Прохор Шаляпин выпустил спортивно-патриотический гимн России
![обложка сингла](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/388196.jpeg)
Премьера совместной песни Алексея Леденева и Прохора Шаляпина «Поднимаем флаг» состоялась 5 июля 2024 года. Инициатор создания композиции — российский дзюдоист, обладатель Кубка мира, вице-чемпион Европы, чемпион России по дзюдо, чемпион мира и Европы по самбо Алексей Леденев. Для него эта песня — своего рода подарок российским спортсменам. В песне «Поднимаем флаг» Алексей Леденев постарался объединить спорт, народность и русскую культуру.
- Почему-то у меня в голове сразу звучала песня «Эй, ухнем». Она народная, но исполнял ее Федор Шаляпин. Так у меня возникла идея пригласить продолжателя его традиций Прохора Шаляпина. С Прохором мы давно дружим, он был у меня на шоу «Дзюдо со звездами», — рассказывает Алексей Леденев. — Поскольку я сам не певец, в этом треке я только читаю текст и немного пою на заднем плане, а Прохор исполняет сильные эмоциональные припевы. Он, конечно, всегда приятно меня удивлял своей дисциплинированностью и пунктуальностью. В этом смысле он прямо как настоящий спортсмен — никогда не опоздает, а если что-то обещал, обязательно сделает.
Прохор Шаляпин вспоминает, что предложение записать песню «Поднимаем флаг» от Алексея Леденева стало для него сюрпризом:
- Я этого не ожидал, но согласился сразу. Учитывая то, что сейчас происходит с нашей страной, артисты и яркие представители спорта просто обязаны вносить свою лепту в дело патриотического воспитания молодежи, а еще лучше — объединять нашу народную культуру со спортом. Я считаю Алексея Леденева выдающимся спортсменом и человеком дисциплины. Он много раз на собственном примере показывал, как можно взять себя в руки и, например, похудеть или одержать победу. Благодаря новой песне мы можем подбадривать наших спортсменов, которые всегда и во все времена показывали очень высокие результаты.
Мне, конечно, далеко до Федора Шаляпина, который был гением и столпом русской культуры, но равняться все равно лучше на него, чем на все остальное. У меня нет такого голоса, как у него, но мне тоже искренне нравятся народные песни, и я их пою.
Для записи «Поднимаем флаг» я сначала предложил Леше использовать голос самого Федора Ивановича из легендарной «Эй, ухнем», но он настоял на том, чтобы спел именно я. Мне это даже польстило — на мой взгляд, получилось неплохо. Ну а Леше я посоветовал читать речитативы так, чтобы было сразу понятно, о чем песня, и со своей задачей он справился.
Песня «Поднимаем флаг» получилась очень универсальной, поэтому дуэт готовится представлять ее на самых разных мероприятиях.
- Как спортсмен я закладываю в «Поднимаем флаг» спортивный смысл, но в то же время в ней можно найти много отсылок и к патриотизму, армии, государственным символам России, — рассуждает Алексей Леденев. — Получился мотивационный трек вообще для всех граждан нашей страны. Спорт как неотъемлемая часть нашей жизни — это здорово, но, тем не менее, трек призван вызывать у людей эмоциональный подъем и мотивацию к благим делам в самых разных обстоятельствах. Поэтому мы с Прохором будем стараться выступать с этой песней буквально везде: она подходит и на дни города, и на День России, и на День Государственного флага России, и на любые спортивные мероприятия.
Российская креативная неделя сказала «да» нейросетям
![пресс-служба «Российской креативной недели»](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/388258.jpg)
Сессия «Искусственный интеллект в креативных индустриях: новые возможности для бизнеса» состоялась на Российской креативной неделе. Для того чтобы индустрия ИИ могла развиваться и в то же время не наносила вреда правообладателям, «обучающий контент» должен использоваться по модели расширенной лицензии: без разрешения, но с выплатой справедливого вознаграждения авторам и изготовителям баз данных. При этом автором сгенерированного контента должен признаваться человек, применивший нейросеть как инструмент. Такое решение дилеммы ИИ в творчестве председатель Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) Андрей Кричевский предложил на сессии «Искусственный интеллект в креативных индустриях: новые возможности для бизнеса» на Российской креативной неделе.
По словам Андрея Кричевского, в мире сложилось два основных подхода к использованию ИИ в творческой деятельности: легалистский и анархистский. Первый применяется в ЕС, где разработчиков ИИ пытаются обязать полностью раскрывать весь объем данных, на которых обучались нейросети, и, коль скоро среди таковых окажется охраняемый контент, просить у авторов разрешения на его использование. Анархистский подход используется в странах, которые сравнительно поздно начали развивать ИИ, в том числе в России. Он подразумевает, что отношения между правообладателями и пользователями ИИ практически не урегулированы.
Как отметил Андрей Кричевский, европейский подход, когда обращение к охраняемым материалам в целях обучения ИИ трактуют как особый вид использования, представляется нереализуемым на практике:
- Несмотря на то что музыкальные мейджоры активно выступают за такой подход, требование получить согласие правообладателей тысяч, а то и миллионов произведений, которые используются в обучении нейросетей, выглядит сюрреалистично. Более того, технически невозможно доказать, что тот или иной элемент в действительности был использован ИИ-тренерами.
В то же время решение, позволяющее учесть как интересы ИИ-индустрии, так и права авторов, лежит на поверхности: массивы данных для обучения нейросетей должны быть открыты для использования, однако пользователи нейросетей должны выплачивать справедливое вознаграждение авторам, а также изготовителям баз данных и датасетов. Приблизительно по такой модели уже работает система расширенной лицензии или коллективного управления в музыкальной сфере.
- Подход, связанный с выделением отдельного права “извлечения частей и элементов произведений”, неизбежно останется декларативным, особенно в условиях правового нигилизма. В то же время подход, при котором произведения используются без разрешения, но с выплатой вознаграждения, позволит создать новый рынок данных, контента, информации, произведений и учесть интересы всех участников этого рынка, — уверен эксперт.
В том же, что касается дискуссий об авторских правах на сгенерированный контент, которые были в моде несколько лет назад, профессиональное сообщество, кажется, пришло к консенсусу.
- Вопрос о правосубъектности машины уже давно никто не ставит. Юристы и участники рынка сошлись на том, что право создается человеком и для человека. Если творческий вклад человека, поставившего задачу ИИ, очевиден, этот человек и должен быть правообладателем. Если же такой вклад отсутствует, контент охраняться не должен, — пояснил Андрей Кричевский.
Председатель РЦИС также упомянул недавний скандал с предложением зарубежных мейджоров и группы российских сенаторов передать в общественное достояние голоса умерших людей для создания генеративных произведений:
- С одной стороны, звучит разумно — общественное достояние, государственные интересы, с другой — Иосиф Кобзон может начать петь песни Инстасамки. Нужна площадка для обсуждения таких вопросов. Может быть, нечто подобное стоило бы создать вместе с Ассоциацией искусственного интеллекта и Сбером как важнейшим игроком на этом рынке.
Решение правовых проблем использования ИИ в креативных индустриях назрело давно. Так, сомодератор дискуссии президент АНО «Креативная экономика» Марина Абрамова напомнила, что, по данным исследовательской платформы Enterprise Apps Today, уже к 2025 году 10% всего контента в мире будет создано генеративным ИИ. Нейросети активно используют музыканты, сценаристы, дизайнеры, издатели. Большинство участников беседы сошлись на том, что тот, кто отказывается использовать ИИ-инструменты сегодня, с высокой вероятностью завтра проиграет конкурентную борьбу. Между тем актеры часто возмущаются, когда ИИ использует их лица, сценаристы зачастую не в восторге от того, что нейросети обучаются на их креативных продуктах. Музыканты порой замечают, что ИИ сгенерировал нечто опасно приближающееся к плагиату — ведь для нарушения авторских прав достаточно самого небольшого узнаваемого фрагмента чужой композиции. На фоне бурного развития отрасли «анархический» правовой подход теряет актуальность.
И здесь слово остается за государством, которое на сессии представлял заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Александр Журавский:
- В прошлом году президент РФ Владимир Путин сказал, что сферу ИИ, возможно, придется регулировать, когда она породит угрозы человеку и человечеству. Тогда страны будут регулировать ИИ так же, как сейчас регулируются ядерные технологии. Однако все-таки желательно, заметил тогда президент, договориться до того, как возникнут подобные угрозы.
По словам Александра Журавского, угрозы уже возникают — например, трудоустройство креативных специалистов, которые останутся не у дел из-за ИИ, или проблемы безопасности, связанные с теми же дипфейками, которые упоминал Андрей Кричевский.
- Мы как государство должны быть впереди, а не дышать в затылок другим странам. Потому что правила будут писать сильные, — подытожил он.
В дискуссии также приняли участие члены музыкальной группы Filatov & Karas Алексей Осокин и Дмитрий Филатов, управляющий директор-начальник Управления по развитию креативных технологий и бренда Сбера Евгений Домников, основатель и креативный директор студии дизайна и мультимедиа Sila Sveta Александр Ус, генеральный продюсер онлайн-кинотеатра Okko, директор по развитию нового бизнеса СберМаркетинг Гавриил Гордеев, генеральный директор HiFi-стриминга «Звук» Михаил Ильичев, генеральный директор ЭКСМО Евгений Капьев.
Сомодерировал Марине Абрамовой старший управляющий директор-начальник Управления национального развития AI Сбера Владимир Авербах.
«Градусы» рассказали о судьбе «Пацанов»
![обложка сингла](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/388259.jpeg)
Премьера клипа «Пацаны» группы «Градусы» состоялась 8 июля 2024 года. Действие видео, снятого режиссером Ростиславом Пырченко, происходит в деревне, где дома, в поле, на речке, в лесу общаются между собой несколько поколений мужчин, а одного из них в кадре хоронят. Главные роли в клипе исполнили музыканты Роман Пашков и Руслан Тагиев, актеры, а также члены семей съемочной группы, например, продюсеров Глеба Урусова и Ивана Кравченко.
Ближайшие концерты группы «Градусы» состоятся 12 июля в Санкт-Петербурге, на Roof Place, и 26 июля в Москве, в рамках фестиваля Summer Sound на площадке «Дизайн завода».
Роскомнадзор заблокировал «Кровостоку» «Реку крови»
![обложка альбома](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/388256.jpg)
Группа «Кровосток» сообщила о блокировке в России их дебютного альбома «Река крови». Ограничения были установлены по инициативе Роскомнадзора. Изначально альбом «Река крови» был издан на CD лейблом Zda-Rec в 2004 году.
- Инструменталы пока в наличии, а слова вы помните, - сообщили музыканты «Кровостока» по поводу блокировки у себя в телеграм-канале.