СБОРНИК «КИНОПРОБЫ. TRIBUTE ВИКТОР ЦОЙ», ЧАСТЬ 2
Диск предоставлен компанией «Мистерия звука».
Релиз состоялся в середине ноября.
После «Кинопроб» Виктор Цой перестал быть иконой Кривоарбатского переулка. С его песен стряхнули архивную пыль. Оказалось, они живые. Через десять лет после гибели музыканта его творчество вновь вызывает ожесточенные споры. И не только среди критиков. По количеству скандалов и скандальчиков «Кинопробы» занимают первое место в рок-сезоне. «Би-2» с Земфирой, «Краденое солнце» с Чижом и «Смысловые галлюцинации» со Скляром не поделили песни Цоя и дали возможность сравнивать их «Кукушку», «Бездельника» и «Мама, мы все сошли с ума» соответственно. Причем оба «Бездельника» попали на второй диск. Что ж, «КС» и «Глюки» легко победили консервативных ветеранов, а в споре за «Кукушку» зафиксирована малопочетная ничья. Некоторым разрешили спеть по две песни. Оказалось, что две – это для «Кинопроб» перебор. «Мультфильмы» прекрасно спели «Это не любовь», но не выдержали груза ответственности при исполнении программной «Мы ждем перемен» (хотя даже изменили канонический текст!). «Чичерина» полностью провалила «Прохожего», зато очень бережно сделала «Когда твоя девушка больна» - спасибо «новому» вокалисту Дроффу. Если девушка не разнообразит свою манеру пения, в группе ее имени Юле уже готова замена (шутка; а может, не шутка?). Земфира переборщила со страданиями в «Кукушке», но прекрасно спела «Каждую ночь». Наконец, «Вопли Видоплясова» пострадали от выпускающей фирмы, которая оба их кавера дала в русскоязычных вариантах. Право, «Пачка сигарет» по-украински звучит куда выигрышнее. Некоторых на «Кинопробы» вообще не пустили. Часть случаев нам не известна, но вот «Ляписа Трубецкого» с их безбашенными «Алюминиевыми огурцами» забраковала строгая Марьяна Цой – и эту вещь записал скромный «Пикник». Кое-кто, называющийся женскими именами, сам отказался от чести участвовать в трибьюте к явному неудовольствию издателя. В общем, работать над «Кинопробами» было не скучно, и слушать тоже. По крайней мере, сейчас, когда дело еще не дошло до сборника «Кинопробы-25».
Пары слов заслуживают и остальные треки второго CD. В номинации «Цой жив» награды получают Дюша Романов (посмертно, за «Электричку») и «Кукрыниксы» (за «Скоро кончится лето»). Их версии наполнены питерским духом и безграничным уважением к наследию лидера «Кино». Сомнительную номинацию «вечная любовь к собственному стилю» поделили: Вячеслав Бутусов, с привычной меланхолией и женским бэк-вокалом спевший «Звезду по имени Солнце»; «Аквариум», чей «Генерал» кажется настоящей песней БГ, но никак не Цоя; Михей, превративший «Троллейбус» в регги; и «Ленинград», который, что ни запоет, все одно получатся гадкие крики. Еще два произведения можно отнести разве что к категории «непонятки» - «Уходи» «Двух самолетов», которые дали спеть Григорию Сологубу на том странном основании, что он лично знал Цоя, и «Последний герой» в старательном, но бесцветном исполнении «Колыбели».
Алексей Мажаев
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia