Аурелия Имберт: «Люди ходят в театр, чтобы увидеть свое отражение»
Международный фестиваль «Вдохновение», на котором французская театральная компания TelmahOkusPokus представила моноспектакль Аурелии Имберт «Мечты горничной», прошел в Москве в августе 2024 года. В центре сюжета молодая польская уборщица, устроившаяся работать в театр, где одновременно репетируется сразу несколько пьес Шекспира. Однажды, поскользнувшись на мокром полу, героиня вдруг ловит себя на том, что начинает играть Офелию, леди Макбет, Дездемону, Отелло, Гамлета, Ричарда III, переходя с родного польского то на английский, то на французский языки. Конечно, можно иронично сказать, что, ударившись головой, можно еще не такое себе нафантазировать, но тут скорее речь о том, что в человеке живет множество самых разных персонажей, а каждая женщина немного актриса.
IPQuorum пообщался с Аурелией о радостях профессии, кумирах и мягкой силе искусства.
— Фестиваль носит название «Вдохновение». А в чем его черпаете вы?
— Во французском слове «вдохновение», как, если я правильно понимаю, и в русском, кроется слово «вдох». А это прямая связь с дыханием и кислородом. Поэтому, наверное, я бы сказала, что мне помогают самые простые вещи. Иногда важно взять паузу и продышаться. Выйти из дома, пройтись по парку, посмотреть фильм, насладиться игрой других артистов. Все это вдохновляет.
— Можете назвать любимых актеров?
— Их очень много. Но, наверное, назову Изабель Юппер. Она словно хамелеон, ей подвластны любые роли, любые перевоплощения.
— Собственно, как и вам: в спектакле вы одновременно играете сразу несколько персонажей. А что, по-вашему, объединяет леди Макбет, Джульетту, Офелию? Есть ли вообще какая-то связь между шекспировскими героинями?
— Наверное, их объединяет судьба, полная потрясений. В какой-то момент их жизни кардинально меняются: причиной может быть проклятье, видения, сумасшествие, власть и даже любовь. Но главное, что все их метания заканчиваются смертью. При этом мы хотели показать женщину, горничную, которая лишена каких бы то ни было возможностей, и дать ей шанс примерить на себя иные роли и попробовать себя в иных ипостасях. Нельзя судить по внешности, ведь то, что мы видим в женщине, далеко не всегда отражает то, что у нее внутри. И потому мне так интересно снимать все эти слои, пробираться через всех героинь к сущности, к тому, что скрыто в душе маленького человека.
— Спектакль называется «Мечты горничной». А о чем мечтаете вы?
— Стать горничной. Шутка. Конечно, это связано с моей профессией. Мне бы хотелось продолжать делать то, что я делаю. Причем мне было хотелось играть больше, лучше, ярче, разнообразнее. Но при этом сохранить в себе покорность горничной, которая каждый день честно выполняет свою работу.
— А если бы вы не были актрисой, то какую бы профессию предпочли?
— Наверное, я бы стала адвокатом. Почему? Мне бы хотелось защищать людей, причем мне кажется, что нужно отстаивать интересы не только вдов и сирот, но даже тех, кто на первый взгляд этого не заслуживает. Даже злодеи нуждаются в защите и понимании. Это чем-то похоже на театр. Ведь у того же Шекспира все истории завязаны на преступлениях, насилии, власти, предательстве. Но нас притягивают эти истории, потому что в театре мы зрители. Почему еще я провожу параллель между работой адвоката и театром? Потому что и там и там присутствует очарование злом. Даже когда адвокат защищает преступника, он все равно ищет аргументы, чтобы его оправдать, и придумывает историю, которая поможет его клиенту. Это удивительная профессия. И очень театральная. Ведь нужно хорошо сыграть свою роль, чтобы люди поверили твоему персонажа.
— В одном из интервью вы сказали, что каждый спектакль бросает артисту вызов и это очень стимулирует в работе. Какой вызов предъявляют вам «Мечты горничной»?
— Я уже довольно давно играю этот спектакль. И здесь важно сохранять запал первого представления, но при этом постоянно совершенствоваться, так как ни один спектакль не похож на предыдущий — другая публика, другие реакции. Но мой вызов заключается в том, чтобы каждый раз немного удивлять саму себя, чтобы не играть так, как знаешь, а идти за залом. Иначе неинтересно.
— Как все артисты, вы подвержены сомнениям. Что помогает не останавливаться?
— Да, меня часто одолевают сомнения. Но порой достаточно одного внимательного взгляда, чтобы все встало на место. Ну и, конечно, спорт. Он очень помогает сохранять равновесие и баланс.
— Во время спектакля вы очень много взаимодействуете с публикой. Есть ли отличие русских зрителей от тех же французов, поляков, армян, перед которыми вы не раз выступали?
