Эксперты посчитали: креативные индустрии лучше зарабатывают в сети, чем офлайн
Информационное агентство «ИнтерМедиа» провело первое всероссийское исследование договорных отношений и ставок роялти в креативных индустриях. В качестве источника данных использовались деперсонифицированные результаты опроса, проводившегося с 22 февраля по 15 апреля 2024 года, а также обезличенные данные цифровых платформ о сделках с правами.
- В последние годы креативные индустрии становятся все более заметной частью культуры. Каждый день мы сталкиваемся с многообразием продукции этих индустрий, но как обстоят дела с экономической составляющей их создания? Мы решили провести масштабное исследование деловых обычаев, сложившихся в отношении оплаты за использование различных видов произведений: литературы, изобразительного искусства, фотографии, дизайна, декоративно-прикладного искусства, музыки, а также фонограмм, исполнений и персонажей. Объединив данные о цифровых и традиционных сделках, нам удалось охватить значительную долю индустрий, – отмечает руководитель проекта исследования, член Комиссии по развитию креативных индустрий в Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Наталия Галиулова.
Проведение такого исследования стало возможным только в 2024 году, когда у цифровых платформ, в первую очередь IPEX, накопился достаточный объем данных с момента принятия Федерального закона №34 от 18 марта 2019 года, приравнивающего блокчейн-запись, содержащую условия сделки, к письменной форме договора.
В ходе исследования были получены следующие выводы:
1. Пропорциональное вознаграждение, которое выплачивается правообладателю при тиражировании произведений на материальных носителях – дисках, книгах, одежде и аксессуарах – лишь в незначительной степени зависит от вида произведенной продукции и колеблется в диапазоне 10-20% от чистой прибыли. Максимальные суммы характерны для производства предметов промышленного дизайна и декоративного творчества, минимальные – для продукции, изготавливаемой большими тиражами, такой как музыкальные носители, книги, постеры и т.д.
2. Первоначальный (паушальный) платеж правообладателю существенно зависит от характеристик – в первую очередь, медийности произведения – и может колебаться от 0 руб. или номинальных сумм в 1-10 000 руб. до десятков миллионов рублей.
3. Пропорциональное вознаграждение за использование цифровых произведений значительно выше, чем у произведений, распространяемых офлайн – это обусловлено снижением затрат пользователя. Однако первоначальный разовый платеж все также невелик, чаще всего он составляет от 1 500 до 3 000 руб. Вероятно, такой порядок цен обусловлен устоявшимися ценами, сформированными стоками фотографий, графики, музыкальных битов и т.д.
4. В сегментах, где активно работают сервисы распространения контента, в том числе стриминговые, наблюдается ценовой «диктат» платформ. Объём выплат авторам существенно падает, если платформа является лидером рынка (например, Яндекс Музыка). Лишь редкие авторы и правообладатели имеют возможность договориться о более комфортных условиях за эксклюзив, в таком случае их выплаты могут быть вырасти в 2-3 раза.
С примерами предыдущих исследований «ИнтерМедиа» вы можете ознакомиться здесь.
Замечания и предложения по исследованию просьба направлять на research@intermedia.ru.
Умерла икона 1960-х Марианна Фэйтфул
Британская певица и актриса Марианна Фэйтфул скончалась 30 января 2025 года в Лондоне в возрасте 78 лет. О ее смерти, без уточнения причины, сообщил BBC пресс-секретарь покойной.
- С глубокой грустью мы сообщаем о смерти певицы, автора песен и актрисы Марианны Фэйтфул, — говорится в заявлении. - Марианна мирно скончалась сегодня в Лондоне в окружении своей любящей семьи. Ее будет очень не хватать.
Марианна Эвелин Габриэль Фэйтфул родилась 29 декабря 1946 года в Лондоне. В начале 1960-х исполняла фолк-музыку в кофейнях, но начала свою более профессиональную карьеру в 1964 году после посещения вечеринки Rolling Stones, где на неё обратил внимание Эндрю Луг Олдхэм. Её дебютный альбом, выпущенный в 1965 году одновременно в Великобритании и США под разными названиями сразу сделал ее одним из символов музыкального «британского вторжения».
С 1966 по 1970 год Фэйтфул находилась в романтических отношениях с Миком Джаггером, что активно обсуждалось в прессе. Её популярность ещё сильнее возросла благодаря ролям в кино, таким как «Я никогда не забуду это имя», «Анна», «Девушка на мотоцикле», «Гамлет» и др. Однако в 1970-х годах популярность Марианны была омрачена проблемами со здоровьем и материальным положением: она страдала анорексией, потеряла жильё и стала героиновой наркоманкой. Вследствие этих проблем, а также перенесенного ларингита, у Марианны изменился голос, став более хриплым, что слышно уже на альбоме 1979 года «Broken English». Всю жизнь после бурных 1970-х ее преследовали различные проблемы со здоровьем.
Всего Фэйтфул выпустила более 20 альбомов, последний их которых «She Walks In Beauty» вышел в 2021 году, снялась почти в 40 фильмах, в числе которых «Призрачная история», «Поворот винта», «Мария Антуанетта», «Ирина Палм сделает ЭТО лучше», "Лица в толпе", «Влюбленные». Марианна также играла в театре, записывалась с самыми разными артистами.
Марианна Фэйтфул в 1999 году была включена в список «100 величайших женщин рок-н-ролла» телеканала VH1. В 2009 году на церемонии вручения премии Women’s World Awards она получила награду за прижизненные достижения, а правительство Франции в 2011 году присвоило ей звание кавалера Ордена искусств и литературы.
Никита Джигурда попал в список лиц, создающих угрозу национальной безопасности Украины
Министерство культуры Украины внесло Никиту Джигурду в список лиц, создающих угрозу национальной безопасности страны. Соответствующая информация появилась на сайте ведомства.
- Дополнить перечень лиц, создающих угрозу национальной безопасности, включив в него личность Джигурды Никиты Борисовича, гражданина Российской Федерации 1961 года рождения, - говорится в тексте приказа.
Включение уроженца Киева Никиты Джигурды в санкционный список в ведомстве объяснили его неоднократным посещением Донбасса и Запорожской области, проведением концертов для российских военнослужащих и предоставлением им материальной помощи. В 2017 году актер и певец получил паспорт гражданина ДНР.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, в этот же список попали Никита Михалков, Митя Фомин, Надежда Бабкина, Николай Расторгуев и другие российские деятели культуры.
Владимир Мединский объяснил, почему некоторые артисты пропали с афиш в России
Владимир Мединский заявил, что в России не практикуется «культура отмены». При этом помощник президента РФ подчеркнул, что абсолютной свободы слова в нашем государстве в нынешней ситуации быть не может
- В условиях того, что страна ведет специальную военную операцию, добиваться абсолютной свободы слова по каким-то военным вопросам, мне кажется, было бы по меньшей мере странно, - сказал РБК Мединский. – Ее нет и быть не может. Но во всем остальном, я считаю, что мы более свободная страна. У нас больше цензоров внутри нас самих сидит, чем кто-то нас контролирует.
При этом Владимир Мединский не отрицает, что некоторые артисты в России в последние годы пропадают с афиш:
— Да, потому что страна находится в условиях специальной военной операции. И довольно странно было бы, чтобы государство одной рукой, собирая налоги и финансируя армию, другой рукой часть этих налогов тратила на тех, кто официально и публично оплевывает армию и людей на фронте. Какое-то раздвоение было бы в голове. Шизофрения называется. Поэтому нет, они не получают ни госгрантов, ни места на сцене государственных театров, ни финансирования по линии государственной поддержки кино. Это единственно разумная позиция.
Также Влалимир Мединский признался, что он до сих пор слушает песни Аллы Пугачевой:
— Слушаю. Старые. Она давно ничего не исполняла нового хорошего, по крайней мере. Старые слушаю…Понимаете, Алла Пугачева была голосом своего времени и очень талантливым голосом. Голосом, которым восхищалась страна. Сейчас она, к сожалению, не выступает на сцене, но при этом ее имя иногда используется в совершенно других целях. Я исхожу из того, что люди должны заниматься профессионально тем, что они знают и умеют, чему они учились и в чем они разбираются. Я никогда не возьму на себя смелость объяснять балетмейстеру, как ставить балет, дирижеру — как руководить оркестром или художественному руководителю театра — как правильно постановку организовать. Или прийти на съемочную площадку, начать давать указания режиссеру, как мне кажется с идеологически государственной точки зрения. Не потому, что я скромный, а потому, что я в этом не разбираюсь. Они профессионалы, занимаются этим всю жизнь. Они глубоко в теме. Поэтому не должен я объяснять Цискаридзе, как ножку тянуть, понимаете? Он профессионал. А когда какой-то актер или некий деятель культуры, видимо, искренне подумав, что каждая кухарка может управлять государством, начинает давать советы, как руководить страной, строить экономику, как заниматься политикой, вам не кажется, что это то же самое?
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, в мае 2024 года Владимир Мединский назначен на должность секретаря Совета по культуре и искусству при президенте России.
https://www.rbc.ru/interview/politics/30/01/2025/679881fe9a794702d0aa7539?from=column_1