АЛЕКСЕЙ ГЛЫЗИН – «ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ 1987-2001»
Не обойтись без краткой справки. Алексей Глызин – бывший солист группы «Веселые ребята» времен веселой песенки «Не волнуйтесь, тетя». Кстати, в «Ребятах» одновременно с Глызиным работал еще один известный певец – Александр Буйнов. После ухода из ВИА Алексей имел ошеломительный сольный успех – программа песен Виктора Чайки на стихи Симона Осиашвили включала такие шлягеры, как «Зимний сад», «Ты не ангел», «Пепел любви», «То ли воля, то ли неволя» и др. На гребне этого успеха Глызин не удержался. Юные зрители его вовсе не знают, старые – почти забыли. Вот и приходится напоминать основные вехи биографии певца, выпустившего сборник под не страдающим ложной скромностью названием «Золотая коллекция».
Что ни говори, Глызин имеет гораздо больше прав на выпуск «Зе беста» с таким заголовком, чем какая-нибудь Алла Горбачева или «Дискотека Авария» (а эти юные дарования уже успели обзавестись сборниками «Величайших хитов»). «Золотая коллекция» вряд ли ознаменует собой прорывное возвращение обратно на вершины чартов, но по крайней мере порадует любителей хорошей эстрадной песни. Падение Глызина, хотя ему способствовали и личные причины, было процессом абсолютно объективным. Певец оказался одним из последних представителей жанра ВИА, который в конце 80-х скончался естественной смертью. С одной стороны напирали малобюджетные уродцы типа «Ласкового мая», с другой – бескомпромиссные рокеры с актуальной для тех времен социальной тематикой. Вокально-инструментальные ансамбли проигрывали деловой хватке фонограммных прохиндеев, а на фоне русского рока казались слишком беспринципными – пели все больше про любовь, и даже гитарные примочки использовать боялись.
Прошло не так уж много лет, а все эти претензии теперь просто смешны. «Не волнуйтесь, тетя» когда-то считалась довольно глупой песней, но на фоне того, что потом стал петь ее автор Вячеслав Добрынин, она выглядит просто милой и совсем не пошлой безделушкой. Профессионализм певцов и музыкантов ВИА сомнению не подлежит. На хорошо поставленный голос Глызина стоило бы обратить внимание многим из нынешних начинающих. Вот только не повезло ему с репертуаром. Кроме перечисленных выше песен, хитов в «Коллекции» больше не наблюдается, даже пугачевскую «Песенку обо мне» пришлось вставить. Авторы лучших глызинских вещей заняты теперь другими вещами: Чайка сначала сам стал солистом, потом одумался и теперь выводит в звезды поп-музыки решившую запеть модельершу Арину Крамер. Пишет ли до сих пор стихи Осиашвили, науке неизвестно, но на любой презентации он первый гость.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia