Обзор: «Топ 16 вокалистов, потерявших свои голоса»
2024, Александр Уманчук.
Александр Уманчук – актёр и певец, выпускник Нижегородской консерватории им. Глинки, ведущий YouTube-канала. Будучи вокалистом, большинство своих роликов Уманчук посвящает искусству пения, регулярно выкладывая подборки самых сложных женских партий или там худших вокалистов в истории рок-музыки. У него получается совмещать профессиональный взгляд изнутри со взглядом со стороны. Так, в выпуске про артистов, которые с течением времени стали хуже петь, Уманчук даёт характеристики коллегам, высказывает предположения о причинах проблем с вокалом, а также богато иллюстрирует свои слова видеопримерами. Всё это достаточно доходчиво и занимательно. Очень хорошо, что автор уравнивает в правах отечественных и зарубежных артистов – ведь большинству зрителей интересны и те, и другие.
Всем вокалистам, потерявшим свои голоса, Александр Уманчук желает здоровья и как можно скорее восстановиться. Для действующих певцов у него есть несколько универсальных советов: берегите голос, соблюдайте гигиену голоса, не злоупотребляйте, высыпайтесь и так далее. Ещё он мог бы посоветовать не стареть, ибо голос с возрастом объективно становится хуже.
В качестве самых ярких примеров возрастных изменений Уманчук приводит Джона Бон Джови, Акселя Роуза, Аллу Пугачёву, Иена Гиллана и Элтона Джона. Последний, впрочем, эту теорию вполне себе развенчивает, ибо после операции по удалению полипов он стал петь насыщеннее, чем в молодости. Хотя тут можно возразить, что Элтон вокалист только в третью очередь – после композитора и пианиста, и голос никогда не был его главным козырем. Ведущий также раскрывает секрет, почему проблемы со связками настигли Джастина Тимберлейка, который не форсировал вокал: оказывается, связки не терпят лишнего воздуха, а манера пения с придыханием как раз и способствует его поступлению.
Но в видео (точнее, в нескольких выпусках, объединённых одной темой) есть и более драматические и даже трагические примеры. Здесь можно послушать, как пела Уитни Хьюстон в молодости – и как она пыталась петь спустя годы, когда муж научил её плохому и певица потеряла сначала голос, а потом и жизнь. У «татушки» Юли Волковой голос пропал после операции по поводу рака щитовидки, а Майли Сайрус, которая с детства пела высоко и чистенько, тоже обрела «матёрый» хрипловатый тембр после хирургического вмешательства.
Уманчук считает очень важным для вокалиста наличия школы. Например, Валерий Меладзе, обладающий красивым необычным тенором, петь не учился и теперь ему тяжело работать в высоких тесситурах, которыми изобилуют песни, которые для него написал брат Константин. Что касается Григория Лепса, то его подводит постоянное форсирование вокала и желание работать в манере рок-тенора (тогда как Александр считает его голос баритоном). В выпуске можно узнать, какими ухищрениями пользуется Григорий, чтобы на концерте звучали самые высокие ноты.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Обзор: «Prince: музыка для взрослых (или как победить Майкла Джексона)»
2025, «Спасибо, послушаю».
Пока я раздумывал, смотреть ли этот выпуск, Андрей Васильев в телеграм-канале «Спасибо, послушаю» заметил: «Меломаны, как правило, делятся на «обожаю Принса» и «не понимаю, почему все им восторгаются». И видео будет в равной степени интересно и первым, и вторым». Продающий текст, что и говорить. Ведущий «Спасибо, послушаю» определённо относится к обожателям Принса, поэтому и посвятил ему самый длинный, почти 40-минутный выпуск. Туда поместилась и вся биография музыканта, и видеоиллюстрации к разным периодам его творчества. В итоге Андрей в своей аннотации не наврал: после просмотра будет легче понять, почему Принсом восторгаются. Вместе с этим пониманием вряд ли придёт обожание, ибо музыка артиста слишком эклектична, но уважения точно прибавится.
Итак: на своём дебютном альбоме Принс сыграл на 27 инструментах, а после смерти музыканта в его домашней студии обнаружилось более сотни неизданных пластинок. Он был абсолютным «контрол-фриком», перфекционистом и одиночкой, с чем в первую очередь и связаны его конфликты с лейблами. Известна история о том, как Принс Роджер Нельсон согласился участвовать в записи «We are the World» при условии, что ему предоставят отдельную кабинку: это противоречило всей концепции объединяющего сингла, так что проект обошёлся без строптивого артиста. При этом музыка Принса повлияла, по их признаниям, на Джастина Тимберлейка, Фрэнка Оушена, Мэрилина Мэнсона и U2; попробуйте найти в их песнях что-то общее, а вот поди ж ты. Жанр Принса был уникальным сплавом из совершенно разных музыкальных областей: естественное влияние афроамериканских стилей переплелось у него с классическим роком, который он слушал в юности в Миннеаполисе, где не было «чёрных» радиостанций.
