Умер бывший солист «На-На» Владимир ЛёвкинУмерла актриса Светлана СветличнаяКрис Прэтт стал отцом в четвертый разСкончался пресс-секретарь певца Shaman Антон Коробков-ЗемлянскийАкула стала мамойУмер продюсер и композитор Куинси ДжонсМарго Робби родила сынаАлександра Даддарио стала мамой на ХэллоуинПротив Гуфа возбудили уголовное дело о грабежеСати Казанова стала мамойГлюкоза назвала свое задержание в аэропорту заказом влиятельного человекаКлава Кока рассталась с Александром Повериным«Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик»: грандиозный симфонический концерт во славу гения Чайковского пройдет в БКЗ «Октябрьский»Участник One Direction Лиам Пейн погиб в АргентинеАгата Муцениеце пожаловалась, что ее сын хочет остаться с Павлом ПрилучнымМария Луговая родила Сергею Лавыгину сынаРоссийские стриминги будут маркировать музыку иноагентовУмер композитор и певец Вячеслав ДобрынинАни Лорак получила предложение руки и сердца в день рожденияУмерла актриса Мэгги Смит

Интеллектуальная собственность в дизайне: инструкция по применению

03.10.2024 15:21 Звезды Рубрика: Хроника 16+
предоставлено пресс-службой Агентства креативных индустрий

Представителям креативных индустрий необходимо использовать инструменты интеллектуального права и современные цифровые сервисы, чтобы защитить продукт перед выходом на рынок. С таким тезисом Наталья Беленькая, руководитель цифрового сервиса депонирования n'RIS, выступила перед участниками проекта «Фабрика дизайна 3.0». Он реализуется Союзом Дизайнеров России и Агентством креативных индустрий (АКИ) при Департаменте культуры города Москвы. На вебинаре юрист рассказала дизайнерам об истории интеллектуальной собственности, нюансах работы с договорами и преимуществах цифрового депонирования. Редакция приводит основные тезисы эксперта, которые будут полезны всем креаторам.

Что такое интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность — это права на результаты творческой деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Сюда входит, например, исключительное право – это когда только владелец может разрешать или запрещать использование своего творения. Также есть неотчуждаемые личные неимущественные права вроде авторства и права на имя. Существуют особые права, как право следования: оно позволяет художнику получать процент с каждой последующей продажи его картины.

Интеллектуальное право начало формироваться в XV веке в Венеции, когда дож предоставил архитектору Филиппо Брунеллески исключительное право на использование изобретенного им поворотного крана. В последующие века подобные привилегии постепенно превращались в законы. Законы адаптировались к новым технологиям, будь то книгопечатание или интернет. Интеллектуальное право стимулирует творчество и дает возможность зарабатывать своим умом и талантом, но при этом также учитывает интересы общества. Поэтому существуют законы об обязательном экземпляре и разрешается свободное использование произведений для образовательных и научных целей.

Среди факторов, которые сегодня влияют на сферу интеллектуальной собственности, Наталья Беленькая назвала распространение интернета: «Соцсетями пользуются 4,6 млрд пользователей. 1,5 млн аккаунтов создается в мире ежедневно. Отрасли экономики “переезжают” в цифровой мир, и интеллектуальная собственность следует за ними. Пару десятилетий назад копирование и распространение контента в цифровой среде привело к всплеску пиратства. Сегодня в сети появилось множество легальных инструментов потребления контента и распоряжения правами на него: стриминговые сервисы, биржи интеллектуальной собственности».

Виды интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность включает музыку, фильмы, книги и компьютерные программы. Также к ней относятся другие результаты творческой деятельности и гибридные объекты, такие как базы данных, которые защищаются авторским и смежным правом. К последнему, например, относятся, например, телепередачи и звукозаписи.

