К 50-летию Жанны Фриске вспомнят её биографию и хиты
![предоставлено пресс-службой Муз-ТВ](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/388203.jpg)
Телеканал «Муз-ТВ» посвятит несколько программ юбилею Жанны Фриске, которой 8 июля 2024 года могло бы исполниться 50 лет. Певица ушла из жизни девять лет назад. К юбилею поп-дивы будут показаны музыкальные расследования «Хит Сториз» об истории создания хитов «Ла-ла-ла», «Малинки» и «А я всё летала», документальный фильм «Самая блестящая: Жанне Фриске – 50» о восхождении суперзвезды, а также проект «10 самых» о самых ярких гранях и фактах из жизни Жанны Фриске.
В выпусках музыкальных расследований «Хит Сториз» зрители узнают, как создавались всенародно известные хиты Жанны Фриске, и в чём кроется секрет их популярности. Песня «Ла-ла-ла» вышла сразу после ухода Жанны Фриске из группы «Блестящие». Именно она дала ей гарантию на успешную сольную карьеру. Текст песни написал Андрей Губин, и изначально она должна была достаться Филиппу Киркорову. Историю хита «Ла-ла-ла» в программе «Хит Сториз» расскажут 6 июля в 15.30.
История хита нулевых «Малинки» берёт начало в городе Иваново. Женская вокальная партия принадлежала экс-солистке группы «Комбинация» Татьяне Охомуш. Но только спустя 10 лет, когда в композиции зазвучал голос Жанны Фриске, трек стал народным хитом. А в 2007 году за песню «Малинки» артисты дважды стали лауреатами Премии «Муз-ТВ». Историю хита «Малинки» в программе «Хит Сториз» покажут 7 июля в 15.30.
Песня «А я всё летала» стала последней для Жанны Фриске в группе «Блестящие». Главные строчки припева пришли к одной из участниц группы - Ксении Новиковой, как только она услышала мелодию. Впоследствии она написала текст песни, основанный на реальных чувствах. Несмотря на задорный мотив, коллектив скептически отнесся к песне. Никто и подумать не мог, что это – хит.
- Тогда я сказала Андрею Грозному: «Андрей, нужно что-то делать срочно, потому что песня выстрелила!». И он мне доверился, и мы сняли клип, - вспоминает Ксения Новикова.
Этот выпуск «Хит Сториз» будет показан 8 июля в 19.45.
6 июля в 16.00 на телеканале МУЗ-ТВ состоится премьера документального фильма «Самая блестящая: Жанне Фриске – 50». Журналисты расскажут, как та самая «тёмненькая» из «Блестящих» стала одной из самых желанных женщин в шоу-бизнесе, и что на самом деле спровоцировало заболевание, которое в итоге унесло жизнь всеми любимой певицы.
Премьерный выпуск «10 самых», посвящённый Жанне Фриске, выйдет 7 июля в 15.00.
Российская креативная неделя сказала «да» нейросетям
![пресс-служба «Российской креативной недели»](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/388258.jpg)
Сессия «Искусственный интеллект в креативных индустриях: новые возможности для бизнеса» состоялась на Российской креативной неделе. Для того чтобы индустрия ИИ могла развиваться и в то же время не наносила вреда правообладателям, «обучающий контент» должен использоваться по модели расширенной лицензии: без разрешения, но с выплатой справедливого вознаграждения авторам и изготовителям баз данных. При этом автором сгенерированного контента должен признаваться человек, применивший нейросеть как инструмент. Такое решение дилеммы ИИ в творчестве председатель Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) Андрей Кричевский предложил на сессии «Искусственный интеллект в креативных индустриях: новые возможности для бизнеса» на Российской креативной неделе.
По словам Андрея Кричевского, в мире сложилось два основных подхода к использованию ИИ в творческой деятельности: легалистский и анархистский. Первый применяется в ЕС, где разработчиков ИИ пытаются обязать полностью раскрывать весь объем данных, на которых обучались нейросети, и, коль скоро среди таковых окажется охраняемый контент, просить у авторов разрешения на его использование. Анархистский подход используется в странах, которые сравнительно поздно начали развивать ИИ, в том числе в России. Он подразумевает, что отношения между правообладателями и пользователями ИИ практически не урегулированы.
Как отметил Андрей Кричевский, европейский подход, когда обращение к охраняемым материалам в целях обучения ИИ трактуют как особый вид использования, представляется нереализуемым на практике:
- Несмотря на то что музыкальные мейджоры активно выступают за такой подход, требование получить согласие правообладателей тысяч, а то и миллионов произведений, которые используются в обучении нейросетей, выглядит сюрреалистично. Более того, технически невозможно доказать, что тот или иной элемент в действительности был использован ИИ-тренерами.
В то же время решение, позволяющее учесть как интересы ИИ-индустрии, так и права авторов, лежит на поверхности: массивы данных для обучения нейросетей должны быть открыты для использования, однако пользователи нейросетей должны выплачивать справедливое вознаграждение авторам, а также изготовителям баз данных и датасетов. Приблизительно по такой модели уже работает система расширенной лицензии или коллективного управления в музыкальной сфере.
