«ТАТУ» - «ДВЕСТИ ПО ВСТРЕЧНОЙ»
По состоянию на 5 июня 2001 года «Тату» - эталон в категории рукотворных музыкальных проектов. Пример дуэта доказывает бесперспективность вкладывания капиталов в бестолково дорогие клипы и позолоченные статуэтки. Надо вкладывать в качество. Рукотворный проект, который не стыдно слушать, - редкость великая. Появление «Тату» можно сравнить только с двухлетней давности дебютом Алсу. Это клипы, которые смотрятся, как хорошее кино, это пластинки, где число хитов приближается к числу треков, это выполненные с блестящим вкусом аранжировки, это, наконец, будоражащие общественность PR-ходы: там – милая татарская девочка оказывается дочкой нефтяного олигарха, здесь – провокационная однополая якобы любовь двух несовершеннолетних солисток. У обоих проектов – контракты с международным мейджором под названием Universal. Об этом, впрочем, чуть ниже.
О качестве музыкального материала диска «Двести по встречной» говорит тот факт, что знаменитая «Я сошла с ума» ничем не выделяется в обрамлении остальных песен. Продюсер Иван Шаповалов отменно справился с подбором репертуара, равно как с придумыванием легенд, съемками видео и частичным сочинением музыки и текстов – всем этим он занимается самолично. Марку, заданную первым хитом, выдержать безоговорочно удалось. Удалось обойтись без глупых стихов и, не подстраиваясь под модные форматы, сохранить заявленную степень провокационности. Не шибко выдающиеся вокальные данные солисток Юли и Лены используются очень грамотно: девочки бойко читают рэп в медляке «Зачем я», запоминающемся благодаря сочному энигмаподобному саксофону, тихо страдают в балладе «30 минут», визжат в драматических моментах «Нас не догонят». Песня Романа Рябцева «Я твой враг», исполни ее сам автор, звучала бы как группа «Технология» образца 1993 года, а в устах «татушек» превратилась во вполне актуальное произведение. А вот композиции «Робот» и «Мальчик-гей» написаны словно специально для самых маленьких зрителей. Жизнерадостностью аккордов они напоминают телепередачу «Веселые нотки», зато тексты могли бы показаться невыносимо пошлыми, если бы хитрец Шаповалов не устроил очередную провокацию: «Мальчик-гей, мальчик-гей/Положи на друзей/От меня ох…ей/Мальчик-гей, мальчик-гей». Своеобразное чувство юмора проявляется и в названиях треков: песня, известная как «Покажи мне любовь», в последний момент переименовывается в «Я твоя не первая» (аллегровщина какая-то!), а композиция, где девочки усердно голосят про «полчаса», называется «30 минут».
Шаповалов смог слепить отличный альбом, не выбиваясь из довольно узкого круга тем («я твоя не первая/ты моя случайная» и все такое), но впереди у него много трудностей. Не уверен, что контракт с Universal является большой карьерной удачей дуэта. Их предшественница Алсу, став артисткой этого лейбла, из девочки с приятными песнями превратилась в плоский англоязычный бритникристинизм. Другой проблемой продюсера могут стать солистки. Сейчас Шаповалов, подобно гуманному Карабасу, уверенно рулит проектом, а Юля и Лена скромно выполняют возложенные на них функции – и великолепный результат налицо. Но все может измениться, когда девочки почувствуют себя мегазвездами (а фанатская любовь, как ни крути, адресована им), начнут брякать глупости в интервью и указывать продюсеру, как и что ему делать. Если Шаповалов желает своему детищу долгого процветания, покупкой хорошей плетки надо озаботиться уже сейчас.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia