ОЛЕГ КОСТРОВ — "ИВОННА"
Релиз диска состоялся в октябре.
Все в этом чертовом мире познается в сравнении. Часто хочется отказаться от этого банального, навязшего в зубах тезиса — ан не выходит. Мы к нему еще вернемся.
Когда творят совместно два человека — всегда интересно, насколько каждый из них талантлив, насколько его доля велика в итоговом продукте. Помнится, одно время было модно обсуждать, кто из братьев Стругацких более Стругацкий: Аркадий или Борис? Потом Аркадий умер, Борис напечатал книгу, и все тут же пришли к определенным выводам. Хоть к музыке сия история имеет весьма далекое отношение, но нашу ситуацию иллюстрирует весьма хорошо. Так как "Нож для Frau Muller" — это два Олега, Гитаркин и Костров. Первый выпустил сольник несколько раньше, проект назывался "Messerchups", а диск — "Miss Libido". Теперь пришла пора и второму чего-то персонально в свет нести. Так получилась "Ивонна". К ней, конечно, придумана занятная история о поставленном в сильно удаленном от Москвы Новосибирске спектакле, музыкой к которому "Ивонна" и является, и о Бартеневе с его умопомрачительными в буквальном смысле слова нарядами и декорациями упомянуто, но в это верится как-то с трудом. Хотя ничего утверждать не буду.
Коктейль вновь готовился по рецепту "третьесортных мечт": много-много сэмплов из советских фильмов (отметилась, например, "Бриллиантовая рука" с "цигель-цигель, ай-лю-лю!"), четко узнаваемый звук органчика, завывания, которые обычно издает в тех же фильмах летящий с высоты предмет, невнятные бормотания, выкрики сомнительного характера и безошибочно определяемый среди кучи старья новоналоженный бит. На диске при этом 29 (прописью, чтоб яснее увидеть: двадцать девять) треков. Основная часть — меньше минуты длиной. Понятно, зачем: концепция саундтрека к спектаклю такую дробность вполне оправдывает. Но эта же концепция позволяет сделать две трети из этого количества композиций совершенно неотличимыми друг от друга. Практически нет разницы между "Песенкой веселого нищего" и "Песенкой газетного автомата", например. Последний разве что периодически громко лязгает (очевидно, отдает газету покупателю). И ярких вещей тоже не в пример меньше, чем на совместной работе. Может, две-три. Да и в целом "Ивонна", хоть и проиллюстрирована дебелой развратницей с леденцом (рисунок на обложке), скорее, вызывает в воображении картину малокровной барышни с тихим до неразличения голосом, мышиного цвета волосами, в коричневом платье и кружевной наколке.
А теперь снова к начальному тезису: все в мире познается в сравнении. Сравнивайте, о любители прекрасного. Ибо те, кто пробовал и "Ивонну", и "Miss Libido", краснеют, смущаются и, не желая никого обидеть, говорят, что "Miss Libido" очень крута, зато у "Ивонны" офигительный дизайн и грамотная PR-компания. Каждый в итоге выбирает по собственному усмотрению. А PR-компания у Кострова действительно грамотная. Такие дела.
Владимир Боровой
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia