«ШАО-БАО» - «ХОЧЕТСЯ РУССКОГО»
С этими все ясно, подумал я, взглянув на обложку, с которой глядят три смазливых хлопца в расстегнутых джинсовых куртках. И в каком только питомнике выращивают людей с такими неинтересными лицами, которыми потом укомплектовывают бесчисленные безжизненные бойз-бэнды, способные превратить в дерьмо все, к чему прикасаются, даже песню группы Queen? Ко второму русскоязычному альбому «Шао-бао» окончательно оформили свою принадлежность к этому малоуважаемому музыкальному клану.
Видимо, нет нужды напоминать про песню «Купила мама коныка», с которой группа нелепо, но громко дебютировала, и про последующий отказ от самобытности в пользу усредненности. Свежим шагом в том же направлении стало увольнение единственного участника с запоминающейся физиономией – солиста Вовки Смирнова. Теперь «Шао-бао» составляют три живых манекена, имена которых можно обнаружить, только облазив буклет с лупой. Так себе имена. Кстати, слово «группа» применять к «Шао-бао» недопустимо: обложка и многочисленные надписи внутри диска свидетельствуют, что это «проект». То есть никто и не отрицает искусственности существования коллектива.
А нам лишь остается констатировать искусственность нового, так сказать, витка их творчества. «Конык» забыт навсегда, о южнославянском «Реги-рагга-твисте» с прошлого альбома «ШБ» тоже не вспоминают, даже до спорной «Самбы Шао-бао» ни одно произведение диска не дотягивает. Есть, правда, некая «Ламбада Бао», но станцевать ламбаду под нее не удастся: после легкого намека на любимый танец 1992 года песня превращается в привычный гибрид тошнотворно сладкого r’n’b и непобедимого русского попса. Стиль новой пластинки «Шао-бао» скалькирован с импортных зомбиобразных проектов типа Backstreet Boys и Five: карамельный приглаженный соул, капля невнятного латино, речитативы, пара скретчей и диско в его самых примитивных проявлениях. На альбоме есть совместные проекты с некими группами, от одних названий которых хочется зевать, - «Марафон» и «Легион». Такое же действие оказывает получившаяся музыка. Не лучше выступил МС Апельсин, приглашенный спародировать «Танец маленьких лебедей» и побубнить в песне «Я хочу гулять». Винни-Пух делал это несравнимо лучше.
В общем, мы имеем дело с серьезной заявкой на победу в номинации «самый нудный альбом года». Положение не спасает даже присутствие двух как бы шуточных треков – «Хочется русского» и «Вьетнамский диско». В текстах этих песен нет псевдолюбовных соплей, но, когда новый состав проекта «Шао-бао» поет не про любовь, получается еще более глупо: «Россия ей, как пряник, сбылась ее мечта/Но жизнь не только пряник, пришла пора кнута». Глубоко, что и говорить. Ну а с «Вьетнамским диско» вообще беда: мало того, что музыка уворована у группы Boney M, так еще автор текста решил, что вьетнамцы шепелявят, и, если их передразнить, то будет смешно. А новые солисты даже передразнить не смогли.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia