«КЛЮЧИ» - «МЕЖДУ НАМИ»
J.R.C. Релиз диска состоялся в июне.
Один известный поп-журналист как-то спросил меня: «Слушай, а что это появилась за фирма такая, J.R.C., которая выпускает сплошной отстой?». Так прямо и спросил. Мы оба стояли с наполненными фуршетными тарелками, и обстановка располагала к неформальному общению. Но я ответил что-то невнятное и перевел разговор на другую тему. Я не знал, откуда взялась компания J.R.C. Да не так это и важно. Есть вопросы поинтереснее: ЗАЧЕМ она ВСі ЭТО выпускает? Какую коммерческую выгоду издателю могут принести Сладкая N, Юта и Васся Богатырев? Какая фирме от этого радость? «Живут не для радости, а для совести», - укорял Савва Игнатьевич Льва Евгеньевича. Видимо, совести так много, что хочется приютить всех сирых и убогих.
Была робкая надежда, что «Ключи» не пополнят собой скорбный список неудачных релизов J.R.C. Во-первых, один известный рок-критик утверждал, что они играют на неплохом среднем уровне, причем примерно в той же стилистической нише, что и «Танцы минус» с Найком Борзовым. Во-вторых, у «Ключей» имелся довольно крепкий хиток «Нашла» - с приятной гитарной темой и сюжетом о расставании юноши и девушки. Были, конечно, к этому хиту и вопросы: местами неубедительно звучал голос солиста, недоделанными казались некоторые строки. Альбом должен был ответить, случайно ли возникли эти вопросы и есть ли у «Ключей» потенциал порадовать нас новыми красивыми песнями.
«Нашла» на альбоме идет первым номером. Второй поместили композицию «Камни», которую решили и раскручивать следом за «Нашла». Нового хита у «Ключей» не вышло. Благозвучием в «Камнях» и не пахнет, а тем местом, когда вокалист Тимур Валеев поет слово «тает», можно детей пугать. Песня «Между нами», давшая название альбому, поразила следующей поэтической сентенцией: «Между нами/Дороги, дороги, дороги/Между нами/Извечных проблем суета». Подобные напыщенные банальности – а их на диске можно найти не меньше десятка - достойны не молодежной рок-команды, а скорее умудренного опытом эстрадного баритона. Льва Лещенко я могу представить поющим про «извечных проблем суету», а вот Петкуна или Лагутенко – извините, нет.
На «хорошем среднем уровне» играют только музыканты «Ключей». ВсЈ, что касается лидерских дел, - пение, тексты, музыка, вкус, харизма – критики не выдерживает. У Тимура Валеева довольно резкий тембр голоса, помноженный на отсутствие вокальной школы, и явные проблемы с подбором репертуара (сам он сочиняет примерно треть). В альбом он включил песни столь же малоинтересные, сколь и его ответы на пресс-конференциях. А вот заниженной самооценкой лидер «Ключей» не страдает и, похоже, искренне считает себя секс-символом. См. фотографии в буклете: кроме надменности и презрительности ко всему окружающему, взгляд Тимура не выражает ни-че-го.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia