Ирина Купченко рассказала о кино, театре и Василии Лановом
На фестивале Ferrum–24 народная артистка России Ирина Купченко рассказала о работе в кино и о том, чем отличается её родной Театр Вахтангова. Выдержки из монолога публикует gazetametro.ru.
О ТЕАТРЕ ИМ. ВАХТАНГОВА
В ноябре Театру имени Евгения Вахтангова 103 года, из них 52 года я в нём работаю. В годовщину постановки "Принцессы Турандот" с которой начался театр, мы ходим на кладбище, на могилу Евгения Вахтангова. И каждый раз я, стоя у его могилы, думаю: мог ли он когда-то представить, что из его маленькой студии вырастет один из самых успешных театров России, заполняемость залов которого составляет 98%, что вообще нереально для театра? Ни у кого из его артистов не было актёрского образования, кроме него самого и ещё буквально нескольких студийцев, которые были учениками Станиславского. Он не смог даже посетить премьеру своего спектакля, потому что был смертельно болен и умер через несколько дней после неё.
Журналисты часто спрашивают, что такое вахтанговский театр и вахтанговский актёр? У критиков есть своё мнение на этот счёт, а если спросить меня, то я вижу это так. Представьте 1921 год: война, разруха, дикий холод, голод, преступность. И на премьеру в маленькую студию приходят зрители – тоже голодные и замёрзшие. И вдруг открывается занавес и под бравурную музыку на сцену выходят красавицы актрисы с причёсками и в декольте и красавцы актёры в смокингах. Всем им тоже холодно, все они тоже голодны и живут в жутких условиях, – но они играют сказку о любви, о вере в жизнь, о надежде. И зритель в зале забывает, что ему холодно и жутко, и ему хочется жить, верить и любить. Вот это и есть суть театра Вахтангова.
О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ
Обычно все наши актёры – выпускники Театрального института имени Бориса Щукина, которое работает при Театре имени Вахтангова, мы никогда до последних лет не брали актёров со стороны. Мне иногда страшно подумать, но я буквально напрямую связана с Евгением Вахтанговым. Когда я училась, то делала отрывок с Цецилией Мансуровой, которая была первой исполнительницей Турандот, а первый исполнитель роли Калафа в первом вахтанговском спектакле Юрий Завадский оценивал мой актёрский потенциал. Елена Полевицкая, первая исполнительница роли Лизы Калитиной из "Дворянского гнезда" на сцене, которую хвалил Станиславский, рассказывала мне, как ей предлагали ещё при царе работать в Александринском театре. Удивительная связь через два века.
О ТЯЖЕСТИ АКТЕРСКОЙ ПРОФЕССИИ
В театральные училища огромный и долгий конкурс, но мало кто задумывается, как тяжела эта профессия. Главная её сложность, как и вообще в искусстве, в том, что не существует объективной оценки творчества: одному нравится, а другому нет, один говорит "гениально", а другой "бездарно". Поэтому актёру очень сложно оценить себя объективно: хочется верить в то, что у тебя всё хорошо, а на самом деле оказывается плохо.
Кроме того, ни в одной профессии, как в актёрской, нет такой страшной зависимости от случая. Например, я в кино попала, буквально ошибившись дверью. Я была на первом курсе и, как многие студенты, пришла с подругами на Мосфильм подрабатывать на съёмках в массовке. Мы перепутали номер комнаты и оказались в кабинете, где готовили "Дворянское гнездо". Поняв, что зашли не туда, мы тут же собрались уходить, но нас окликнули и предложили поучаствовать в пробах на роль Лизы Калитиной. Так я оказалась на съёмках у Андрея Кончаловского, и если бы не этот случай, неизвестно, как сложилась бы моя судьба. Из 20 человек с моего институтского курса в профессии остались только трое.
Как я играла Лизу, вообще не помню – всё было в каком-то тумане, страхе и ужасе. А вот на втором фильме Кончаловского "Дядя Ваня" уже было проще. Очень многое зависит от режиссёра, и тут мне просто повезло, потому что он очень талантливый и очень умный человек. Он никогда не объяснял, как играть, а говорил, что играть.
О ВАСИЛИИ ЛАНОВОМ
Я очень много снималась, у меня около 80 картин, но очень мало с мужем, Василием Лановым. Сейчас не хватает его позитивного взгляда на жизнь, любви и радости жизни. Он из очень бедной семьи, но стал народным артистом Советского Союза, Героем труда, он единственный из драматических артистов – почётный гражданин Москвы. И он всегда говорил, что всё, то у него есть, ему дала страна, которой он и посвятил свою жизнь.
У него было очень тяжёлое военное детство и он сделал всё, что от него зависело, чтобы не была потеряна память о людях, которые дали нам возможность сегодня жить. Он был лицом "Бессмертного полка" и полтора года ездил по стране, рассказывая о нём. Я помню, когда в Москве впервые собирались проводить это шествие, то предполагали, что придёт 100 тысяч человек. Но на акцию пришло полмиллиона. Почему он этим занимался? Потому что знал, что важно иметь идеал. Чем выше этот идеал, тем большего ты добьёшься.
Николай Цискаридзе вспомнил, как смеялся в детстве над спектаклем о Ленине
Николай Цискаридзе стал гостем программы Николая Солодникова «Друг мой Колька». В передаче на YouTube гость вспомнил о ярких впечатлениях и своего детства в Тбилиси. В частности, он вспомнил о забавной ситуации, которая произошла с ним в армянском театре, где показывали спектакль про Ленина, Троцкого и Дзержинского.
- На улице стоял жуткий коммунизм. Все были в национальных костюмах, а спектакль шел на армянском языке. Ребенок крепился-крепился... — рассказал Цискаридзе. - На тот момент мне было семь лет. Я еще как-то сдерживал смех во время сцены, как к Ленину забегает Дзержинский и говорит на армянском языке: «Владимир Ильич, Троцкий сказал, что революции не будет!» Но когда Ленин встал и сказал на армянском: «Нет, нет!», я издал такой хохот, что меня из зала выносили.
Также Николай Цискаридзе вспомнил о своем забавном детском заблуждении относительно национальности Уильяма Шекспира.
- Не знаю почему, но армяне очень любили себя называть именами шекспировских трагедий. Очень много было Тристанов, Лаэртов, Ричардов, Джульетт и так далее. Я очень много лет считал, что Шекспир — армянин, — признался Николай Цискаридзе.
Рассказал Николай Цискаридзе и о своих кинематографических пристрастиях:
- Любимый фильм – «Древо желаний» Тенгиза Абуладзе. Во первых, это потрясающие грузинские пейзажи, маковые поля… Во-вторых, фантастический актерский состав. Там Софико Чиаурели играет образ блаженную. Режиссер сумел показать характеры героев с разных сторон. Еще я люблю фильм «Кукарача» про довоенный Тбилиси, в котором я вижу город моего детства.
Роль веры в Грузии Николай Цискаридзе оценил следующим образом:
- Я очень горжусь тем, что моя земля всегда принимала все вероисповедания и запрещала притеснять людей по этому признаку. Здесь все вероисповедания едины, потому что все молятся Всевышнему, ну а ритуалы можешь выбирать уже ты сам.
Кроме того, Николай Цискаридзе рассказал Николаю Солодникову о первом выученном в детстве стихотворении, усвоении грузинского языка, обучении в хореографическом училище, вспомнил о встречах с Нани Брегвадзе, Тамарой Гвердцители, Сосо Павлиашвили, Хиблой Герзмавой и показал двор, где жил его дед, а мама помогала с уроками будущим криминальным авторитетам.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, Николай Цискаридзе заявил о низком, по его мнению, уровне воплощения балета «Щелкунчик» в Большом театре.
Режиссер, преподаватель ЕГТИ Екатерина Царегородцева: «Будьте собой, дорогие студенты!»
Премьера спектакля в жанре фольклорного театра «Мифы и легенды Древней Руси» в постановке московского режиссера Олега Тополянского состоится в Екатеринбурге в марте 2025 года. По сценарию уральского драматурга Владимира Зуева актеры будут рассказывать неадаптированные русские народные сказки в сопровождении Уральского государственного русского оркестра. Проект реализуют Благотворительный фонд актеров и Региональная молодежная Лаборатория театра и фольклора при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Вместе с известными актерами Сергеем Чонишвили, Максимом Линниковым и артистами фолк-группы «Солнцеворот» в постановке будут задействованы студенты Екатеринбургского государственного театрального института, которые стали победителями конкурса чтецов. О своей работе со студентами рассказала режиссер, заведующая кафедрой сценической речи, доцент кафедры мастерства актера, художественный руководитель курса ЕГТИ Екатерина Царегородцева.
— Екатерина Григорьевна, что такое фольклорный театр с профессиональной точки зрения?
— Фольклорный театр — это уникальное явление в русской народной культуре, где соединяются и театр, и фольклор, сохраняется связь между прошлым и настоящим, проявляется интерес к нашему историческому культурному прошлому, высказывается уважительное отношение к традициям наших предков. Так что миссия фольклорного театра достаточно серьезна.
— Прародителями актерской профессии на Руси были скоморохи. Сложно ли соединять народные зрелищно-игровые представления и традиции профессионального театра?
— На мой взгляд, несложно, потому что профессиональный театр — это детище народных игровых представлений, откуда берут начало его корни. Считаю такое соединение абсолютно естественным и гармоничным.
— С каким материалом охотнее работают студенты — с классическими литературными произведениями или современной драматургией?
— Студенты одинаково работают и с классикой, и с современной драматургией. Вопрос заключается не в том, когда написано то или иное произведение, а в том, насколько точно мы определим для себя тему, которую хотим раскрыть именно сегодня. Классика тем и хороша, что актуальна всегда, а вот современная драматургия как раз проходит проверку на прочность. Сегодня она звучит, но будет ли звучать завтра? Поработать с неизвестными произведениями молодых авторов, с новым неожиданным материалом студентам всегда любопытно.
— Как вы считаете, нужно ли состоявшимся актерам продолжать учиться?
— Процесс обучения бесконечен, и если актер продолжает заниматься профессионально своим делом, то, естественно, он будет находиться в этом процессе. А если актер считает, что он уже всему научился и двигаться дальше некуда, то в общем-то для него здесь и наступает конец профессии.
— Что вы советуете своим студентам при прохождении кастинга?
— Своим студентам я советую всегда оставаться самими собой, поскольку каждый из нас бесконечно интересен и индивидуален, внутри у каждого — целая вселенная. Так что будьте собой, дорогие студенты!
— Как начинающему актеру справляться с негативной критикой?
— Безусловно, с этим нужно научиться справляться. Это сложно, это всегда болезненно, и в самом начале пути чрезмерная критика может очень навредить молодому несформированному организму. Но все приходит с опытом. Падения необходимы на самом деле для того, чтобы подняться, а значит, получив ушибы и синяки, нужно двигаться дальше. С опытом придет понимание того, что не всё, что говорят тебе критики, нужно в ту же секунду выполнять, главное — уметь вычленять то, что сейчас необходимо для тебя.
— Как вы думаете, что сейчас важнее для молодежи — коммерческий успех, всенародное признание или самовыражение в профессии?
— Думаю, что все это не столь важные вещи для молодых людей. Мне кажется, сейчас молодым людям гораздо важнее взять в руки хорошую литературу и научиться ее читать.
— В каком направлении развивается современный театр?
— Театр живой организм, он разный и развивается по-разному и в разных направлениях. Этим он и интересен, что непредсказуем. Наверное, никто не знает, куда повернет завтрашний театральный мир. Для меня это сложный вопрос. Я смотрю много современных спектаклей, однако не могу предугадывать путь развития современного театра.
— Что вы советуете своим студентам в случае, если они не согласны с режиссером?
— Конечно, бывают такие ситуации. Все мы живые люди, и студенты могут не соглашаться с какими-то моими предложениями. Тогда мы стараемся обсудить ситуацию и найти варианты, которые устроили бы нас всех. Но есть моменты, когда я говорю студентам: «Мне так нужно. Я режиссер этого спектакля, поэтому будьте добры выполнить этот рисунок, наполнить его, осмыслить, даже если вы не согласны, а потом уже мы можем еще раз обговорить и разобрать, что вас не устраивает, почему вы ищете какой-то другой путь решения этой сцены». Обо всем нужно говорить и договариваться.
— А как режиссеру добиться от актера того, что ему нужно?
— Мне кажется, ничего добиваться не надо, надо просто верить своему актеру, а актеру — верить своему режиссеру, и все получится по взаимной любви.
Мюзикл «ТСЖ Лукоморье» покажет Первый канал
Премьера телеспектакля «ТСЖ Лукоморье» состоится 30 декабря 2024 года на Первом канале. Это городская фантазия, происходящая накануне Нового года. Главный герой, Балда, работает в ЖКХ «Лукоморье». В канун Нового года главный по подъезду вручает ему список дел - нужно починить всё, что сломалось в квартирах жильцов: у кого-то протекает труба, у кого-то проблемы с электричеством, а кому-то требуется мелкий ремонт.
Засыпая за просмотром новогодней передачи, Балда оказывается во сне, где жильцы дома превращаются в персонажей сказок Пушкина и русского фольклора. Переходя из квартиры в квартиру, он встречает Царевну Лебедь, Кощея Бессмертного, Лешего, Руслана, Людмилу и многих других сказочных героев. Исполняя поручения, Балда не только устраняет поломки, но и дарит жильцам новогоднее тепло, создавая для каждого свое маленькое чудо. Каждый из встретившихся ему героев, исполняет музыкальный номер, наполняя пространство праздничной магией и превращая это путешествие в волшебный мюзикл».
Главной по подъезду в «ТСЖ Лукоморье» выступила Анна Asti, Балду сыграл Антоха МС, в роли строгого отца-колдуна – Дмитрий Маликов, а образ его дочки, чарующей Царевны-Лебедь, воплотила популярный блогер Юля Гаврилина. В мюзикле приняли участие группы Boulevard Depo, Polnalyubvi, «Элли на маковом поле», «Кассета» и другие современные исполнители. Продюсером проекта выступила Софья Эрнст.
Эфир в 23.59.