Рецензия на фильм «Земля кочевников»: Когда дом – это состояние души
Оценка: 9 из 10
Фильм-победитель Венецианского кинофестиваля «Земля кочевников» был показан на кинофестивале в Торонто 11 сентября 2020 года. Режиссёр: Хлоя Чжао. В ролях: Фрэнсис МакДорманд, Дэвид Стрэтэйрн и другие.
«I’m not homeless, I’m houseless», — отвечает героиня Фрэнсис МакДорманд девочке в супермаркете, одной фразой проговаривая главную идею великолепного фильма американки китайского происхождения Хлои Чжао, который только что получил «Золотого Льва» Венецианского кинофестиваля. Её «Земля кочевников» — это творение редкой кинематографической материи. Режиссёр вооружается особо чутким, поэтическим восприятием жизни как единственно верным способом ухватить ощущение свободы и передать его зрителю через кинематограф таким образом, чтобы оно забралось ему под кожу, проникло в душу и максимально приблизило к достижению эмоционального катарсиса.
31 января 2011 года в небольшом американском городке Эмпайр, штат Невада, закрылась местная фабрика гипсокартона, обеспечивавшая жителей постоянной работой, а сам город стабильной экономикой. После этого события Эмпайр превратился в пустошь – ни работы, ни перспектив. Ферн (МакДорманд), как и всем остальным, пришлось искать другое место для жизни, вот только после смерти её мужа героиню больше ничего не держит на одном месте. В итоге она садится в свой любимый фургон, который трепетно зовёт «Авангардом», и отправляется в роуд-трип по западной Америке.
Чтобы заработать себе на пропитание и бензин, Ферн подрабатывает на сортировочном складе "Амазон" в одном из северных штатов, но когда суточная плата за ночь в кэмпинге возрастает, героине приходится продолжить поиски места, где можно будет спокойно проводить ночи – она движется на юг. По пути Ферн встречает множество самых разных людей, у которых свои истории за плечами и которые этими историями только рады поделиться с главной героиней. В близкой к документальной манере мы наблюдаем за калейдоскопом судеб, проникаемся безграничной атмосферой свободы духа и тела, мы словно бы оказываемся один на один с этой дикой, малознакомой Америкой, перед очарованием которой невозможно устоять.
«Земля кочевников» — это кино, граничащее с жизнью так близко, что практически не отличить одно от другого. Меланхоличное произведение, насквозь пропитанное любовью ко всему живому. История, за которой не наблюдаешь, глядя на экран, а которую проживаешь вместе с героиней. Успокаивающий бальзам на душу, парализующий своей неописуемой красотой, и пронзительная элегия, раскрывающая всю глубину человеческого естества.
Когда подобные картины награждают какими-то значимыми премиями, это всегда триумф чистого авторского кино. Предыдущий фильм Чжао, «Наездник», в своё время тоже привлёк массу внимания к себе со стороны прессы и зрителей, однако при всех его достоинствах дальше условного «Санденса» та лента так и не ушла. С «Землёй кочевников» совсем другая история (и она только пишется!), у этой картины вообще нет видимых рамок или ярлыков, которыми её можно обвесить после просмотра. Её хоть сейчас можно смело записывать в список важнейших американских независимых фильмов 21 века, потому что переоценить художественное богатство работы Чжао попросту невозможно. И её тактильная, воздушная режиссура – лишь часть одного большого достижения. Фрэнсис МакДорманд превозносит «Страну кочевников» на какой-то невообразимый уровень аутентичности, в совсем иную реальность, в которой милосердие – важнейший элемент, смазывающий шарниры цивилизованного мира.
Работу актрисы уже сейчас хочется окрестить лучшей в её феноменальной карьере. Да-да, это при полном осознании того, насколько великолепна она была и в «Фарго» братьев Коэн, и в «Трёх билбордах на границе Эббинга, Миссури». В отличие от её оскароносной роли у Мартина МакДоны, здесь МакДорманд играет на полутонах, чаще остаётся молчаливым слушателем чужих историй, во время рассказа которых наблюдать за ней, её эмоциями, переживаниями и сочувствием ещё более захватывающе, нежели за её яростными попытками сжечь полицейский участок. Столько нюансов в её игре, столько натуралистичности, что впору сказать, она не играет, а проживает целую жизнь на экране. За тем, как она просто прогуливается по живописным американским пейзажам (ах, эти горы, равнины, закаты, пустынные шоссе и людные кэмпинги) под нежную лирическую музыку Людовико Эйнауди, завороженно наблюдать можно часами напролёт.
Поэтическая внешность фильм подчёркивается чётко откалиброванным моральным компасом его героини и предельно ясным универсальным гуманистическим посылом. Через истории различных людей мы проживаем сразу несколько жизней за один фильм, мы проникаемся чистыми, неподдельными эмоциями – радуемся счастью и скорбим горю, гордимся достижениями и поддаёмся рефлексии. Хлоя Чжао творит такую магию, что все эти случайные, неизвестные, чужие люди внезапно ощущаются родными; теми, перед кем хочется раскрыть и свою душу тоже. МакДорманд прекрасно исполняет роль проводника – через её мимику, выражения лица и неподдельную реакцию мы оказываемся внутри фильма, безмолвными слушателями, пригубившими священный Грааль вечной жизни.
Вон молодёжь собралась на закате у необъятного каньона: они выпивают, болтают, поют песни под гитару, а мы вместе с Ферн уютно наблюдаем. А тут заботливый папа решил устроить день рождения на природе для своей дочки: чужой праздник, но лёгким монтажным прикосновением всего на мгновение мы становимся его частью.
Работу Хлои Чжао можно смело окрестить mood piece, ведь она действительно при просмотре повергает зрителя в особое космическое настроение (примерно как Терренс Малик в «Древе жизни»), но ещё и создаёт уникально детализированный портрет дикой, «босоногой» Америки, к которой нередко обращается Андреа Арнольд в своих фильмах («Американская милашка», «Аквариум»). Чжао стирает отличия между игровым нарративом и документальным (на всю съёмочную команду у неё было только два профессиональных актёра, включая Фрэнсис), чтобы дистиллировать естественное течение жизни, которое в случае с этим фильмом, с экрана бьёт ключом.
Если и есть одно кино в 2020-м году, в которое хочется влюбиться без остатка, то это определённо «Земля кочевников».
Вадим Богданов, InterMedia
Сегодня 40 лет Марку Богатырёву
22 декабря 2024 года, воскресенье.
Григорий Лепс отметит Рождество.
31 год певице Меган Трейнор.
33 года комику Нурлану Сабурову.
35 лет актёру Владимиру Любимцеву.
38 лет кинорежиссёру Карле Симон Пипо.
40 лет Марку Богатырёву.
Марк Константинович Богатырёв родился 22 декабря 1984 года в Москве. Российский актёр театра и кино, телеведущий. Наибольшую известность получил благодаря роли Максима Лаврова в телесериале «Кухня».
44 года певцу Геле Гуралиа.
44 года журналистке Алёне Жигаловой.
52 года певице и актрисе Ванессе Паради.
55 лет театральному режиссёру Антону Яковлеву.
56 лет певцу Олегу Погудину.
60 лет лидеру группы Rage Пиви Вагнеру.
62 года актёру Рэйфу Файнсу.
65 лет гитаристу Андрею Васильеву.
66 лет режиссёру и продюсеру Сергею Мирову.
71 год актёру Грегору Фишеру.
10 лет назад умер певец Джо Кокер (1944-2014).
75 лет назад родился участник группы Bee Gees Морис Гибб (1949-2003).
75 лет назад родился участник группы Bee Gees Робин Гибб (1949-2012).
23 декабря.
Сериал «Последний богатырь. Наследие» покажет «Россия».
Сериал «Плевако» с Сергеем Безруковым покажет НТВ.
22 года актёру Финну Вольфхарду.
37 лет певцу Селиму Алахярову.
37 лет актёру Артёму Цуканову.
42 года актрисе Юлии Волковой.
43 года актрисе Анастасии Макеевой.
48 лет певице Севаре Назархан.
56 лет актрисе Инге Оболдиной.
57 лет модели и певице Карле Бруни.
60 лет лидеру группы Pearl Jam Эдди Веддеру.
68 лет гитаристу группы Iron Maiden Дэйву Мюррэю.
88 лет барду Юлию Киму.
90 лет актрисе Наталье Фатеевой.
95 лет назад родился джазмен Чет Бейкер (1929-1988).
100 лет назад родился артист оперетты Михаил Водяной (1924-1987).
24 декабря.
33 года певцу Лут Томлинсону.
35 лет певице Александре Воробьёвой.
36 лет актрисе Марии Шумаковой.
40 лет актёру Бураку Озчивиту.
43 года певцу Диме Билану.
53 года певцу Рики Мартину.
65 лет кинорежиссёру Ли Дэниэлсу.
72 года актрисе Елене Шаниной.
Мистический сериал «Охотники за призраком» выйдет в январе
Новый трейлер и дату премьеры сериала «Охотники за призраком» (ранее известного как «Мы здесь, чтобы вам помочь») представил 21 декабря 2024 года на фестивале «Хомякон» онлайн-кинотеатр Okko. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в мистическом проекте режиссёра Дмитрия Тюрина исполнили Арсений Касперович, Алексей Маклаков, Вадим Филипченков, Марьяна Спивак, Сергей Яценюк, Алиса Дмитриева, Владимир Верёвочкин, Виталий Даушев, Мария Лисовая, Таисья Калинина, Александр Робак, Эльдар Калимулин, Денис Прытков и другие.
В центре сюжета – 12-летний Женя Кирсанов (Филипченков), чья мама (Спивак) погибла во время пожара у них дома. Когда подросток приходит в себя в больнице и узнает страшную новость, с ним знакомятся двое мужчин - бывший следователь Максим (Маклаков) и его странный немой напарник (Касперович). Они рассказывают Жене, что его маму убил не пожар, а некая таинственная сущность, которая вселяется в людей. Чтобы поймать и победить призрака, мальчику надо погрузиться в сон и пообщаться с умершей матерью.
Премьерный показ «Охотников за призраком» стартует в Okko 17 января 2025 года.
Элли встречает новых друзей и врагов в трейлере «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича»
Финальный трейлер фильма-сказки «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» был представлен 21 декабря 2024 года на фестивале «Хомякон». «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в картине режиссера Игоря Волошина исполнили Екатерина Червова (Элли), Юрий Колокольников (Железный Дровосек), Евгений Чумак (Страшила), Артур Ваха (Трусливый Лев), Светлана Ходченкова (Бастинда), Василина Маковцева (Гингема), Дмитрий Чеботарев (Урфин Джюс), Сергей Епишев (Людоед), Яна Сексте (Рамина), Александра Богданова (Виллина) и джек-рассел-терьер Уджер (Тотошка), которого озвучил Денис Власенко.
В ролике показано, как девочка отправляется к волшебнику Гудвину и знакомится со своими будущими попутчиками, а также можно увидеть и других персонажей сказки Александра Волкова.
В российский прокат «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» выйдет 1 января 2025 года. В декабре компания «Централ Партнершип» объявил график появления следующих фильмов кинофраншизы (всего их будет семь, как и книг в серии). Вторая часть, с подзаголовком «Злая Ведьма» выйдет 1 января 2027-го, затем последуют «Возвращение домой» (2028) и «Урфин Джюс» (2029).