На встрече представителей дизайнерского и бизнес-сообществ выдвинули концепцию “дизайна 5.0”
Встреча «Бизнес + дизайн: экономика, правила, будущее» с участием представителей Агентства креативных индустрий (АКИ) и Союза Дизайнеров России состоялась в рамках проекта «Фабрика дизайна 3.0». 7 августа 2024 года. Дизайнеры и представители бизнеса обсудили роль индустрии в российской экономике и взаимоотношения заказчиков и исполнителей в области технической эстетики. Модерировал дискуссию генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов. Встреча, прошедшая на площадке для креативных предпринимателей АКИ.лаб., открыла серию регулярных мероприятий «Клуба D5». Цель клуба — обсудить глобальные и локальные проблемы, а также возможности индустрии дизайна и смежных отраслей.
Спикерами от бизнес-сообщества выступили:
- генеральный директор Торгового дома Гусевского хрустального завода Елена Усенко;
- основатель и руководитель сувенирной компании Art4you Павел Нестеров;
- директор по развитию региональной инфраструктуры поддержки экспорта Российского экспортного центра Наталья Минаева.
Спикеры выделили несколько основных проблем, с которыми они сталкиваются в работе с дизайнерами. Так, Елена Усенко назвала проблемным моментом недоверие, присущее сфере народных промыслов: «Народно-художественные промыслы боятся потери идентичности, высокой стоимости работы, а также подозревают внешних подрядчиков в недостаточном знании материала и технологии. Художники в свою очередь считают подход фабрик архаичным, тяготятся сложной рабочей коммуникацией и опасаются невыплаты роялти».
В выборе партнера производству принципиально важна готовность дизайнера вникать в технологические особенности процесса и сотрудничать со штатными художниками.
Опыт Гусевского хрустального завода показывает, что такое сотрудничество может быть невероятно продуктивным: несмотря на трудности, у предприятия, второй год подряд участвующего в «Фабрике дизайна», уже есть успешный опыт коллабораций с такими дизайнерами, как Элина Туктамишева, Ольга Трейвас и Анна Афиногентова. Последней удалось поработать с заводом благодаря проекту «Фабрика дизайна». Совместное творчество и обмен опытом позволили команде создать сервизы и эксклюзивные предметы из хрусталя, неизменно пользующиеся большим спросом у покупателей.
Основатель и руководитель сувенирной компании Art4you Павел Нестеров признался, что его компания почти не работает с внешними дизайнерами.«Либо не справляются, либо переходят в штат, и мы их доучиваем», — пояснил он. В Art4you действительно полагаются на собственные силы: в структуре предприятия дизайном занимаются несколько подразделений. В компании есть четкое разделение на 2D- и 3D-художников. Данная практика позволяет распределить задачи, присущие разным процессам производства. Вопрос уровня и направления дизайна решается мощной супервизией: все отделы находятся под началом руководителя с высочайшим уровнем художественной экспертизы.
Директор по развитию региональной инфраструктуры поддержки экспорта Российского экспортного центра Наталья Минаева считает главной проблемой сотрудничества отсутствие понимания и заказчиком, и дизайнером запроса потребителя.
Это особенно непросто, когда речь идет о зарубежных рынках. Нередко бренд не соответствует культурному коду клиента — в этом случае команде дизайнера и заказчика нужны лингвист и страновед. «Ни заказчик, ни дизайнер зачастую не думают об особенностях национального рынка, на который выходят. Между тем в арабских странах едва ли оценят дизайн, отсылающий к „Трем поросятам“, а во Вьетнаме, как ни странно, к котятам. В этой стране кошек не любят, потому что мяуканье созвучно вьетнамскому слову „бедность“». Фокус на запрос потребителя Наталья считает ключевым моментом успеха продукта.
Со стороны дизайнерского сообщества выступили:
- креативный директор студии промышленного дизайна «Арт-Ап», член экспертного совета при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Кутяев;
- Владимир Самойлов и Александр Матвеев из дизайнерского консалтингового агентства Matveyev Samoylov Concept Development;
- президент Союза Дизайнеров России и председатель жюри конкурса «Фабрика дизайна 3.0» Виталий Ставицкий.
Алексей Кутяев обратил внимание на то, что неточные представления заказчиков о цене и ценности дизайна, правилах составления технического задания, роли правок и согласований часто корректируются с опытом. Благодаря гибким подходам к управлению и готовности меняться сотрудничество становится плодотворным. Заказчик часто не понимает, что создание дизайна — это сложный и многоступенчатый процесс, однако полагает, что может в этот процесс авторитарно вмешиваться. «На мой взгляд, заказчик всегда неправ. Он пришел к доктору и не должен с ним спорить», — образно заострил свою мысль г-н Кутяев. По его мнению, главная задача заказчика — знать свой продукт и целевую аудиторию этого продукта, чтобы составить для дизайнера исчерпывающее задание. В этом случае работа будет наиболее эффективной.
Эту идею поддержали Владимир Самойлов и Александр Матвеев из дизайнерского консалтингового агентства Matveyev Samoylov Concept Development. Специалисты убеждены, что перевод с языка дизайнера на язык заказчика и наоборот — это отдельная компетенция. Решать подобные задачи должен «дизайнер-генералист», своего рода креативный продюсер от индустрии дизайна. Этот эксперт широкого профиля обеспечивает устойчивую стыковку между двумя «интерфейсами», выступает связующим звеном между заказчиком и дизайнером-специалистом. Ключевую роль в этом процессе играет бриф, который может постоянно корректироваться и уточняться.
В третьей секции бизнес-встречи специалисты обсудили будущее индустрии дизайна в России.
Спикерами выступили:
- президент Союза Дизайнеров России и председатель жюри конкурса «Фабрика дизайна 3.0» Виталий Ставицкий;
- стратег Студии Артемия Лебедева Павел Стародубцев.
Коммуникация в отношениях заказчика и подрядчика безусловно важна, однако не менее важна и коммуникация этих двух сторон с конечным потребителем, отметил Виталий Ставицкий, поддержав тезис Елены Усенко из первой секции встречи. Кроме того, нельзя забывать о взаимодействии дизайна как отрасли с государством. В силу проектного характера дизайн представляет собой мощный инструмент управления и даже государственной политики. Спикер выдвинул концепцию дизайна 5.0, опознающего себя в координатах суверенитета, безопасности, инноваций, R&D, визионерства, экономики и дипломатии.
По словам г-на Ставицкого, Россия — проектная страна, ориентированная, например, на то, чтобы безупречно провести Олимпиаду или в рекордные сроки построить Крымский мост. Кроме того, это страна высококлассных сервисов и инновационных технологических решений, которые и составляют основу русского дизайна. Именно на них стоит ориентироваться разработчикам политики в этой области. Кроме того, отметил Виталий Ставицкий, необходимо обратить внимание и на характер российского дизайна: является ли он национальным, если говорить о национальности не как об обращении к народным ремесленным мотивам, а как об особом художественном почерке?
На этот вопрос у специалиста есть ответ: российские дизайнеры — трендсеттеры. В числе главных русский трендов — любовь к России, взгляд на Восток, внимание к цифровому пространству и дополненной реальности.
Взяв слово, Павел Стародубцев напомнил о планах Правительства РФ увеличить долю креативных индустрий в ВВП страны с 3% до 6% к 2030 году. Это означает, что каждый год творческим отраслям нужно привлекать по 1 трлн рублей.
Кто же встанет у руля процесса? «Руководитель проектов в креативных индустриях — наиболее востребованная профессия в ближайшие 6 лет. Дизайн-исполнитель должен трансформироваться в дизайн-консультанта», — уверен Павел Стародубцев.
Автономная некоммерческая организация «Агентство креативных индустрий» (АКИ) приДепартаменте культуры города Москвы является ресурсным центром по развитию креативного предпринимательства и улучшению города силами креативных индустрий. Креативные индустрии сегодня — это особый сектор экономики Москвы, в котором работают более 106,5 тысяч организаций по направлениям: мода, дизайн, арт, киноиндустрия, видеоигры, реклама, архитектура и др.
Агата Русакова для «ИнтерМедиа»
Дополнительная информация: pressa.aki@prophet.com.ru
Фото: https://drive.google.com/drive/folders/10KK50oauB4tFu0n6ItHw8a8s7cb6KunD?usp=drive_link (предоставлено пресс-службой АКИ)
Митя Фомин устроился в барбершоп в «Звезде на замене»
Митя Фомин стал героем нового выпуска реалити-шоу «Звезда на замене», который выйдет в эфир «Муз-ТВ» 23 ноября 2024 года. Мите предстоит исполнить желание молодой супружеской пары Ангелины и Кирилла Антоновых, которым нужны средства для развития семейного бизнеса и погашения ипотеки. Одним из заданий для Мити будет за 15 минут подготовить барбершоп к началу рабочего дня: запустить стиральную машинку, скрутить пятьдесят полотенец, подмести полы, убрать рабочие поверхности, проверить фартуки.
- Я прям летал, как Золушка, которую оставили в замке для того, чтобы она сделала всё то, что не могли сделать предыдущие сорок лет.
Другим испытанием для звёздного героя будет привести в салон трёх новых клиентов. Удастся ли Мите за 10 минут найти желающих постричься в разгар рабочего дня?
- Я от волнения даже заикаться стал! Обратный отсчёт – это всегда такой стресс. Ты понимаешь, что 10 минут могут закончиться ничем. Это очень стимулирует!
Сможет ли Митя навести порядок на ученических столах и причесать бороды манекенам? Получится ли у звёздного героя помыть голову и сделать укладку клиенту с помощью фена? И справится ли звезда с закупкой продуктов для ужина?
Эфир в 13.00.
О Светлане Светличной и Тимуре Родригезе расскажут «Однажды…»
Новый выпуск программы «Однажды…» покажет НТВ 24 ноября 2024 года. Тимур Родригез расскажет о премьере шоу, пианист-виртуоз Юрий Богданов поведает о семье и творчестве, а память о Светлане Светличной оживёт благодаря интервью актрисы.
Светлана Светличная ушла, однако память о ней осталась. До последнего дня Светлану Афанасьевну, сыгравшую роль роковой соблазнительниц в «Бриллиантовой руке», осыпали комплиментами и называли иконой стиля. Светлана Афанасьевна никогда не скрывала, что в её жизни было и большое чувство, и случайные романы. Чтобы быть хорошей актрисой, говорила Светличная, нужно быть чувственной женщиной.
Чувственной натурой отличается и Тимур Родригез, который встретил 45-летие в статусе холостяка. Несмотря на удививший многих развод, Тимур остаётся заботливым отцом и плодотворным музыкантом. Он называет себя страшным перфекционистом, поэтому всё, за что берётся, делает с полной отдачей и хорошим настроением. 30 ноября в «Вегас Сити Холле» состоится его новое шоу, которое так и называется – «Настроение Родригез». В перерывах между проектами Тимур старается как можно чаще общаться с сыновьями: после развода дети остались жить с мамой. Теперь основная задача Родригеза – стать своим мальчикам добрым и надёжным другом, которому можно доверять.
Эфир в 14.05.
Гуф вышел из рехаба
Гуфа (Алексей Долматов) выпустили из рехаба раньше срока. Музыкант отправился на автомобиле на саундчек своего грядущего московского концерта. По информации Shot, после выступления Гуф обязан вернуться в медицинское учреждение. Сам же рэпер на вопрос об этом лаконично отвечал: «Посмотрим».
«ИнтерМедиа» напоминает, что Гуф собирается дать с электронным браслетом концерт в VK Stadium 22 ноября 2024 года.