постер к фильму

Рецензия на фильм «Власть пса»: Камбербэтч и библейские отсылки

Оценка: 6 из 10

Фильм «Власть пса» вышел на видеосервисе Netflix 1 декабря 2021. Режиссер: Джейн Кэмпион. В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Кирстен Данст, Джесси Племонс, Коди Смит-Макфи, Томасин МакКензи и др.

Сергей Шнуров, выступая на Креативной неделе летом 2021 года в парке Горького, заявил, что контент в интернете смотрят люди, пришедшие с работы и задолбавшиеся. Использовал он, конечно, немного другую лексику – Шнуров выступал с задором, огоньком и матерком, а потому произнес слово, которое в СМИ не может быть опубликовано.

Netflix в последние годы снимает преимущественно трэшовые фильмы и сериалы, хорошо попадающие под категорию «B-movie» («Красное уведомление», «Ковбой Бибоп», «Наследие Юпитера», «Смертельная зона» и др.). Чтобы не ассоциироваться у пользователей только с «бэшками», видеосервис порой закупает приличные сериалы у телеканалов («Люпин», «Бумажный дом», «Сквозь снег» и др.) или же авторское кино от независимых режиссеров и продюсеров.

«Власть пса» – как раз пример такого фильма. Картина Джейн Кэмпион получила приз за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале и полностью отвечает понятию «авторского кино». Неторопливое повествование, сложная история с множеством аспектов, необычный музыкальный ряд и в целом большой акцент на высказывании о мире и людях – в общем, картина явно не была рассчитана на тех, кто задолбался на работе и хочет включить какое-нибудь расслабляющее кино.

«Власть пса» рассказывает историю двух братьев, владеющих самым большим ранчо в штате Монтана. Они мало похожи друг на друга. Фил (Бенедикт Камбербэтч) умный, но жестокий и черствый. Джордж (Джесси Племонс) добрый и эмпатичный. Когда Фил узнает, что Джордж тайно женился на местной вдове Роуз (Кирстен Данст), то выходит из себя. Он боится быть отвергнутым, боится остаться один, он все еще переживает из-за смерти наставника, заменившего ему отца. Но свои чувства Фил скрывает под маской ненависти к миру – боится показаться слабым среди остальных ковбоев. У Роуз есть сын Питер. Фил решает использовать его, чтобы разрушить брак брата. Но неожиданно сходится с подростком, видя в нем знакомые черты.

Фильм порой тяжело смотреть, он слишком четко транслирует чувство безнадежности жизни главных героев. Атмосферу хорошо создает не только цветовая палитра, но и звуковой ряд. Причем это не только музыка. Например, как только главного героя просят перестать нервно дергать расческу – мол, она издает противный звук – производимый ею звук становится главным, постоянно сопровождающим персонажа.

Бенедикт Камбербэтч – единственный актер, чья роль и трансформация имеет какое-то значение для этой истории. Дуэт Племонс–Данст, такой нежный и трогательный, существует лишь для того, чтобы как-то разбавить совсем уж мрачную атмосферу и показать альтернативу, хоть она проста и примитивна. Но вот Фил – сложная и многогранная натура, в которой интересно копаться, чтобы найти что-то настоящее. Фильм, к примеру, бросает ряд намеков на возможную гомосексуальность персонажа, но никак не развивает эту идею. На первый взгляд не ясно, является ли его негативное отношение к коренным жителям данью времени или же такой же расистской маской, как и вся ненависть к людям.

При этом Фил – не главный герой, как может показаться. Картина начинается с закадрового рассуждения Питера о необходимости самостоятельно защищать мать из-за отсутствия отца, а заканчивается чтением Псалма 22:20 (того, что про власть псов, вынесенную в название). Метафор в фильме вообще много, причем не только библейских. Этим самым псом, вожаком стаи, а вместе с тем – нечистым животным, причиняющим боль, – оказывается Фил, тогда как Питер под конец фильма выставляется главным героем и спасителем. В контексте всей истории это вызывает ряд вопросов – благодаря Питеру Фил пытался измениться и стать лучшей версией себя, а все «спасение» Питером матери заключается в убийстве Фила именно тогда, когда тот максимально беззащитен и раскрыт. Эта мораль вкупе с библейскими отсылками выглядит по-настоящему странно.

С другой стороны, если фильм ставил своей целью раскрыть заблуждения прошлого, актуальные и сегодня, то он с этой задачей справился. Он отлично показал, как страх показаться иным, как попытки насильственно изменить себя и стать таким же, как все вокруг, приносят только боль. Впрочем, «Власть пса» – не первый и, похоже, не последний фильм об этом.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости