ВВП страны дает каждая креативная индустрия и каждый регион, возникает резонный вопрос, кто будет отвечать за «недостачу». Здесь все очень схоже со распределением ответственности за строительство жилья, где результат не эфемерная доля в ВВП, а материальные квадратные метры.
Продолжая аналогию, Андрей Кричевский обратил внимание на логику и стадии процесса:
- В строительстве все начинается с проекта, затем обеспечивается инфраструктура и, наконец, возводится фундамент. В креативных индустриях роль архитектурного проекта играет сама Концепция развития креативных индустрий, инфраструктура – это кластеры и цифровые сервисы, ну а фундамент – интеллектуальная собственность как единственный инструмент монетизации творчества. Если начать энергично строить стены, махнув рукой на фундамент, велик риск, что объект строительства рассыплется.
Увеличить долю креативных индустрий в валовом национальном или региональном продукте означает увеличить выпуск товаров и услуг, ценность которых обеспечена правом интеллектуальной собственности. Поэтому закономерно, что развитие креативных индустрий начинается с инвестиций в инструменты учета и оценки интеллектуальной собственности, продолжается вложениями в производство творческого продукта и, наконец, завершается поддержкой дистрибуции, маркетинга, экспорта.
По мнению Андрея Кричевского, при таком подходе уже на первом этапе будет ясно, сколько вложено в тот или иной объект интеллектуальных прав и какой можно ждать экономический эффект от его использования:
- К слову, самый большой мультипликативный эффект у архитектуры. Колоссальная стоимость порождается сравнительно небольшими затратами на разработку архитектурного проекта. Отсюда неожиданно заметную роль в мире креативных индустрий получает все тот же Минстрой. Регионы, грамотно учитывая интеллектуальную собственность, смогут понять, какой процент валового продукта они смогут получить за счет той или иной индустрии, и исходя из этого выстроить механизмы поддержки.
Председатель РЦИС напомнил, что в Москве доходность нематериальных активов буквально взлетела после того, как «дом начали строить с фундамента», развивая экосистему сервисов учета, оценки, коммерциализации интеллектуальной собственности и тем самым увеличивая залоговую массу по кредитам для творческого и технологического бизнеса. Этим опытом вполне могли бы воспользоваться российские регионы.
Подтвердил правильность подобного «нюансированного» подхода к оценке развития креативных индустрий в регионах и директор АНО «Институт реформирования общественных финансов» Владимир Климанов.
На ключевой роли интеллектуальной собственности в развитии креативных индустрий сделал акцент и начальник управления общественных проектов Администрации Президента РФ Сергей Новиков. Он напомнил, что люди готовы платить огромные деньги не просто за клетчатую рубашку, а за рубашку, изготовленную определенным брендом. Поскольку креативные индустрии – предмет совместного ведения регионов и федерации, то важно соблюсти баланс:
- На сегодня важнейший вопрос в том, кто будет определять критерии отнесения к креативным индустриям. Если такие критерии будет определять федеральный центр, может пострадать успешная практика, уже сложившаяся в том или ином регионе. Если же отдать все на откуп регионам, картина может стать чересчур мозаичной, – отметил он.
Во многих отношениях показательным регионом с точки зрения подходов к креативным индустриям стала Республика Саха (Якутия). Якутское кино, ставшее уже не только российским, но и мировым культурным феноменом, огромные креативные и IT-кластеры, строящиеся кинопавильоны, университет и межвузовский кампус – все это на слуху у профессионального сообщества. И тем не менее глава региона Айсен Николаев честно признался, что достигнуть показателя в 6% ВРП к 2030 году республике едва ли удастся в силу колоссального объема сырьевой экономики. Именно поэтому стратегия развития креативных индустрий Якутии по большей части оперирует конкретными цифрами: например, сумма годового сбора от кинопоказа к 2030 году должна составить 2,5 млрд рублей.
Директор «Российской креативной недели», президент АНО «Креативная экономика» Марина Абрамова отметила, что во многом благодаря Комиссии Госсовета, как площадке для обсуждения опыта и предложений разных ведомств, регионов, институтов и управленческих команд, за пять лет выработалось единое представление о креативных индустриях.
Подводя итог дискуссии, ее модератор губернатор Челябинской области Алексей Текслер подчеркнул, что в майском указе президента РФ Владимира Путина развитие креативных индустрий оценивается как важное условие достижения национальной цели – формирования устойчивой и динамичной экономики.
- Креативные индустрии должны расти быстрее, чем вся остальная экономика. Во многих регионах уже есть наработанные практики, которые необходимо распространять и внедрять в других регионах», – отметил губернатор.
Умерла диктор Аза Лихитченко
![кадр из программы](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/388229.jpg)
Ведущая информационной программы «Время» Аза Лихитченко умерла на 87-м году жизни. Он этом сообщает Первый канал.
- Печальная новость. Не стало Азы Лихитченко. Легендарный диктор Центрального телевидения, одна из первых ведущих программы «Время», — говорится в сообщении канала.
Редакция отметила, что Лихитченко всегда была сдержанной, уверенной и открытой. Она транслировала безупречный образ и смогла завоевать всенародную любовь.
- Все начинающие работники ТВ того поколения смотрели на Азу Владимировну с восхищением и ставили в пример… Царствия Небесного, — написал Андрей Малахов.
Аза (Азалия) Лихитченко родилась в Москве 20 ноября 1937 года. В 1959 году окончила Школу-студию МХАТ на курсе Павла Массальского. Будучи студенткой, прошла конкурс на диктора телевидения. С 1968 до 1993 год работала диктором Центрального телевидения Гостелерадио СССР. Лихитченко была одной из первых ведущих программы «Время». В 1988 году ей было присвоено звание народной артистки РСФСР.
ТНТ запускает «Игры без границ» с Ляйсан Утяшевой
![предоставлено пресс-службой ТНТ](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/388186.jpg)
Съемки нового спортивного шоу «Игры без границ» ТНТ стартовали 4 июля 2024 года. Как сообщает пресс-служба телеканала, защитить честь своих стран и побороться за кубок чемпионов и денежный приз в десять миллионов рублей, в Москве собрались 64 участника из Китая, Индии, Бразилии, США, Белоруссии, Ирана, Казахстана, Узбекистана и России. Среди них есть как профессиональные спортсмены, в том числе именитые чемпионы, так и атлеты без титулов, не мыслящие своей жизни без тренировок. Все участники будут разбиты на пары (мужчина и женщина), которые должны прийти к успеху вместе. В каждой программе соревноваться в силе, ловкости и смекалке будут по четыре пары.
Ведущей проекта станет Ляйсан Утяшева, комментировать соревнования будут комик Тамби Масаев и Роман Нагучев с канала «Матч ТВ».
«Игры без границ» станут самым масштабным спортивно-развлекательным проектом не только для ТНТ, но и для всего российского телевидения. Специально для съемок задействовано целых четыре павильона, общей площадью около 7 500 кв. метров.
- Когда мне предложили вести самое спортивное шоу на ТНТ, я сразу согласилась, даже не раздумывая, - признается Ляйсан Утяшева. - У меня было ощущение, что это шоу придумано для меня. Когда я пришла на ТНТ десять лет назад, я была единственной спортсменкой и телеведущей среди ведущих канала. Естественно, мне потребовалось время, чтобы адаптироваться, но сейчас это стало неотъемлемой частью моей жизни. Я мечтала о таком проекте. После шоу «Танцы» мне хотелось принять участие в шоу, которое объединило бы всю страну у экранов телевизоров, как это было раньше, когда все переживали и болели друг за друга. Это очень объединяет, и я верю в этот проект.
- Это шоу – не просто испытание выносливости, - говорит Роман Нагучев. - Участники здесь попадают в ситуации, где они должны рассчитывать не только на себя, но и на своих партнеров. По сути, это проекция жизни. Ты должен не подвести партнера, а в каких-то моментах даже немножко отойти, отдав ему славу, и всё же нужно продолжать думать о себе. Когда ты видишь подобное на экране, то всегда проецируешь это на себя. Поэтому обычно у подобных спортивных шоу очень высокие рейтинги, и никогда не было иначе. Кроме того, тут ты с первых же кадров видишь Ляйсан, которая очень располагает к себе, и думаешь, что сейчас расслабишься. Но к концу у нас с Тамби уже пульс 140-150, потому что ты переживаешь за участников как за кого-нибудь очень близкого.
Премьера состоится на ТНТ в новом телесезоне.
Как креативным индустриям заработать 2 трлн рублей для российской экономики
![предоставлено пресс-службой Ассоциации IPChain](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/388223.jpg)
Пятый юбилейный форум «Российская креативная неделя» завершается в Москве 5 июля 2024 года. Председатель Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) Андрей Кричевский, выступая на форуме, отметил, что инвестиции в интеллектуальную собственность – это главный показатель развития креативных индустрий, а декомпозиция суммарных российских целевых показателей между регионами и между федеральными ведомствами – это распределение ответственности за вклад или за «недостачу» каждого региона или каждой индустрии в те 6% ВВП, которые обозначены в Концепции креативных индустрий.
- Рост доли креативных индустрий в ВВП измеряется объемом выпуска креативного продукта, в основе которого лежит интеллектуальная собственность. Поэтому такой рост напрямую должен быть увязан с показателем суммы инвестиций в ее создание. Даже при консервативной оценке – увеличения на 2–3% инвестиций в интеллектуальную собственность в отраслях, связанных с архитектурой, на 5–7% в сфере цифровых технологий и до 10% в деятельность традиционных учреждений культуры и индустрию развлечений – мы получили возможный прирост вклада в ВВП до 2 трлн рублей, – отметил Андрей Кричевский.
Развитие креативных индустрий начинается с инвестиций в инструменты учета и оценки интеллектуальной собственности, продолжается вложениями в производство творческого продукта и, наконец, завершается поддержкой дистрибуции, маркетинга, экспорта.
При таком подходе сразу ясно, сколько вложено в тот или иной объект интеллектуальных прав и какой можно ждать экономический эффект от его использования:
- Этот эффект разный для разных индустрий. Самую большую отдачу дает архитектура – даже небольшие инвестиции в архитектурный проект генерируют самый дорогостоящий продукт.