«СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ» - «ЛЕД 9»
За год «Смысловые галлюцинации» изрядно заматерели. Недаром Сергей «Буба» Бобунец объявил журналистам, что тощая рок-звезда выглядит подозрительно – наркоман наверняка. А вот когда упитанные мордатые мужики средних лет берут гитары - музыка выходит правильной и здоровой. Первый получивший широкую известность «глюковский» альбом «3000» грешил некоторой схожестью с группой «Агата Кристи», к чему приложил руку саунд-продюсер диска Вадим Самойлов (тоже не худенький, между прочим). Теперь «Смысловые галлюцинации» самостоятельны. Они отказались от услуг не только саунд-продюсера, но и просто продюсера. Музыка их нового альбома не похожа ни на одну из существующих российских групп. С другими командами «Глюков» перепутать нельзя, зато собственные их песни отличить одну от другой порой трудно. Это называется верностью стилю и звуку. При этом на зрительские вкусы команда не особо ориентируется, но, судя по тому, что за выпуск этого альбома не на шутку бились две крупные фирмы (поединок закончился вничью), творческие искания «Глюков» чудесным образом совпадают с потребностями потребителей.
Несмотря на попадание в формат рок-радиостанций и рок-фестивалей, прямого отношения к рок-музыке стиль «Смысловых галлюцинаций» не имеет. Изюминка аранжировок заключается в бесконечных компьютерных эффектах – бульканиях, пощелкиваниях и даже прямолинейных скретчах. Гитары там, конечно, тоже есть, но фишка в том, что их почти не слышно, а самым рОковым инструментом оказывается саксофон – что поделаешь, свердловская школа: учение Могилевского всесильно, потому что оно верно. На фоне DJ-ских приемов звучит вокал Бобунца, и ничего рокерского в нем нет. Нет в нем и ничего молодежно-танцевального, потому как больше всего это похоже на пение серьезного эстрадного певца 70-х годов. Некоторые песни со «Льда 9» так и просятся в саундтрек советского фильма времен застоя. «Зачем топтать мою любовь» тянет на урбанистическую мелодраму: начальные титры, герой идет по родному городу на работу и думает о непростых отношениях с любимой девушкой, едут троллейбусы и «Волги» с «Жигулями», стоят здания (посмотрите, это же Калининский!), Буба поет, что любви «и так осталось мало». Песней «Больше, чем жизнь» можно проиллюстрировать фильм-биографию известного ученого, а «Разум когда-нибудь победит» подойдет для сериала о положительных следователях прокуратуры. «Разум» и «З.Т.М.Л.» - безусловные хиты, как и «Сердце, тише» с «Охотниками». Остальные песни поначалу кажутся однородной массой (обладающей всеми признаками фирменного саунда «Глюков»), но и в них можно найти любопытные моменты. Например, в финале малопримечательной «Когда ты умрешь» после заглавного рефрена вдруг включается глумливое эхо: «Умрешь-умрешь-умрешь… умру-умру-умру». Есть забавные куски и в «восточном» ремиксе вечнозеленого «Вечно молодого». А ответ на вопрос, какие еще песни следует считать хитами, слушайте на рок-радиостанциях.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia