ФЕДОР ЧИСТЯКОВ И «ЗЕЛЕНАЯ КОМНАТА» - «БАРМАЛЕЙ ИНКОРПОРЕЙТЕД»
Чем хорош Федор Чистяков? Тем, что никогда не знаешь, чего от него ждать. Держишь в руках компакт-диск и не представляешь даже примерно, что там записано. Про всех остальных всегда можно угадать заранее, чем они порадуют. Дядя Федор может записать что угодно.
Но чем тогда Чистяков плох? В последнее время он слишком редко оправдывает ожидания. Держишь в руках компакт-диск и надеешься – а вдруг там откровение какое, что-то гениальное. Увы. С точки зрения рок-тусовки, выписавшись из психиатрической клиники, Дядя Федор свихнулся окончательно. Записался в секту, «Настоящего индейца» петь отказывается, а сочиняет что-то экспериментальное, в чем нет ни рок-н-ролльного драйва, ни разухабистого баяна. Даже голоса, который, в общем-то, остался прежним, Чистяков стесняется – поет тихо, осторожно.
«Бармалей Инкорпорейтед» оказался альбомом детских песен. Федор Чистяков сочинил собственную музыку к известным стихам Даниила Хармса, Эдуарда Успенского, Корнея Чуковского, Валентина Берестова, Тима Собакина и т.д. (То, что ноты к некоторым из этих произведений уже существуют, бывшего лидера группы «Ноль» не смутило.) С помощью Петра Струкова, Игоря Рудика и других бывших участников группы «Дети» (которые давненько ничем себя не проявляли) гибрид классики детской поэзии и освященной новым религиозным сознанием музыки Федора Чистякова был аранжирован и записан. Список композиций не предвещает подвоха: треки под названиями «Предишумие №1» или «Эпилог с послешумием», напротив, настраивает на добрый «борисозаходеровский» лад. Но ничего хорошего из эксперимента не получилось.
Федору явно не удалось придумать запоминающихся мелодий, сколько-нибудь достойных поэтического материала, с которым он работал. Знакомые с детства стишки приобрели невообразимо скучное звучание. Опусы Чистякова напомнили рецензенту, как много лет назад он пытался петь понравившиеся ему стихотворения из «Веселых картинок» на первую попавшуюся мелодию, которую сразу же после исполнения забывал. Аранжировки тоже оставляют странное впечатление. Большинство из них почему-то выполнены в стилистике кантри, но не веселого американского, а хмурого советского. Берестовский «Репей» вообще сделан в недетском жанре блюза. Отголоски прежнего «Ноля» обнаружены лишь в композиции «Рады, рады, рады», но это тоже нельзя назвать плюсом – для маленьких слушателей звучит слишком экстремально.
Если г-н Чистяков когда-нибудь опять захочет выпустить детскую пластинку, хочется порекомендовать ему просто почитать хорошие стихи. А диск, где он попытался хорошие стихи пропеть, от детей лучше спрятать – чего ж доводить малышей до депрессии?
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia