Рецензия на фильм «Девушка, подающая надежды»: Сладкая месть
Оценка: 7 из 10
Триллер «Девушка, подающая надежды» выходит в российский прокат 21 января 2021 года. Режиссёр: Эмиральд Феннел. В ролях: Кэри Маллиган, Бо Бёрнэм, Элисон Бри, Клэнси Браун и другие.
Феминистический настрой в кинематографе 2020-го в кои-то веки занял лидирующие позиции. Рекордное число женщин-режиссёров в прошедшем году представило свои новые фильмы – немало из которых блокбастеры («Чудо-женщина 1984», «Хищные птицы», «Мулан»). В фестивально-авторском сегменте также отметилось заметное доминирование историй с сильным женским персонажем в центре – это и победившая в Венеции «Земля кочевников», и награждённые там же «Фрагменты женщины», и триумфатор Берлинале «Никогда, редко, иногда, всегда», и дуплет из сюжетно похожих «Аммонита» с «Миром грядущим». Чуть раньше, в январе, на кинофестивале «Санденс» с успехом прошла премьера ещё одной феминистической картины, выходящей в широкий прокат только в начале 2021-го – чтобы активно поучаствовать в наградном сезоне. Это «Девушка, подающая надежды» Эмиральд Феннел, в котором Кэри Маллиган блистает в одной из своих лучших ролей.
Кассандра (Маллиган) работает в маленьком кофешопе днём, а ночью переодевается в костюм суперге… Так, стоп, другой фильм. Ночью она идёт в бар, где якобы напивается до состояния, когда ноги подкашиваются и язык заплетается, а своим вызывающим поведением и внешним видом провоцирует мужиков на сомнительные подкаты. Кассандра – умная и красивая девушка, которая достигла определённых высот в университете, пока не бросила его. И бросила она его не по своей вине – дело как раз в таких вот мужиках, которым кажется, что им дозволено всё, а если нет, то в ход идёт сила. Подвыпившие, хамоватые, навеселе – другими словами, не особо контролирующие себя парни, не думающие о последствиях, потому что их телом управляет уже не мозг, а другой, куда более настойчивый орган. Охоту именно на таких мужиков ведёт Кассандра, лишившаяся некогда лучшей подруги по их вине…
Дебютантка Эмиральд Феннел пришла в большое кино из сериала «Убивая Еву», ещё одного первоклассного феминистического триллера (правда, скатившегося в последнем сезоне, но это неважно). Там она трудилась на должности продюсера и сценариста, поэтому неудивительно, что «Девушка, подающая надежды» унаследовала тот же уверенный настрой и определённый уровень бескомпромиссности, а также броский визуальный стиль с запоминающимся саундтреком. Звучит и выглядит фильм правда безупречно – подбор треков всегда точечный, усиливающий впечатление от конкретных эпизодов (чего только открывающая сцена стоит), а оператор Бенджамин Кракун доказал свою состоятельность ещё в прекрасном британском фильме «Зверь».
«Девушка, подающая надежды» — пример здорового феминистического кино, когда его тематика (а здесь во многом обыгрывается движение MeToo) прекрасно ложится на руку жанровой истории про месть, разыгранной с хирургически точно расставленными акцентами. Кино не спешит выкладывать все карты перед зрителем – оно раскрывается постепенно, нанося всё новые сценарные штришки (на события до и на портрет героини), чтобы мы сами могли нарисовать общую картину у себя в голове. Следовательно, обходится без какой-либо назидательности и морализаторства – все выводы напрашиваются сами. Единственное, мужики тут всё-таки козлы как на подбор (кастинг, кстати, постарался на славу – Бо Бёрнэм, Кристофер Минц-Плассе и менее известные актёры выдают тех ещё подонков), но, наверное, без этого сюжет бы попросту не сложился.
Для Кэри Маллиган, на счету которой немало прекрасных, сильных актёрских работ (но, к удивлению, только одна номинация на «Оскар»), роль Кассандры может стать поистине золотой. Фильм своей тематикой априори мог бы считаться красной тряпкой для всех академиков, кричащих на каждом углу о равноправии и справедливости, но так как он ещё и сделан вполне недурно, у «Девушки, подающей надежды» вполне высокие шансы на награды. На фоне очередных новостей, как известный актёр избивал свою девушку (речь о скандале вокруг ЛаБафа), отметить лишней наградой фильм, который как бы как раз такой, один из тысячи подобных случаев, и критикует, будет как минимум очень благородным жестом.
Вадим Богданов, InterMedia