Рецензия на сериал «Люпен». Самый обязательный вор Франции

Оценка: 9 из 10
Релиз сериала состоялся на платформе Netflix 8 января 2021 года. Режиссеры: Луи Летерье, Марсела Саид, Людовик Бернард и другие. В ролях: Омар Си, Винсент Лондез, Людивин Санье, Софьян Герраб, Клотильда Эсме и другие.
Арсен Люпен – неуловимый вор, джентльмен-грабитель и мастер перевоплощений, он умный, находчивый, спортивный и хорошо воспитанный, а также обладает строгим кодексом чести. Именно таким его создал французский писатель Морис Леблан. С тех пор этот персонаж ни много ни мало – один из литературных символов Франции наравне с графом д’Артаньяном и мушкетерами Александра Дюма-отца, Гаврошем и Квазимодо авторства Гюго и рядом других культурно значимых персонажей.
Рассказывать всю литературную биографию персонажа не имеет смысла – о нем написаны десятки романов и повестей, в том числе продолжения от других писателей (книги выходят до сих пор). Этот факт, а также тот, что приключенческие романы Леблана оказываются ближе к детективам, чем у других культовых французских писателей, в первую очередь вызывает ассоциацию с Шерлоком Холмсом. Не зря французского героя не один раз противопоставляли британскому и в литературе, и даже в кинематографе. Оба галантны, умны, со своим кодексом чести и тараканами в голове, обоим не чужд риск. При этом оба – по разные стороны баррикад, как только дело касается преступлений.
При этом Холмс в некотором смысле стал вечен – экранизации про него выходят по всему миру до сих пор, в ряде случаев у него появляются родственники с детективными способностями («Энола Холмс»), а где-то действие и вовсе переносится в современный мир (вспомним хоть британский сериал «Шерлок», хоть американский «Элементарно»). У Люпена отношения с современной аудиторией долгое время складывались не так удачно. Многочисленные французские фильмы и сериалы не выходили за пределы Франции, полнометражный блокбастер 2004 года не впечатлил зрителей настолько, чтобы удостоиться сиквела, а японские аниме были слишком уж японскими и слишком анимешными.
Новый французский сериал эту проблему решает, причем в довольно любопытной манере. Он вроде и называется «Люпен», но при этом не совсем про Арсена Люпена. Он про Ассана Диопа – сына эмигранта из Сенегала. Когда он был подростком, его отца, простого честного труженика, подставил и посадил в тюрьму местный олигарх. Теперь Ассаном движет желание отомстить. В детстве он зачитывался книгами про Арсена Люпена, а потому пытается действовать в лучших традициях своего кумира – совершая дерзкие ограбления, помогая при этом слабым и восстанавливая справедливость.
Дух Арсена Люпена царит на протяжении всего сериала – во многом это заслуга Луи Летерье. Постановщик «Иллюзии обмана» задал в пилотном эпизоде нужный вектор для всей дальнейшей истории – она вроде про ограбление, но и про справедливость, одновременно про магию и ее дальнейшее разоблачение. Зрителю остается только глазами хлопать, удивляясь, как ловко удалось все продумать и предугадать, выкрутиться из самый странных ситуаций. Омар Си прекрасным образом воплощает то, каким должен был бы стать Люпен – он умеет и красиво говорить, выдавая себя за представителя высших слоев общества, и дурачком прикинуться, и драму при случае выдать.
Таким образом, хотя Люпен все время находится где-то за кадром, одновременно с этим он – в главном герое, он скорее ангел-хранитель сериала, вдохновитель, чем настоящий персонаж. Это порой порождает забавную литературную игру, в которой зрителю надо определить, какой именно роман сейчас цитирует серил и его персонажи, какой именно книгой вдохновлены те или иные события. Знание литературного первоисточника не обязательно, но книга помогает находить новые пласты, связанные с его переосмыслением.
Известность персонажа в сериале явно завышена – так, фигурирует, например, целый фестиваль Арсена Люпена, проводимый в день рождения его автора Мориса Леблана. В реальности ничего об этом мероприятии обнаружить не удалось, зато ощущение культовости персонажа и романов благодаря этому чувствуется сразу.
Дух Люпена притягивает за собой и другую значимую сторону шоу – дух Парижа и Франции в целом. И дело тут даже не в подлинности антуража, не в наличии в кадре то Лувра, то собора Сакре-Кёр, то других достопримечательностей. Просто сериалу удалось грамотно соединить атмосферу двадцатого и двадцать первого веков. Действие происходит в наше время, но, тем не менее, ключевые элементы прошлого столетия в нем присутствуют – та же аристократия и сословное деление общества остались, хоть и сильно изменились со времен Леблана. Взаимосвязи между прошлым и настоящим в сериале так сильны, что так и кажется, что из-за угла вот-вот, да и вылезут то ли мушкетеры, то ли революционные студенты, распевающие «Марсельезу», то ли незаконнорожденный брат какого-нибудь короля в железной маске – ожидаешь такого поворота, будучи уверенным, что он вполне впишется в окружающую стилистику.
«Люпен» – это история обаятельного вора, мстящего зажравшимся французским буржуа. Это шоу, полное неожиданностей, с серьезным литературным подтекстом. В конце концов, это сериал и отличным харизматичным актером в главной роли. Но главное, пожалуй, что «Люпен» наравне с «Ходом королевы» – это однозначная победа Netflix.
Павел Соломатин, InterMedia
«Эмилия Перес» стала триумфатором премии «Сезар»

50-я церемония вручения премий Французской академии кинематографических искусств «Сезар» состоялась 28 февраля 2025 года в Париже, в зале «Олимпия». Ее ведущей выступила актриса Катрин Денёв, а триумфатором вечера стал мюзикл Жака Одиара «Эмилия Перес», получивший семь наград, в том числе и главную - лучший фильм, а также за режиссуру, лучший адаптированный сценарий, музыку, операторскую работу Поля Гийома, спецэффекты и звук.
Четырех «Сезаров» удостоился фильм Бориса Ложкина «История Сулеймана»: за лучшую женскую роль второго плана Нины Мерисс, лучший актерский дебют Абу Сангаре, оригинальный сценарий и монтаж.
«Граф Монте-Кристо», который был лидером по числу номинаций, получил всего две второстепенные награды – за работу художников-постановщиков и художников по костюмам. Столько же призов досталось фильму «Чёрт возьми!» - за лучший дебют актрисы Майвен Бартелемье и режиссерский дебют Луиз Курвуазье.
«Сезар» за лучшую мужскую роль получил Карим Леклу («История Джима»), лучшую женскую – Афсия Эрзи («Борго»), лучшую мужскую роль второго плана – Ален Шаба («Разбитые сердца»). Лучшим зарубежным фильмом стала «Зона интересов», анимационным – «Поток».
Почетные призы за вклад в киноискусство были вручены американской актрисе Джулии Робертс и греческому режиссеру и сценаристу, дважды обладателю «Оскара» Коста-Гаврасу.
Международный кинофестиваль «Победили вместе» пройдет в Казани

Международный кинофестиваль «Победили вместе» имени Владимира Меньшова пройдет в Казани 3-7 марта 2025 года. На фестивале будут показаны российские и зарубежные фильмы, в том числе из стран БРИКС, сообщает пресс-служба мэрии Казани.
В основном будут представлены документальные фильмы. Так, 3 марта в кинотеатре «Мир» студентам покажут десятиминутный фильм «Блокадная книга рецептов» от режиссера Федора Бабенко, фильм «Дуэль. Финал» Сергея Головецкого, «Война. Женский род» Екатерины Толдоновой, а также фильм «Меня приводит в движение свет» Светланы Быченко о бережном отношении к природе.
- В кинозалах Казанского государственного университета культуры и искусств и Казанского государственного энергетического университета показы пройдут 3 и 4 марта, сообщили организаторы. Кроме того, в КазГИК режиссер Сергей Головецкий проведет для студентов мастер-класс по теории документального кино, - говорится в сообщении.
В пресс-службе отметили, что в ноябре 2024 года XIX Международный кинофестиваль «Победили вместе» проходил в Сочи. Он объединил кинематографистов из 36 стран мира и 12 регионов России.
«Победили вместе» - один из крупнейших в России фестивалей документального кино. Фестиваль создан по инициативе героев Советского Союза в память об общем подвиге стран - участниц Второй мировой войны. «ИнтерМедиа» напоминает, что в 2021 году киносмотру присвоили имя актера и режиссера Владимира Меньшова, который возглавлял его с 2015 года.
«Нейлон 100%», «Родню» и «Бабье царство» покажет «Мосфильм. Золотая коллекция» к столетию Риммы Марковой

Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» устроит марафон фильмов в честь столетия со дня рождения Риммы Марковой с ее участием 3 марта 2025 года.
Специальную программу откроет в 08.05 сатирическая комедия Владимира Басова «Нейлон 100%», где Римма Маркова сыграла Матильду Семеновну — приемщицу из комиссионного магазина, постаравшуюся выгодно пристроить нейлоновую шубку. Затем в эфир выйдет мелодрама «Мы веселы, счастливы, талантливы!», где актриса предстает в образе сотрудницы редакции — ироничной Ирины.
Продолжит юбилейный марафон комедийная мелодрама «Берегите мужчин!», где артистка сыграла властную свекровь главной героини — она выйдет в эфир в 11.20. В 12.45 канал покажет фильм «Гардемарины, вперед!» с Риммой Марковой в роли строгой настоятельницы монастыря.
В трагикомедии «Родня» Никиты Михалкова Римма Маркова сыграла администратора гостиницы — ее героине досталось настоящее хобби актрисы, карате. Этот фильм покажут на ТВ в 19.45. В 21.30 в программе запланирован показ фильма «Бабье царство» — первой главной роли в кинокарьере артистки.
В «Бабьем царстве» она сыграла деревенскую женщину Надежду Петровну, пережившую оккупацию и в годы послевоенной разрухи возглавившую колхоз. Марафон завершится показом в 23.15 драмы «Журавушка» с Риммой Марковой в роли Авдотьи Маркеловой — ревнивой жены председателя колхоза.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, документальный фильм «Душа нараспашку» к 100-летию Риммы Марковой покажет Первый канал в ночь с 3 на 4 марта 2025 года.