Технические и дизайнерские решения охраняются патентным правом. Госорган выдаст патент, если эксперты убедятся в новизне, оригинальности и технической воспроизводимости решения. Наталья Беленькая рассказала о такой форме интеллектуальной собственности, как ноу-хау или, проще говоря, секреты производства. Это ценная информация, которую компания держит в тайне, чтобы сохранить свое преимущество на рынке. В отличие от патентов, которые нужно официально регистрировать и за которые нужно платить, ноу-хау не требует таких формальностей. Главное — сохранить секрет! Наконец, к средствам индивидуализации относятся товарные знаки, наименования мест происхождения товаров и некоторые другие режимы охраны.

Дизайнерам пригодится патент на промышленный образец: «Этот режим защищает эстетические свойства объекта, например рисунок, орнамент. Располагая таким патентом, дизайнер сможет пресечь не только буквальное воспроизведение продукта, но и подражания, попытки паразитировать на визуальном коде».

Коммерчески перспективный объект охраняется сразу в нескольких режимах. Бутылка кока-колы — это клубок патентов на изобретения и промобразцы, ноу-хау, авторских прав на конструкторскую документацию, товарных знаков. Охраняются и форма бутылки, и материал, запатентован даже пресс для производства крышечек, и сам рецепт напитка. «Перед тем как выводить продукт на рынок, компании нужно тщательно продумать, что и каким способом будет охраняться. В космической отрасли, где я работала раньше, патентуют далеко не всё, ведь аппараты сгорают в атмосфере при падении, а значит, воспроизвести их методом обратного инжиниринга едва ли будет возможно», — отметила Наталья Беленькая.

Зачем нужно депонирование

Регистрация промышленного образца или изобретения в государственных органах — трудоемкое и небесплатное предприятие. Тот же дизайн по умолчанию охраняется авторским правом с момента создания. Набросок в «Иллюстраторе» или КАДе уже представляет собой результат интеллектуальной деятельности, выраженный в объективной форме.

Регистрировать права на эскизы и чертежи в госорганах по закону не надо, однако объект целесообразно депонировать — поместить в такое место, где его нельзя будет изменить. При депонировании фиксируются дата, время и авторство. Это подтверждение приоритета на случай споров. Удобный способ депонирования — разместить креативный продукт в защищенной ячейке сервиса n’RIS. На платформе есть специальный раздел для дизайнеров, фотографов и художников, где можно хранить коллекции изображений. Кроме того, вся информация об объекте попадет в распределенный реестр РЦИС.РФ. N'RIS — узел этой инфраструктуры.

Депонировать объект можно и бесплатно, достаточно опубликовать материал в блоге. Но в этом случае автору придется сразу столкнуться с последствиями обнародования продукта, ему понадобятся ресурсы для борьбы с пиратами и плагиаторами.

В материале на сайте IPQuorum основатель системы управления правами на интеллектуальную собственность IREG, доктор юридических наук Галина Добрякова приводит такой кейс: «В моей практике был случай, когда исполнитель предоставила креативную концепцию проведения мероприятия — ралли в Сочи — и получила отказ из-за ограничений в бюджете. На ее удивление на следующий год мероприятие все-таки провели, но уже без нее, хотя концепция полностью совпадала». Она отмечает, что для клиента это стало хорошим уроком: с тех пор она всегда депонировала презентации на одном из цифровых сервисов.

Договоры: не дать себя обмануть

Права на служебные произведения принадлежат компании. Права на произведения, созданные по договору авторского заказа, сразу переходят заказчику. Порой условия договора формулируются недостаточно четко. «Иногда из договора на выполнение НИОКТР невозможно понять, кому принадлежит результат. Лайфхак: если правообладатель неясен, исключительное право остается за автором», — рассказала Наталья Беленькая.

За служебные результаты интеллектуальной деятельности автору выплачивают дополнительное вознаграждение. Ставки этого вознаграждения за изобретения определяются Правительством РФ, за произведения — договорами и внутренними регламентами компании.

Иногда дизайнеру, работающему с предприятием по модели роялти, важно убедиться в честности контрагента. Наталья Беленькая объяснила, что право на доступ к производственным мощностям и обязанность отчитываться о тиражах продукции можно легко прописать в договоре. В преддверии переговоров полезно оценить выручку клиента по базе «Спарк-Интерфакс». Если дело дойдет до суда, первичную документацию о тиражах затребует уже судья.

Главное, чтобы идею не украли еще на этапе конкурсных процедур. Чтобы этого не произошло, нужно вовремя депонировать чертежи, тексты, изображения и другие материалы.

Выводы. Как защитить интеллектуальную собственность в дизайне: советы и инструменты

  1. Понимание интеллектуальной собственности: Включает авторские права, патенты, товарные знаки и секреты производства (ноу-хау). Права на дизайн могут быть защищены с помощью патентов на промышленные образцы.
  2. Цифровое депонирование: Депонируйте дизайн через цифровые платформы, например n'RIS, чтобы зафиксировать дату и авторство. Это поможет в случае споров.
  3. Оформление договоров: Четко прописывайте условия передачи прав на служебные произведения, особенно при работе по контрактам.
  4. Конкурсные процедуры: Чтобы избежать кражи идей, депонируйте чертежи и эскизы до выхода на рынок.

Дополнительная информация:

«Фабрика дизайна 3.0» — это проект Агентства креативных индустрий и Союза Дизайнеров России. Его задача — помочь дизайнерам и бизнесу совместно реализовать амбициозные задачи и найти свежие идеи для продукции.

Агентство креативных индустрий (АКИ) при Департаменте культуры города Москвы — институт развития креативных индустрий Москвы. Основные задачи Агентства — создание благоприятных условий для развития представителей кино, моды, дизайна, современного искусства, видеоигр, музыки, издательского дела и др., продвижение их продукции на международных рынках, а также формирование положительного имиджа столицы как международного центра креативных индустрий.

Агентство креативных индустрий (АКИ) при Департаменте культуры города Москвы — институт развития креативных индустрий Москвы. Основные задачи Агентства — создание благоприятных условий для развития представителей кино, моды, дизайна, современного искусства, видеоигр, музыки, издательского дела и др., продвижение их продукции на международных рынках, а также формирование положительного имиджа столицы как международного центра креативных индустрий.

Термины:

Промышленный образец — режим охраны интеллектуальных прав, при котором охраняется внешний вид изделия, те его качества, которые не обусловлены исключительно технической функцией, например эргономика, дизайн. Патент на промышленный образец выдается в том случае, если экспертиза установила, что он новый и оригинальный.

Изобретение — режим охраны интеллектуальных прав, при котором охраняется техническое решение, например некое устройство или способ. Патент на изобретение выдается государственным органом в том случае, если экспертиза установила, что техническое решение — новое в мировом масштабе, неочевидно специалисту, располагающему знаниями о существующем уровне техники, применимо в промышленности.

Секрет производства (ноу-хау) — режим охраны интеллектуальных прав, при котором условием охраны выступает секретность сведений об объекте. Для того чтобы распоряжаться ноу-хау как объектом интеллектуальных прав, правообладатель должен принять все необходимые меры для предотвращения утечки информации.

Товарный знак — обозначение, предназначенное для индивидуализации продукции. Свидетельство на товарный знак выдается госорганом по итогам экспертизы. Важное свойство товарного знака: при его наличии правообладатель может пресекать не только использование буквально таких же слов или изображений, но и «схожих до степени смешения». Например, надпись «Абибас» на кроссовках будет считаться нарушением товарного знака Adidas.

Исключительное право — легальная монополия, право разрешать или запрещать использование объекта интеллектуальных прав. Исключительное право — это нематериальный актив. Его можно продать, купить, заложить, внести в уставный капитал компании.

Авторское право — комплекс прав на произведения науки, литературы, искусства, а также компьютерные программы и базы данных. Включает исключительное право, бессрочные и неотчуждаемые личные неимущественные права, такие как авторство, право на имя, право на неизменность произведения, а также примыкающие к ним иные права, такие как право доступа или право следования в изобразительном искусстве.

Смежное право — права на объекты, созданные на основе других произведений, например исполнения, переводы, фонограммы или базы данных.

Служебное произведение/изобретение — результат интеллектуальной деятельности, созданный на работе, в рамках исполнения служебных обязанностей. Права на служебные результаты интеллектуальной деятельности принадлежат работодателю.

Договор авторского заказа — договор, по которому автор обязуется выполнить и передать заказчику произведение. При этом исключительное право сразу переходит к заказчику.

Патент — охранный документ, удостоверяющий исключительное право в сфере промышленной собственности. В российском законодательстве патентами называют охранные документы на изобретения, полезные модели (упрощенный вариант изобретения) и промышленные образцы.

Дополнительная информация: pressa.aki@prophet.com.ru, +7-985-143-0007 (Степан Ковалев).

Фото: предоставлено пресс-службой Агентства креативных индустрий На фото: Наталья Беленькая
Теги: дизайн, интеллектуальная собственность, Фабрика дизайна

О Светлане Светличной и Тимуре Родригезе расскажут «Однажды…»

кадр из программы

Новый выпуск программы «Однажды…» покажет НТВ 24 ноября 2024 года. Тимур Родригез расскажет о премьере шоу, пианист-виртуоз Юрий Богданов поведает о семье и творчестве, а память о Светлане Светличной оживёт благодаря интервью актрисы.

Светлана Светличная ушла, однако память о ней осталась. До последнего дня Светлану Афанасьевну, сыгравшую роль роковой соблазнительниц в «Бриллиантовой руке», осыпали комплиментами и называли иконой стиля. Светлана Афанасьевна никогда не скрывала, что в её жизни было и большое чувство, и случайные романы. Чтобы быть хорошей актрисой, говорила Светличная, нужно быть чувственной женщиной.

Чувственной натурой отличается и Тимур Родригез, который встретил 45-летие в статусе холостяка. Несмотря на удививший многих развод, Тимур остаётся заботливым отцом и плодотворным музыкантом. Он называет себя страшным перфекционистом, поэтому всё, за что берётся, делает с полной отдачей и хорошим настроением. 30 ноября в «Вегас Сити Холле» состоится его новое шоу, которое так и называется – «Настроение Родригез». В перерывах между проектами Тимур старается как можно чаще общаться с сыновьями: после развода дети остались жить с мамой. Теперь основная задача Родригеза – стать своим мальчикам добрым и надёжным другом, которому можно доверять.

Эфир в 14.05.

Фото: кадр из программы На фото: Светлана Светличная
Теги: Тимур Родригез, Светлана Светличная, Однажды, анонс программы
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Гуф вышел из рехаба

21.11.2024 17:23 Звезды Рубрика: Хроника
соцсети

Гуфа (Алексей Долматов) выпустили из рехаба раньше срока. Музыкант отправился на автомобиле на саундчек своего грядущего московского концерта. По информации Shot, после выступления Гуф обязан вернуться в медицинское учреждение. Сам же рэпер на вопрос об этом лаконично отвечал: «Посмотрим».

«ИнтерМедиа» напоминает, что Гуф собирается дать с электронным браслетом концерт в VK Stadium 22 ноября 2024 года.

Источник: Shot Фото: соцсети
Теги: Гуф, реабилитационная клиника

Тимур Родригез по-прежнему ощущает синдром самозванца

21.11.2024 16:24 Звезды Рубрика: Хроника
предоставлено пресс-службой аудиосервиса Звук

Музыкант, продюсер и ведущий Тимур Родригез дал откровенное интервью в новом выпуске подкаста «Ниче Святого» от HiFi-стриминга «Звук». Артист рассказал ведущему Марку Андерсону про отношения с женой, хейт и новый виток в творческой карьере. Также шоумен поделился переживаниями из-за синдрома самозванца и деталями личной жизни.

В 2023 году Тимур Родригез заявил о расставании с супругой Анной Керимовой (Девочкиной), однако формально пара остается в браке. В интервью артист поделился, что прошлые отношения — все еще больная тема, но он испытывает благодарность к супруге.

— Я очень благодарен за то, что она [Анна Керимова] сделала для меня и наших детей. Потому что не быть благодарным нельзя. Спасибо за моих прекрасных детей. К тому же я прекрасно понимаю, как непросто иметь мужа-артиста, когда его очень часто и долго нет рядом. Конечно, это больная тема. Рана еще свежа, и я понимаю, что в нашем случае это может затянуться на долгие годы. Уже год прошел, и по-прежнему тяжело. Но хочется надеяться, что все будут счастливы, потому что только это способно по-настоящему залечить рану. Я знаю, что ее жизнь сейчас меняется, что там тоже появился человек, и очень надеюсь, что он будет относиться к ней бережно и чутко. Я понимаю, что, не пройдя этот путь вместе, мы бы не поняли какие-то очень важные вещи. Не знаю, как будет складываться ее судьба и какой будет ее новая любовь. Лично мне было необходимо пройти этот путь, чтобы по-настоящему осознать, кто я и чего хочу.

Тимур также рассказал, что после разрыва с супругой столкнулся с большим количеством хейта в свой адрес — СМИ писали, что Тимур изменял в отношениях.

— Почему-то люди решили, что я обесцениваю прожитые годы. Что я говорю вещи, которые не должен озвучивать. Но я просто сказал то, что для меня важно. Как и любой человек, я имею право не только на счастье, но и говорить то, что мне интересно и нужно. По итогу пройденного пути я говорю, что в браке понимаешь для себя несколько важных вещей: какой ты, чего ты хочешь и, самое главное, чего ты больше не хочешь. Это определяет, каким будет дальнейший путь. Здесь не какая-то идиотская история, когда я вдруг решил, что теперь я другой человек. Количество хейта и ненависти никак не меняет мое отношение к людям, которые пишут мне гадости. Я не хочу посылать проклятия в ответ, просто надеюсь, что в их жизни что-то поменяется, что гнев, злость и ненависть, которыми они так щедро делятся, исчезнут. Человек, у которого все хорошо, не будет поливать грязью другого. Я искренне хочу, чтобы люди, которых так триггерит и которые видят в этом так много негатива, были счастливы.

По словам Тимура, хейт также коснулся его новой избранницы.

— На Катю хейт перешел косвенно, из-за того, что люди не разобрались. Когда я сказал о новых отношениях, которые у меня завязались после расставания, это были отношения с другим человеком. То есть я сообщил супруге в июне, в июле вступил в новые отношения, которые ей были неприятны. Тогда она думала, что это просто мой эмоциональный всплеск, а потом поняла, что все серьезно. И поэтому Катя тут вообще ни при чем. Люди не разобрались и стали писать, что она и есть причина моего разрыва. Но это не так.

Артист рассказал, что ему нередко указывали на «корону» на голове, хотя сам он не считает себя высокомерным и всегда остается критичным к себе.

— Конечно, мне указывали на корону на голове. При том в моменты, когда чувствуешь себя максимально уязвимым. Сколько бы лет ты ни был в шоу-бизнесе, по-прежнему чувствуешь синдром самозванца, по-прежнему максимально придирчив к себе, недоволен собой. Стараешься работать над собой, и понятия нарциссизма не существует в принципе. Ты скорее не уверен в себе и готов сдирать с себя три шкуры, прежде чем гордиться собой и наслаждаться собственными успехами. Психологи говорят, что радоваться успехам нормально, когда тебе уже так много лет, ты уже сделал до хрена всего. А я по-прежнему не уверен в себе в каких-то вопросах, по-прежнему «делаю себе мозг». И тут мне говорят, что у меня корона. Честно скажу, это очень обидно.

Тимур заявил, что недоволен своей внешностью.

— Я всегда хотел поменять что-то в своей внешности. Меня камнями закидают и скажут, что я охренел, потому что регулярно слышу, что выгляжу моложе своего возраста. Самым приятным комплиментом были едва ли не выпавшие глаза Филиппа Киркорова, который однажды узнал, сколько мне лет (45. – Прим. «ИнтерМедиа»). Тем не менее я вижу изменения в своей внешности и думаю, что хотелось бы выглядеть помоложе. Я очень благодарен судьбе, что выгляжу по-прежнему достаточно молодо, но когда я вижу изменения, то, конечно, думаю об этом.

Тимур Родригез выступал членом жюри двух проектов — сезона шоу «Один в один!» на канале «Россия-1» и музыкального шоу «Маска» на НТВ. По словам артиста, из-за роли члена жюри другие артисты могут его недолюбливать. Кроме того, Тимур сам порой не любит быть в судейском кресле.

— Не было таких ситуаций, чтобы мне в глаза говорили гадости. Но я видел неприязнь у людей, когда они находятся на сцене, а я — в кресле жюри. Есть артисты, которые постоянно на сцене, а я профессионально их оцениваю. И эти исполнители могут серьезно напрягаться типа: «Че это он опять меня судит?». С какой-то стороны я ненавижу работу члена жюри, потому что всегда приходится с кем-то прощаться. Иногда именно ты принимаешь финальное решение, кто покидает проект, однако я всегда стараюсь говорить о плюсах. Я не говорю, что мне не понравилось, а скорее скажу, что исполнитель был прекрасен, но сегодня кто-то был чуточку сильнее. Не потому, что мне не хватает смелости сказать, что человек выступил плохо. Но потому, что я знаю, что это значит для артиста. Человек вложил душу, потратил месяцы на репетиции, и, может быть, его возможности ограничены, может, у него действительно не получилось сделать хорошо. И сказать ему, что выступление — говно, значит перечеркнуть все его старания и веру в то, что он что-то может.

Также в интервью артист назвал исполнительницу, которую считает лучшей сегодня.

— Есть певица Raye, которую сейчас многие могут сравнивать с Эми Уайнхаус — она просто потрясающая! У нее есть крутое исполнение суперхита Escapism на фортепиано. Raye для меня, наверное, любимейший артист нового времени. Если выбирать из девочек, то она будет номером один.

Родригез порассуждал о собственном музыкальном жанре.

— В прошлом году ко мне пришло не только понимание в личной жизни, но и осознание, какое музло я хочу делать. Я наконец-то признался себе, что до сих пор не выпустил ничего из того, что хотел. Сказал себе и своему директору, что хочу делать то, что чувствую и люблю, даже если это приведет к плохим показателям стриминга и плохим продажам концертов. Поэтому новый альбом, который выйдет 29 ноября, называется «Настроение Родригез». Это квинтэссенция невысказанных моментов за предыдущие годы, но лишь разгон перед тем, что я буду делать дальше. В этом альбоме мне не стыдно ни за одну песню. Это тот звук, к которому я наконец-то пришел, это дань уважения всем, на ком я рос. Я прекрасно понимаю, что музыка, которую я делаю сейчас, далека от масс. Но теперь я никого не обманываю, то есть не пытаюсь усидеть на двух стульях. Я объективно понимаю, что со своим звуком и отношением к музыке не смогу звучать на «Русском радио», но мне и не надо. Да, конечно, было бы замечательно собрать стадион, но понимаю, что к своим 45 годам я, наверное, не достиг того уровня, которого смог достичь Леонид Агутин. Он со своей изначально абсолютно ненародной музыкой смог достучаться до миллионов, поэтому он для меня — эталон артиста.

Шоумен признался, что перед выступлениями часто нервничает. Помогают справиться тишина и время наедине с собой.

— Обычно я просто стрессую, прям капец. Но я никогда не кричу на других, не отнимаю их энергию. Я, наоборот, ее сам генерирую. Самое лучшее, что может помочь перед концертом, — это полная тишина и отсутствие людей вокруг. Мне нужно на какое-то время полностью оказаться в закрытом помещении, в своей гримерке, в тишине и подышать.

Фото: предоставлено пресс-службой аудиосервиса Звук
Теги: Тимур Родригез, цитаты, Ниче святого
β 16+