- Подход, связанный с выделением отдельного права “извлечения частей и элементов произведений”, неизбежно останется декларативным, особенно в условиях правового нигилизма. В то же время подход, при котором произведения используются без разрешения, но с выплатой вознаграждения, позволит создать новый рынок данных, контента, информации, произведений и учесть интересы всех участников этого рынка, — уверен эксперт.
В том же, что касается дискуссий об авторских правах на сгенерированный контент, которые были в моде несколько лет назад, профессиональное сообщество, кажется, пришло к консенсусу.
- Вопрос о правосубъектности машины уже давно никто не ставит. Юристы и участники рынка сошлись на том, что право создается человеком и для человека. Если творческий вклад человека, поставившего задачу ИИ, очевиден, этот человек и должен быть правообладателем. Если же такой вклад отсутствует, контент охраняться не должен, — пояснил Андрей Кричевский.
Председатель РЦИС также упомянул недавний скандал с предложением зарубежных мейджоров и группы российских сенаторов передать в общественное достояние голоса умерших людей для создания генеративных произведений:
- С одной стороны, звучит разумно — общественное достояние, государственные интересы, с другой — Иосиф Кобзон может начать петь песни Инстасамки. Нужна площадка для обсуждения таких вопросов. Может быть, нечто подобное стоило бы создать вместе с Ассоциацией искусственного интеллекта и Сбером как важнейшим игроком на этом рынке.
Решение правовых проблем использования ИИ в креативных индустриях назрело давно. Так, сомодератор дискуссии президент АНО «Креативная экономика» Марина Абрамова напомнила, что, по данным исследовательской платформы Enterprise Apps Today, уже к 2025 году 10% всего контента в мире будет создано генеративным ИИ. Нейросети активно используют музыканты, сценаристы, дизайнеры, издатели. Большинство участников беседы сошлись на том, что тот, кто отказывается использовать ИИ-инструменты сегодня, с высокой вероятностью завтра проиграет конкурентную борьбу. Между тем актеры часто возмущаются, когда ИИ использует их лица, сценаристы зачастую не в восторге от того, что нейросети обучаются на их креативных продуктах. Музыканты порой замечают, что ИИ сгенерировал нечто опасно приближающееся к плагиату — ведь для нарушения авторских прав достаточно самого небольшого узнаваемого фрагмента чужой композиции. На фоне бурного развития отрасли «анархический» правовой подход теряет актуальность.
И здесь слово остается за государством, которое на сессии представлял заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Александр Журавский:
- В прошлом году президент РФ Владимир Путин сказал, что сферу ИИ, возможно, придется регулировать, когда она породит угрозы человеку и человечеству. Тогда страны будут регулировать ИИ так же, как сейчас регулируются ядерные технологии. Однако все-таки желательно, заметил тогда президент, договориться до того, как возникнут подобные угрозы.
По словам Александра Журавского, угрозы уже возникают — например, трудоустройство креативных специалистов, которые останутся не у дел из-за ИИ, или проблемы безопасности, связанные с теми же дипфейками, которые упоминал Андрей Кричевский.
- Мы как государство должны быть впереди, а не дышать в затылок другим странам. Потому что правила будут писать сильные, — подытожил он.
В дискуссии также приняли участие члены музыкальной группы Filatov & Karas Алексей Осокин и Дмитрий Филатов, управляющий директор-начальник Управления по развитию креативных технологий и бренда Сбера Евгений Домников, основатель и креативный директор студии дизайна и мультимедиа Sila Sveta Александр Ус, генеральный продюсер онлайн-кинотеатра Okko, директор по развитию нового бизнеса СберМаркетинг Гавриил Гордеев, генеральный директор HiFi-стриминга «Звук» Михаил Ильичев, генеральный директор ЭКСМО Евгений Капьев.
Сомодерировал Марине Абрамовой старший управляющий директор-начальник Управления национального развития AI Сбера Владимир Авербах.
«Градусы» рассказали о судьбе «Пацанов»
![обложка сингла](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/388259.jpeg)
Премьера клипа «Пацаны» группы «Градусы» состоялась 8 июля 2024 года. Действие видео, снятого режиссером Ростиславом Пырченко, происходит в деревне, где дома, в поле, на речке, в лесу общаются между собой несколько поколений мужчин, а одного из них в кадре хоронят. Главные роли в клипе исполнили музыканты Роман Пашков и Руслан Тагиев, актеры, а также члены семей съемочной группы, например, продюсеров Глеба Урусова и Ивана Кравченко.
Ближайшие концерты группы «Градусы» состоятся 12 июля в Санкт-Петербурге, на Roof Place, и 26 июля в Москве, в рамках фестиваля Summer Sound на площадке «Дизайн завода».
Роскомнадзор заблокировал «Кровостоку» «Реку крови»
![обложка альбома](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/388256.jpg)
Группа «Кровосток» сообщила о блокировке в России их дебютного альбома «Река крови». Ограничения были установлены по инициативе Роскомнадзора. Изначально альбом «Река крови» был издан на CD лейблом Zda-Rec в 2004 году.
- Инструменталы пока в наличии, а слова вы помните, - сообщили музыканты «Кровостока» по поводу блокировки у себя в телеграм-канале.