Мари Боро: «Качественный дизайн невозможен без стратегии»
Агентство креативных индустрий (АКИ) при Департаменте культуры города Москвы объединяет крупные компании и творческих специалистов в рамках конкурса дизайн-решений «Фабрика дизайна 3.0» и креатона «Дизайн-цех».
Об опыте участия в проектах, поддержанных АКИ, трендах современного дизайна и умении договариваться с заказчикоммы пообщались с основателем компании BORO/BURO, экспертом в сфере маркетинга и дизайна Мари Боро.
— Что отличает BORO/BURO от других дизайн-бюро?
— Наш базовый фундамент — смыслы бренда. Опираясь на них, можно показать уникальность, историю развития компании с помощью дизайна. Чаще всего дизайн-бюро ориентированы на одну сферу бизнеса. Мы работаем в самых разных направлениях и находим креативные решения любых задач, берем сложные заказы и продукты: от инноваций до бьюти-сферы. Я люблю выстраивать с клиентами многолетнее сотрудничество и создавать «долгоиграющий» брендинг.
— В чем секрет долгосрочного сотрудничества?
— Подходить к процессу планомерно и помнить, что качественный дизайн невозможен без стратегии. Даже когда клиент хочет просто сделать айдентику, я долго обсуждаю с ним историю, цели бренда, собираю всю возможную информацию. Мне важно понимать, куда движется компания, какой примерный план развития на пять–десять лет. Это нужно для формирования имиджа бренда. Особенно если речь идет о новых продуктах. В этом случае имеет смысл делать дизайн «на вырост».
— Можете выделить несколько ярких проектов из вашего портфолио?
— Один из самых больших — работа с ThermoUp, резидентом Сколково. Эта инновационная компания производит инфракрасные стеклянные дизайнерские обогреватели. Кроме нее в мире есть только один производитель подобной продукции. Мы с брендом с момента основания и выводили его на внешние рынки, отвечали за упаковку и развитие. В 2021 году компания была главным экспортером года. Продукцией заинтересовались в Чили, Франции, Финляндии. Мы заходили на европейский рынок через Германию, сертифицировали продукт там. Было интересно проанализировать немецкую целевую аудиторию, менталитет, чтобы правильно донести ценность продукта на языке местных потребителей. В России цены на электроэнергию намного ниже, чем в Европе. Для нас не очень важна энергоэффективность, но важна упаковка. В Германии же аргумент, что обогреватель использует меньше энергии в сутки, чем электрический чайник, является весомым. Упаковка со сложной печатью, наоборот, ухудшит авторитет компании, потому что это не экологично.
Еще один интересный проект — ИВА ПАРК. Это уникальное культурно-образовательное пространство в Тюмени. На него можно смотреть как на отдельную вселенную, разделенную по энергиям и зонам. Это зона садов — Японский сад, Долина Прерий, Долина Роз, AstraGarden; зона питомника — Питомник «Ахмечет», садовый центр «Астра»; зона Школы — Культурно-образовательная школа и лаунж-зона — кофейня, терраса, пруд MINI. Мы создавали визуальную концепцию бренда, разрабатывали сложную цветовую палитру. Даже придумали мерч с ароматами каждой части парка. Сейчас продолжаем заниматься проектом, его внутренней и внешней навигацией. В нем соединяются философия и дизайн внушительного пространства, графические концепции и внутренний интерьер.
Относительно новый наш клиент — бренд женской одежды GROOVY. Он специализируется на спортивной и релакс-линиях. Этот проект мы делали под ключ с нуля, выстраивали стратегию, концепцию, полностью разрабатывали брендбук, сайт, проводили съемки. В качестве референса использовали бизнес-модель OYSHO. Хотелось создать бренд со своей эстетикой и смыслом для той же целевой аудитории.
— Вы основали бюро в 2020 году. Насколько сложно было начинать тогда свой бизнес?
— К тому моменту сформировался основной костяк команды. Мы уже работали с такими большими брендами, как ThermoUp, Mark Glass, и были готовы еще громче заявить о себе на рынке. В связи с пандемией многие ушли на аутсорс. С одной стороны, был некий провал, затишье, с другой — активизировалось много мотивированных людей, владеющих интеллектуальным и цифровым бизнесом. Мы стали налаживать с ними коммуникацию.
— Какую роль играет дизайн в развитии бренда, укреплении его позиций на рынке?
— Это один из важнейших инструментов. Раньше бизнес не воспринимали без сайта, сегодня — без визуального стиля, концепции, присутствия в соцсетях. Качественный дизайн — это сочетание смыслов, стратегии, эстетики и целевой аудитории. Он повышает узнаваемость бренда, помогает раскрыть его идентичность и с ее помощью выделяться среди конкурентов. Рынок перенасыщен товарами и услугами. Из всего многообразия человек выбирает бренд, созвучный его внутренним смыслам. Я прошла обучение по психологии потребления в Сколково, и нам рассказывали, как перестроилось сознание потребителей в цифровой век. Если человек узнает о бренде то, что расходится с его ценностями, компании для него больше не существует. Так действует «кэнселинг», культура отмены. Очень важно создать правильное впечатление, донести до потребителя правильные ценности. В этом и помогает дизайн.
— Какие тренды в современном дизайне вы наблюдаете?
— Ультрареалистичные 3D-изображения и видео, анимированные графические элементы, футуристический стиль, различные объекты, созданные с помощью искусственного интеллекта. Уже больше семи лет в тренде минимализм, и он будет оставаться актуальным, особенно в офисном бизнесе. Тренды либо стремительно меняются, либо держатся годами. Поэтому важно следить не за новинками, а за стилями и техниками. AI как раз дает возможность работать с самыми разными техниками, например соединять фото с отрисовкой, различными шрифтами. Сегодня люди создают их сами. Мне очень нравится каллиграфия, скетчи, когда цифровые элементы соединяются с созданными от руки. В сочетании с ароматами, артом, музыкой, другими объектами искусства все это придает дизайну новое звучание. Мне нравится такая эклектика, многогранность.
— Чем вас заинтересовал проект АКИ «Дизайн-цех» и что дал опыт участия в конкурсе?
— Мне захотелось немного взбодрить и сплотить мою команду, как в старые добрые времена, принять вызов и в короткие сроки создать интересный дизайн-проект в совместном пространстве. Когда я увидела, какие гиганты выступают в роли заказчиков, не осталось никаких сомнений, что нужно участвовать. Мне было интересно посотрудничать с Музеем Москвы, посмотреть, как устроена его структура изнутри, предложить свои идеи. В итоге нам очень понравилось. Была отличная организация, представители уникальных компаний в жюри и прекрасные кураторы, мы подружились. Замечательный опыт.
— Какие проекты вам удалось реализовать с заказчиком?
— Представители Музея Москвы признались, что у них в принципе никогда не было структурированного дизайна, четко простроенной визуальной концепции. Сейчас это уже не просто музей, а пространство для всей семьи — взрослых, детей, молодежи. Эта аудитория посещает мероприятия, связанные с современным искусством. Поэтому руководству хотелось, чтобы мы разработали несколько линеек мерча — для всех посетителей, для школьников, новогоднюю коллекцию и декор для дома. Мы взяли за основу архитектуру, историю и главные смыслы Музея Москвы, где в том числе изучаются историю районов столицы и посвящает им целые выставки. Они проходят необычно: на них не только представлены раритетные футболки, газеты, связанные с той или иной локацией, но и запахи. Например, там можно узнать, как пахнет район Фили. Нам захотелось соединить все это и составить алфавит из различных символов. Каждый символ обозначал определенное слово: «обучение», «семья» и так далее. Этот алфавит мы использовали при создании мерча. Придумали детские закладки для книг и дневников, значки для коллекционирования, шоперы в стиле пакета-майки из 90-х, свечи для дома, диффузор с различными ароматами, такими как «Вечерняя Москва», и новогоднюю линейку.
— Какие возможности такие проекты, как «Фабрика дизайна», «Дизайн-цех», открывают начинающим дизайнерам?
— Они дают подробное представление о том, что такое питч, как собрать свою презентацию, концепцию проекта, правильно ее преподнести. Питчинг помогает прокачать страх публичных выступлений. Это важно, чтобы в дальнейшем продвигать себя на рынке. Кураторы и сопровождающие эксперты со стороны заказчиков делятся опытом, оценивают работу команд профессиональным взглядом, корректируют, направляют и подсказывают. То есть тебя не «бросают в воду», а учат плавать. Там ты точно не один. Плюс это очень полезный опыт работы в сжатые сроки и возможность посмотреть, как креативят опытные дизайнеры-практики. Все участники конкурса настроены доброжелательно и готовы прийти друг другу на помощь.
— Что дают такие проекты заказчикам?
— Это «свежая кровь» — новые мысли, новое прочтение продукции. Поколения меняются. Важно сохранять гибкость мышления и быть открытым этим изменениям. Распространенная проблема компаний-заказчиков — вкусовщина. Когда они хотят, например, чтобы сайт соответствовал исключительно их предпочтениям. Но ведь главное, чтобы он понравился целевой аудитории, а ее вкусы могут не совпадать с вашими, люди могут видеть мир по-другому. Такие конкурсы, как «Фабрика дизайна», позволяют компаниям расширить свой взгляд на дизайн, позиционирование бренда, познакомиться с разными стилями, визуальными концепциями. В их создании очень помогают нейросети. И молодые дизайнеры работают с ними намного быстрее, чем те, кто уже давно в индустрии.
— Сейчас проходит третий сезон конкурса «Фабрика дизайна». Попробуете в нем свои силы?
— Мне в принципе нравится все, что делает АКИ. Конечно, я присматриваюсь к «Фабрике дизайна». Пока у нас очень большая загрузка, но в одном из будущих потоков мы бы с удовольствием посотрудничали с интересными брендами, реализовали бы вместе с ними свежие творческие решения. В атмосфере, когда в одном месте соединяется огромное количество креативных, медийных людей, представителей бизнеса, всегда рождается что-то новое. Это касается не только реализуемых проектов. Такой симбиоз дает много идей, наблюдений по поводу ведения бизнеса: на что стоит обратить внимание, чего не хватает. Взгляд со стороны полезен и для начинающих креаторов, и для более опытных дизайн-студий.
Наталья Малахова
Шедевры Крыма, супервышивка и круглый стол по законодательству в искусстве: грани обновленной выставки «Уникальная Россия»
Обновленная V юбилейная Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия» в московском Гостином дворе ждет гостей 29 января 2025 года. До 9 февраля посетители смогут увидеть и приобрести произведения традиционного искусства со всей России, а также работы мастеров из стран БРИКС.
Среди новинок выставки:
- Стенд Республики Крым
- эксклюзивные изделия, выполненные в технике горячих эмалей по гильошированной поверхности основателем, директором, главным художником ювелирного дома «Дюльбер» Мехти Исламовым,
- коллекция крымской ажурной и фоновой филиграни, отнесенная Министерством промышленности и торговли РФ к изделиям народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
- художественная керамика от семейной мастерской «Karpinsky» Марка и Марии Карпинских, сочетающая традиции древнего гончарного дела с современностью;
- продукции из трав, собранных в экологически чистых районах Крыма, от мануфактуры Isa.Kano;
- коллекция одежды из войлока от крымского этно-дизайнера Нияры Меметовой;
- изделия художественного литья от Валентины Оксененко.
- Стенд Волгограда
- работы в технике художественной гальваники мастера-ювелира Екатерины Воробьевой;
- украшения в стиле steampunk от Натальи Назаровой;
- изделия из натуральной кожи и камней от Марины Дубковой;
- авторские текстильные куклы, игрушки в технике папье-маше от Елены Максимовой;
- вязаные спицами игрушки от Юлии Власовой;
- украшения из полимерной глины, авторские игрушки в смешанной технике от Галины Герасименко.
- Объединенный стенд Союза художников России
- Проект «Русская Азбука в вышивке»
Народный проект создан руководителем секции «Искусство художественной вышивки» ТСХ ДПИ Светланой Диановой. На личном энтузиазме в нем принимают участие мастерицы вышивки из разных уголков России. Все вместе они воссоздают страницы «Русской Азбуки» художницы Марины Ханковой. Схемы для вышивки разрабатывает дизайнер Екатерина Андреева из Вольска.
Презентация проекта впервые состоялась на выставке «Уникальная Россия» в 2024 году, с тех пор он заметно вырос и насчитывает 15 законченных вышитых картин. Каждая из них образно и самобытно передает одну из букв русского алфавита, оформленную в традиционном духе русской культуры, с аллюзиями к сюжетам русских народных сказок и былин, русской природе.
- изделия народных художественных промыслов елецких кружевниц и волгоградских мастеров по обработке козьего пуха
- холуйские лаковая миниатюра и строчка
- шкатулки из ценных пород дерева
и многое, многое другое.
Среди хитов деловой программы:
- Круглый стол «Законодательство в искусстве» 29 января, 17:00
Приглашенные спикеры:
- генеральный директор ООО «Экспо ресурс», директор выставки «Наследие и Традиции» Алексей Комаров;
- председатель Комитета по культуре Государственной Думы РФ Ольга Козакова;
- руководитель департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Оксана Косарева;
- президент Ассоциации образовательных организаций, специалистов и представителей сферы образования Дарина Лисецкая;
- заместитель директора Межрегиональной общественной организации «Творческий союз художников декоративно-прикладного искусства» Валентин Розанов;
- главный редактор информационного агентства «ИнтерМедиа», культуролог Евгений Сафронов;
- сенатор от Нижегородской области Ольга Щетинина.
- Круглый стол «Интерпретация русского стиля в моде будущих столетий» 31 января, 12:00
- Круглый стол «Креативные индустрии: кино и мода» 1 февраля, 14:00
- Круглый стол «Россия в цифре: новые возможности для развития внутреннего туризма» 2 февраля, 16:30
и многое, многое другое.
Выставка-форум открыта до 9 февраля с перерывом на реэкспозицию 3 февраля.
Адрес: Москва, ул. Ильинка, 4 (Гостиный двор).
Дополнительная информация о проекте — на официальном сайте.
Организаторы выставки
Фонд сохранения и развития культуры, традиционных духовно-нравственных ценностей, исторической памяти «Уникальная Страна», Ассоциация «Организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции», Фонд развития художественной промышленности и ювелирного искусства.
Выставка-форум проходит при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Министерства культуры РФ, Министерства иностранных дел РФ, Федерального агентства по делам национальностей России.
Официальное пиар-агентство – Maestro Agency PR.
Официальное пресс-агентство – информационное агентство «ИнтерМедиа».
Информационные партнеры
Телеканалы «Мир», RU.TV, Russian Music Box, «Жар-птица», радио «Орфей», МИЦ «Известия», газеты и порталы «Комсомольская правда - Афиша», «Вечерняя Москва», «ИнтерМедиа», «Культура.рф», «Московские новости», «Мир новостей», «Культура», «Музыкальный Клондайк», «Клео.ру», ИА Anna News, «Типичная Москва», Daily Moscow, Allfest.ru, KM.ru, журналы «Русский ювелир», Melon Rich, Moda&Art, Modern Megapolis Guide, «Параллель», Russian Business Guide, «Львиная доля городских новостей», Masterjournal, «Модный дом», «Жизнь замечательных людей», «Новая деревня».