— Мне кажется, что в целом публика похожа, ведь у нас в театре одни и те же правила — не фотографировать, выключать мобильные телефоны, не мешать представлению. Хотя, возможно, французы несколько иначе реагируют, например, порой сегодня смех раздавался не в тех местах, где обычно. Могу также отметить, что русская публика очень внимательна, зал сидит, практически не шевелясь. Но в целом мы похожи. На Востоке все иначе. Это совсем иная культура поведения.
— В «Мечтах» вы переходите с одного языка на другой. Трудно ли «переключаться»?
— Нет, потому что мне нравится говорить на разных языках. У каждого своя манера, свои интонации, свои ударения. Переходя на другой язык, вы начинаете иначе мыслить, двигаться, меняется взаимоотношение с телом, с жестикуляцией.
— Несмотря на сложную политическую обстановку, вы решились приехать на российский фестиваль. Почему?
— Думаю, что как раз сегодня очень важно сохранять культурные связи. Плюс, конечно, меня привлекает богатство русской культуры.
— Ваша героиня задается вопросом: зачем люди ходят в театр? Что бы вы сами ответили на этот вопрос?
— Желание увидеть свое отражение, но при этом более смелое и решительное. Это что-то вроде лучшей версии самих себя. Людям хочется увидеть себя в героях пьес, прожить их опыт и отчасти присвоить его себе.
Ксения Позднякова, IPQuorum
Театр Армии откроет юбилейный сезон «Гусарской балладой» с Анной Большовой
Премьера новой версии спектакля «Гусарская баллада» откроет 95-й сезон в Театра Армии 18, 19 и 20 сентября 2024 года. Музыкальная героическая комедия на сюжет Александра Гладкова и музыку Тихона Хренникова не раз делали эту постановку настоящим хитом. Впервые режиссер Алексей Попов поставил спектакль в сентябре 1942 года, а роль Шурочки в разные годы исполняли легендарные артистки – Любовь Добржанская, Людмила Фетисова, Софья Гуськова и, конечно, Лариса Голубкина. Вторая версия народного артиста России Бориса Морозова была поставлена в 2005 году и шла в репертуаре 15 лет.
- Весь наш спектакль пронизан музыкой Тихона Николаевича, партитура состоит из разных его произведений. Тем не менее драматическое действие и музыка в спектакле на равных. Живое исполнение оркестра задает темпоритм, настроение, поднимает спектакль на новый уровень. Несомненное украшение спектакля – танцы, яркие, красочные сцены бала. Это спектакль-праздник, легкий и воодушевляющий. Время сейчас не самое легкое, поэтому особенно хочется подарить зрителям глоток радости, - говорит о новом спектакле режиссер Татьяна Константинова.
Главные роли исполнят Александр Дик, Анна Большова, Сергей Селин, Мария Белоненко, Роман Богданов, приглашенная артистка Московского театра оперетты Екатерина Кузнецова.
Балетмейстер-постановщик спектакля – Ирина Корнеева, художник-постановщик – Анастасия Глебова, исторические костюмы создаёт Елизавета Дворкина, известная своими постановками на сцене Большого театра, за световую партитуру отвечает Евгений Виноградов, сцены фехтования ставит заведующий кафедрой сценической пластики ГИТИСа Айдар Закиров.
К началу юбилейного сезона также открывается большая экспозиция, которая позволит всем зрителям прикоснуться к 95-летней истории Театра Армии: впервые будут представлены эскизы декораций и костюмов, легендарных спектаклей.
Константин Хабенский пугал детей Бабой Ягой
Константин Хабенский вспомнил о своих первых ролях, которые играл еще до того, как стал профессиональным актером. Актер признался, что еще в начале собственной карьеры, не потянув финансово поступление в московские вузы, он играл в любительском театре «Суббота». Как-то раз ему довелось перевоплотиться в Бабу Ягу в новогодней сказке.
- Очень страшная Баба Яга. Поэтому когда я приближался к первым рядам, дети от страха визжали и писались. Это уже потом я понял, что так и должно быть, все правильно, - рассказал артист в эфире шоу «Актерская студия» Вадима Верника на «VK Видео».
Чебурашка вернётся в Москву на «Ушастые ёлки»
Шоу-мюзикл «Чебурашка. Ушастые елки» пройдет на Международного Центра Бокса в Лужниках с 21 декабря 2024 года по 7 января 2025-го. В прошлом сезоне представление собрало в общей сложности 170 тысяч зрителей. Благодаря конфигурации зрительного зала действие мюзикла будет разворачиваться на 180 градусов на двух уровнях сцены, а также в воздухе и в зрительном зале. Гостей шоу ждет полное погружение благодаря мультимедийному кубу над зрительным залом, экранам на сцене и по периметру зала.
Над созданием постановки работала постановочная группа во главе с режиссером Ниной Чусовой. Музыкальным продюсером выступил Сергей Жуков. Спектакль создан по мотивам самого кассового фильма российского кинопроката «Чебурашка», собравшего 23 миллиона зрителей.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.