Ирина Купченко рассказала о кино, театре и Василии Лановом
На фестивале Ferrum–24 народная артистка России Ирина Купченко рассказала о работе в кино и о том, чем отличается её родной Театр Вахтангова. Выдержки из монолога публикует gazetametro.ru.
О ТЕАТРЕ ИМ. ВАХТАНГОВА
В ноябре Театру имени Евгения Вахтангова 103 года, из них 52 года я в нём работаю. В годовщину постановки "Принцессы Турандот" с которой начался театр, мы ходим на кладбище, на могилу Евгения Вахтангова. И каждый раз я, стоя у его могилы, думаю: мог ли он когда-то представить, что из его маленькой студии вырастет один из самых успешных театров России, заполняемость залов которого составляет 98%, что вообще нереально для театра? Ни у кого из его артистов не было актёрского образования, кроме него самого и ещё буквально нескольких студийцев, которые были учениками Станиславского. Он не смог даже посетить премьеру своего спектакля, потому что был смертельно болен и умер через несколько дней после неё.
Журналисты часто спрашивают, что такое вахтанговский театр и вахтанговский актёр? У критиков есть своё мнение на этот счёт, а если спросить меня, то я вижу это так. Представьте 1921 год: война, разруха, дикий холод, голод, преступность. И на премьеру в маленькую студию приходят зрители – тоже голодные и замёрзшие. И вдруг открывается занавес и под бравурную музыку на сцену выходят красавицы актрисы с причёсками и в декольте и красавцы актёры в смокингах. Всем им тоже холодно, все они тоже голодны и живут в жутких условиях, – но они играют сказку о любви, о вере в жизнь, о надежде. И зритель в зале забывает, что ему холодно и жутко, и ему хочется жить, верить и любить. Вот это и есть суть театра Вахтангова.
О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ
Обычно все наши актёры – выпускники Театрального института имени Бориса Щукина, которое работает при Театре имени Вахтангова, мы никогда до последних лет не брали актёров со стороны. Мне иногда страшно подумать, но я буквально напрямую связана с Евгением Вахтанговым. Когда я училась, то делала отрывок с Цецилией Мансуровой, которая была первой исполнительницей Турандот, а первый исполнитель роли Калафа в первом вахтанговском спектакле Юрий Завадский оценивал мой актёрский потенциал. Елена Полевицкая, первая исполнительница роли Лизы Калитиной из "Дворянского гнезда" на сцене, которую хвалил Станиславский, рассказывала мне, как ей предлагали ещё при царе работать в Александринском театре. Удивительная связь через два века.
О ТЯЖЕСТИ АКТЕРСКОЙ ПРОФЕССИИ
В театральные училища огромный и долгий конкурс, но мало кто задумывается, как тяжела эта профессия. Главная её сложность, как и вообще в искусстве, в том, что не существует объективной оценки творчества: одному нравится, а другому нет, один говорит "гениально", а другой "бездарно". Поэтому актёру очень сложно оценить себя объективно: хочется верить в то, что у тебя всё хорошо, а на самом деле оказывается плохо.
Кроме того, ни в одной профессии, как в актёрской, нет такой страшной зависимости от случая. Например, я в кино попала, буквально ошибившись дверью. Я была на первом курсе и, как многие студенты, пришла с подругами на Мосфильм подрабатывать на съёмках в массовке. Мы перепутали номер комнаты и оказались в кабинете, где готовили "Дворянское гнездо". Поняв, что зашли не туда, мы тут же собрались уходить, но нас окликнули и предложили поучаствовать в пробах на роль Лизы Калитиной. Так я оказалась на съёмках у Андрея Кончаловского, и если бы не этот случай, неизвестно, как сложилась бы моя судьба. Из 20 человек с моего институтского курса в профессии остались только трое.
Как я играла Лизу, вообще не помню – всё было в каком-то тумане, страхе и ужасе. А вот на втором фильме Кончаловского "Дядя Ваня" уже было проще. Очень многое зависит от режиссёра, и тут мне просто повезло, потому что он очень талантливый и очень умный человек. Он никогда не объяснял, как играть, а говорил, что играть.
О ВАСИЛИИ ЛАНОВОМ
Я очень много снималась, у меня около 80 картин, но очень мало с мужем, Василием Лановым. Сейчас не хватает его позитивного взгляда на жизнь, любви и радости жизни. Он из очень бедной семьи, но стал народным артистом Советского Союза, Героем труда, он единственный из драматических артистов – почётный гражданин Москвы. И он всегда говорил, что всё, то у него есть, ему дала страна, которой он и посвятил свою жизнь.
У него было очень тяжёлое военное детство и он сделал всё, что от него зависело, чтобы не была потеряна память о людях, которые дали нам возможность сегодня жить. Он был лицом "Бессмертного полка" и полтора года ездил по стране, рассказывая о нём. Я помню, когда в Москве впервые собирались проводить это шествие, то предполагали, что придёт 100 тысяч человек. Но на акцию пришло полмиллиона. Почему он этим занимался? Потому что знал, что важно иметь идеал. Чем выше этот идеал, тем большего ты добьёшься.
Николай Цискаридзе призвал учесть опыт СССР при регулировании цен на билеты в театры и раскрыл тайну интервью с Алисой Фрейндлих
Николай Цискаридзе заявил на пресс-конференции в ТАСС о необходимости пересмотра ведущими российскими театрами ценовой политики в сторону большей доступности для публики. Балетмейстер напомнил о тех временах, когда самый дорогой билет в Большой театр в СССР стоил 3 рубля 20 копеек при минимальной зарплате в 60 рублей.
- Их достать было невозможно в Советском Союзе. Вы должны были отстоять огромную очередь, иметь каких-то знакомых. Это было всегда. Но вы хотя бы эти два билета могли себе позволить, - заявил Цискаридзе.
Николай напомнил, что в СССР студенты имели возможность проходить в театры, в том числе в Большой, бесплатно по студенческому билету:
- Ты приходил на любой спектакль с участием любого народного артиста и смотрел этот шедевр. Конечно, сейчас этого нет. Государственные театры существуют за счёт налогоплательщиков. Я уверен, что это должно быть серьезное государственное решение - поставить границу цен на билеты в государственные театры. В Советском Союзе экономически очень серьезно высчитывали стоимость билета, чтобы искусство было доступно для всех слоев населения.
Кроме того, Николай Цискаридзе высказал сомнение по поводу эксперимента по продаже билетов в театры в Москве по паспорту, о чем «ИнтерМедиа»сообщало ранее.
- Не верю в эту систему. Это очень сильно усложняет проход в театры, - считает он.
Главный редактор информационного агентства «ИнтерМедиа» Евгений Сафронов задал Николаю Цискаридзе следующий вопрос:
- Николай Максимович, в последние годы медиа с интересом наблюдают за впечатляющей профессиональной перезагрузкой бренда Цискаридзе в публичном формате «не про балет». Вас уже признали лидером общественного мнения в самых разных сферах. Самый цитируемый в медиа ректор, ведущий самых рейтинговых телешоу сразу на Первом и на России один, недавно «ИнтерМедиа» отметило абсолютный рекорд интервью на «Одноклассниках» больше 5 млн человек, тираж вашей книги «Мой театр» в 2023 году составил 200 000, опередив беллетристику Пелевина. Билеты на выступления ваших воспитанников (пока не известных) разлетаются быстрее, чем в ведущие театры страны. Конечно, у вас одна из лучших в стране команда профессионалов, но это все делаете вы. А тут мы еще узнаём, что вы обратились в сложнейший жанр телеинтервью и у вас только что записана огромная беседа с Алисой Бруновной Фрейндлих. Это в последнее время никому не удавалось - и это явно будет нестандартно и нескучно. К каким откровениям бы нам готовиться?
Николай Цискаридзе ответил, что хотел пригласить Алису Фрейндлих в студию программе «Сегодня вечером» на Первом канале. Народная артистка СССР отказалась, однако после длительных раздумий согласилась на интервью с Николаем в формате тет-а-тет.
- Мы не говорили о чем-то личном, потому что есть какие-то вещи, о которых можно поговорить без свидетелей. Я пытался с ней поговорить о каких-то творческих триумфах - немножко с другой стороны, о которой журналисты ее не спрашивали. Надеюсь, тем, кто это будет смотреть, будет интересно.
Кроме того, Николай назвал легенду отечественного балета Юрия Григоровича величайшим из ныне живущих балетмейстеров в мире.
- Слава богу, Григорович жив. Никого крупнее в мире нет. Джон Ноймайер тоже здравствует. Юрий Николаевич Григорович, Борис Яковлевич Эйфман - очень серьезные люди. Уильям Форсайт жив, Иржи Килиан, Матс Эк. Вот это великие люди, - сказал Цискаридзе.
Запись пресс-конференции - по ссылке.
Экс-хореограф Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт в Нидерландах
Бывший руководитель балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт с Национальным балетом Нидерландов. Договор будет действовать с 2024 по 2027 год. За этот период театр должен выпустить не менее трёх постановок с участием Алексея Ратманского. Хореограф будет ставить в Нидерландах не менее одного балета в год.
Алексей Ратманский руководил балетной труппой Большого театра с 2004 по 2009 годы и поставил там спектакль «Искусство фуги», показы которого к настоящему моменту отменили в связи с тем, что артист покинул Россию после начала СВО.
Билеты в театр начнут продавать только по паспортам
Департамент культуры Москвы установил новые правила на продажу билетов подведомственных ему театральных и концертных мероприятий. Начиная с 15 марта 2025 года, для этого потребуется паспорт. Пилотный проект продлится до конца 2025 года.
- При посещении мероприятия зрители может подтвердить свою личность любым из документов утвержденного списка. Кроме паспорта гражданина Российской федерации, в список включены водительское удостоверение, социальная карта москвича, студенческий билет, пенсионное удостоверение и другие варианты,- говорится в сообщении департамента.
"ИнтерМедиа" напоминает, что ранее на именные билеты перешёл Большой театр.