Аккредитация СМИ
welcome@intermedia.ru, +7 (985) 768-2053 – Оксана Леонтьева.
pr@maestro1975.ru, +7 (926) 160-1231 – Владимир Преображенский.
Фотоархивы: выставка (фото: Арсен Меметов), экспонаты стендов Крыма и Волгограда (фото: предоставлено организаторами стендов)
Самый миниатюрный портрет, VR-путешествия и ликбез по гуслям: 8 хитов выставки «Уникальная Россия»
V юбилейная Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия» пройдет с 23 января по 9 февраля 2025 года в московском Гостином дворе. Эта крупнейшая в стране выставка традиционных искусств способна удивить и поразить воображение москвичей и гостей столицы. Представляем обзор лишь некоторых впечатляющих экспонатов «Уникальной России».
Миниатюра от «Чувашского Левши»
«Чувашский Левша», художник Александр Мухин-Чебоксарский – автор вызывающих изумление миниатюр, кавалер ордена Василия Зуева, которым отмечаются самые талантливые миниатюристы. На выставке «Уникальная Россия» будет представлена одна из его самых компактных работ – «Портрет студентки Кати Сидоровой» размером всего 0,5х0,5 см, написанный кисточкой с 1 волоском. Гостям будет предоставлена сверхмощная лупа, чтобы разглядеть эту диковинку.
Царь-матрешка
Матрешка из 50 (!) частей – уникальный экспонат как по своей конструкции, так и по уровню художественного оформления. Он был изготовлен на фабрике по производству изделий народных художественных промыслов «Семёновская роспись», работающей с 1932 года. Росписью занималась член Союза художников России, главный художник предприятия Елена Напылова.
Наряды и флаги от «Торжокских золотошвей»
Предприятие народных художественных промыслов «Торжокские золотошвеи» представит на выставке парадный мундир адмирала Российского императорского флота, копию платья Екатерины II, современный мундир Президентского полка и мундир официального представителя МИД России Марии Захаровой, а также символы трех эпох – флаги и кокошники дореволюционные, советские и современные. Экспозиция приурочена к 130-летию предприятия.
Скульптура «Маршал Победы» из полудрагоценных камней
Символ выставки «Уникальная Россия» 2025 года – скульптура из полудрагоценных камней «Маршал Победы». Шедевр был изготовлен мастерами уральской студии камнерезного искусства «Святогор» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. На «Уникальной России» «Маршал Победы» откроет серию торжественных мероприятий, посвященных 80-летию Победы, которое будет отмечаться в 2025 году. Камнерезная скульптура высотой 43 сантиметра с фотографической точностью изображает фигуру маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза, кавалера двух орденов «Победа» Георгия Жукова. Именно он 8 мая 1945 года принял капитуляцию вооруженных сил нацистской Германии.
VR-погружение в мир народных промыслов
Просветительский проект «Игра ремесел. VR-погружение в мир народных промыслов», созданный РИА «Новости» совместно с Ассоциацией «Наследие и традиции», позволит гостям выставки в жанре публицистической игры узнать историю российских промыслов и декоративного искусства, а также создать свои варианты применения традиционных узоров в современных интерьерах и предметах.
Кроме того, посетители выставки смогут погрузиться в самые популярные документальные VR-квесты РИА «Новости» – «Крузенштерн. Кругосветка «Надежды» и «VR-археология: тайны Куликова поля», и присутствовать на премьере мобильного приложения «Обогнавшие время. AR-шедевры». Проект дает возможность в деталях изучить не сохранившиеся до наших дней уникальные сооружения русских архитекторов и инженеров:
- гиперболоидные конструкции Владимира Шухова,
- Красноярский мост, получивший Гран-при Всемирной выставки в Париже,
- «небоскреб» времен Петра I,
- карельский шедевр русских зодчих
и многие другие.
Ликбез по гуслям и свирелям
Гусляр, композитор и мультиинструменталист Кирилл Богомилов («Холоп», «Последний богатырь. Наследие») и его этномастерская гусельного искусства «Кантелеонъ» представят на выставке коллекцию редких гуслей и других музыкальных инструментов с древними корнями. У посетителей появится возможность попробовать каждый из уникальных инструментов в действии и услышать, как они звучали много веков назад.
Будут выставлены десятки видов гуслей: шлемовидные, крыловидные, трапециевидные, с окрылками, монохорды, звончатые, брынчаги, кесле, долбленые, чадаган, кантеле, а также 30-ти струнные и даже клавишные. Вниманию тех, кому недостаточно гуслей, будут представлены также колесные лиры и славянские духовые инструменты – жалейки и свирели.
Самое красивое оружие
Художественная мастерская «Практика» представит на «Уникальной России» коллекцию оружия, выполненного в лучших традициях златоустовских оружейников и мастеров гравюры на стали. В 2025 году Златоустовская гравюра на стали празднует свой 210-летний юбилей.
Сохранившиеся до наших дней работы первых златоустовских мастеров представлены в центральных музеях страны как самые ценные экспонаты, вызывающие восхищение специалистов и знатоков. Сейчас заказчиками художественной мастерской «Практика» являются крупнейшие музеи России, правительственные организации, армия и флот, крупные фирмы и банки, коллекционеры. Работы златоустовских мастеров участвуют во всероссийских и международных художественных и оружейных выставках и, имеют дипломы «За верность традициям русского клинкового оружия».
Федоскинские шкатулки по игре Atomic Heart
Федоскинская фабрика миниатюрной живописи впервые участвует на выставке «Уникальная Россия». В 2025 году промысел отмечает юбилей - 230 лет. Будут выставлены экспонаты из музейного фонда XIX, XX веков, а также современные работы. Кроме того, представлены уникальные шкатулки, которые были созданы в коллаборации с компьютерной игрой Atomic Heart.
Среди других достопримечательностей«Уникальной России» – выставка камнерезного искусства, кокошники от Инги Фильченко, работы «Палеха», шахматы из кости из коллекции Анатолия Карпова, флорентийская мозаика из камня; изделия из клыка моржа, китовой кости, кожи и меха от музейного центра «Наследие Чукотки» и многие-многие другие удивительные работы художников, ремесленников и дизайнеров России.
Даты: 23 января - 9 февраля 2025 года.
Адрес: Москва, ул. Ильинка, 4 (Гостиный двор).
Дополнительная информация о проекте — на официальном сайте.
Организаторы выставки
Фонд сохранения и развития культуры, традиционных духовно-нравственных ценностей, исторической памяти «Уникальная Страна», Ассоциация «Организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции», Фонд развития художественной промышленности и ювелирного искусства.
Выставка-форум проходит при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Министерства культуры РФ, Министерства иностранных дел РФ, Федерального агентства по делам национальностей России.
Официальное пиар-агентство – Maestro Agency PR.
Официальное пресс-агентство – информационное агентство «ИнтерМедиа».
Информационные партнеры
Телеканалы «Мир», RU.TV, Russian Music Box, «Жар-птица», радио «Орфей», МИЦ «Известия», газеты и порталы «Комсомольская правда - Афиша», «Вечерняя Москва», «ИнтерМедиа», «Культура.рф», «Московские новости», «Мир новостей», «Культура», «Музыкальный Клондайк», «Клео.ру», ИА Anna News, «Типичная Москва», Daily Moscow, Allfest.ru, KM.ru, журналы «Русский ювелир», Melon Rich, Moda&Art, Modern Megapolis Guide, «Параллель», Russian Business Guide, «Львиная доля городских новостей», Masterjournal, «Модный дом», «Жизнь замечательных людей», «Новая деревня».
Аккредитация СМИ
На открытие 23 января - welcome@intermedia.ru, +7 (985) 768-2053 – Оксана Леонтьева.
На все дни работы выставки - pr@maestro1975.ru, +7 (926) 160-1231 – Владимир Преображенский.
Фотоархив выставки:https://drive.google.com/drive/folders/1gA5-Av1cHeT9yHTMf1iaUbip44q5V4X_?usp=sharing (фото: Арсен Меметов).
Сегодня 40 лет Даутцен Крёз
23 января 2025 года, четверг.
29 лет модели Анастасии Решетовой.
33 года актёру Джеку Рейнору.
34 года певице Ханне.
38 лет актрисе Марии Валешной.
38 лет певице Евгенике.
40 лет Даутцен Крёз.
Даутцен Крёз родилась 23 января 1985 года в Остермере. Нидерландская супермодель и актриса.
48 лет телеведущей Ольге Шелест.
51 год лидеру проекта IAMX Крису Корнеру.
52 года актёру Дмитрию Исаеву.
52 года певице Маше Кац.
57 лет барабанщику Альберту Потапкину.
69 лет актёру Патрику Керру.
78 лет актёру и каскадёру Александру Иншакову.
115 лет назад родился один из основателей цыганского джаза Джанго Рейнхардт (1910-1953).
24 января.
31 год актрисе Софье Зайке.
39 лет актрисе Мише Бартон.
44 года актрисе Кэрри Кун
47 лет актрисе Екатерине Климовой.
50 лет актрисе Анне Банщиковой.
51 год музыканту и художнику Виктору Пузо.
51 год актёру Эду Хелмсу.
55 лет гитаристу Валерию Дидюле.
57 лет экс-вокалисту группы Helloween Михаэлю Киске.
60 лет режиссёру-мультипликатору Карлосу Салдане.
64 года режиссёру и актёру Сергею Гинзбургу.
64 года актрисе Настасье Кински.
67 лет гитаристу Алексею Белову.
72 года альтисту Юрию Башмету.
73 года актёру Евгению Леонову-Гладышеву.
75 лет актёру и режиссёру Даниэлю Отою.
83 года актрисе Людмиле Савельевой.
84 года певцу Нилу Даймонду.
15 лет назад умер кинорежиссёр Леонид Нечаев (1939-2010).
45 лет назад умер пианист Станислав Нейгауз (1927-1980).
25 января.
«Мельница» отметит Рождество в Москве в Татьянин день.
Алла Сигалова поставит «Щастье!» с Михаилом Тройником в Театре Моссовета.
Балет «Снежная королева» МАМТа покажут в «Театре в кино».
29 лет актрисе Дарье Антонюк.
35 лет актёру Матвею Жизневскому.
36 лет актёру Александр Петрову.
38 лет телеведущему Никите Белоголовцеву.
39 лет актрисе Марусе Зыковой.
40 лет певице Тине Кароль.
42 года телеведущему Дмитрию Шепелеву.
44 года певице Алише Киз.
46 лет актрисе Светлане Камыниной.
46 лет участнику группы «Каста» Шыму.
49 лет телеведущему Тимофею Баженову.
50 лет писателю и телеведущему Сергею Минаеву.
54 года поэту и актёру Владу Маленко.
55 лет певцу и композитору Роману Рябцеву.
57 лет радиоведущему Александру Абрахимову.
69 лет телеведущей Екатерине Уфимцевой.
75 лет гитаристу Юрию Шахназарову.
10 лет назад умер певец Демис Руссос (1946-2015).
35 лет назад умерла актриса Ава Гарднер (1922-1990).
79 лет назад родился композитору Вячеслав Добрынин (1946-2024).
87 лет назад родился певец и актёр Владимир Высоцкий (1938-1980).