При росте в 157 сантиметров Принс (это его настоящее имя – отец-музыкант назвал его в честь своего псевдонима) стремился быть заметным на сцене, поэтому носил эксцентричные наряды. К слову, яркость и эпатажность привлекала «поколение MTV», но многих отвлекала от музыки артиста – может, поэтому за сверкающей обёрткой не все разглядели многообразие его творческой Вселенной. Принс – это не только «Purple Rain», но и «Manic Monday» с «Nothing Compares to You», а также многое другое; выпуск «Спасибо, послушаю» делает всё, чтобы заинтересовать тех, кто Принса недооценивал.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Рецензия на сингл Славы Скрипки «Бобр»: Крутые бобры
2024, М2.
Оценка: 8 из 10.
Вообще-то песня про бобра вышла ещё летом прошлого года, но тогда её мало кто заметил. Покорение чартов «Бобр» начал в новогодние праздники – после того, как завирусился в тиктоке. На первый взгляд, это очередная песня-мем – в то же время, как говорится, «есть в ней нечто подлинное». Недаром самая очевидная рифма к слову «бобры» - «добры».
Исполнитель песни Slava Skripka (как трогательно написало одно издание, его настоящее имя – Вячеслав Скрипка) занимается музыкой в основном по ночам, а днём он работает на мебельной фабрике в Ростовской области. Со своим соавтором Андреем Поповым они взаимодействуют дистанционно: тот живёт в Ставропольском крае. Попов стал автором музыки к «Бобру», а Скрипка сразу придумал на мелодию фразу «сидим с бобром за столом вдвоём, на ужин готовим полено». После этого соавторы долго ржали, а потом начали докручивать этот перспективный сюжет.
Естественно, они держали в голове потенциальную меметичность произведения: так в нём появилась цитата из польского мема «бобр курва», а в снятом на природе клипе – отсылки к поговоркам про бобра и культовому фильму «Бобёр» с Мэлом Гибсоном. Сыграло свою роль и то, что к бобру можно придумать кучу замечательных рифм, однако Слава в тексте очень грамотно выдержал баланс между абсурдом и реальностью. Дружба человека с бобром означает, что на ужин они оба будут есть полено (и пить алкоголь), обсуждать, зачем «между нами плотина», а потом человек отнесёт бобра к нему домой. По дороге в лесу они будут петь хиты Алсу – наконец-то и эта рифма пригодилась (кстати, в одной из версий «Бобра» звучит фрагмент песни «Зимний сон»). А потом бобр поделится с другом своим добром (ведь у него добра четыре ведра).
При всей дикости этого сюжета он нигде не выходит за рамки милоты и здравого смысла: смею предположить, что в этом и заключается главный секрет успеха «Бобра».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Альбом покойного Мака Миллера вышел через 10 лет после того, как был записан
Релиз посмертного альбома Мака Миллера «Balloonerism» состоялся 17 января 2025 года накануне его дня рождения: 19 января питтсбургскому рэперу могло бы исполниться 33 года, если бы он не скончался 7 сентября 2016-го в возрасте 26 лет от случайной передозировки.
В пластинку, слухи о которой ходили среди фанатов много лет, вошли 14 треков. Альбом демонстрирует экспериментальную сторону Миллера, смесь нео-соула и элементов джаза. Он включает такие композиции, как «5 Dollar Pony Rides», «Friendly Hallucinations», «Mrs. Deborah Downer», «Stoned», «Manakins» и «Rick’s Piano», а также совместные работы с Thundercat, SZA и Ashley All Day.
«Balloonerism» был записан в 2014 году, в плодотворный период для Миллера, когда он также работал над альбомом «Faces». В результате материал был отложен в пользу других релизов. После распространения утекших песен в сети официальный релиз пластинки был анонсирован трейлером на ноябрьском фестивале Camp Flog Gnaw.
Накануне выход альбома был представлен и анимационный короткометражный фильм «Balloonerism», основанный на текстах и музыке Миллера и снятый Сэмюэлем Джеромом Мейсоном. Он «рассказывает о группе школьных друзей, которые преображаются музыкой аккордового органа и отправляются в мир теней», говорится в синопсисе фильма. «Поглощенные черепахой времени, они должны пробираться через недра взрослой жизни». Фильм был выпущен 15 января в США и 16-го – в остальном мире на видеосервисе Amazon Prime Video и в избранных кинотеатрах.