«ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА» - «ТРИБЬЮТ»
Для начала несколько общих соображений. При всей одиозности репутации лидера «Гражданской обороны» Игоря «Егора» Летова он за свою жизнь сочинил пару десятков объективно очень хороших песен. Не для его стиля хороших, а вообще. Около половины из них попали в этот сборник (будет еще вторая часть, в которую, видимо, войдут остальные). Взявшись за столь неоднозначный проект, как трибьют «Гражданской обороны» «Мистерия» открыто позиционировала его как ответ «Кинопробам». Думается, напрасно. По коммерческому потенциалу сборник песен «Гр.Оба» в жизни не сравнится с цоевским наследием, а что до творческого потенциала - тут вопрос спорный, слишком стилистика разнится. По большому счету, петь летовские песни после Летова - дело столь же неконструктивное, как «киношные» после Цоя. И, если уж сравнивать эти два трибьют-проекта, следует отметить, что составители «Кинопроб» пригласили только состоявшихся звезд, а «Мистерия» позвала перепевать Летова всех, кто захотел и смог. Так что получился трибьют идей, а не трибьют имен. Это и плюс, и минус альбома.
Минус - потому, что малоизвестные ансамбли взялись за дело с излишним почтением к харизме Игоря Федоровича. В результате у некоторых участников получились формальные подражания, свежестью идей не блещущие. Петь на таком же нерве, как Летов, у молодежи, конечно, не получилось (это, пожалуй, вообще невозможно), а снимание в ноль его аранжировок - доблесть вполне локальная, разве что друзьям похвастаться. Впрочем, излишняя самобытность здесь тоже не в строку. Кошмарный «Бабслей» испортил «Родину», панкетки из «Восьмой Марты» старались, как могли, но «Маленький принц» оказался им не по зубам, Чиж сделал из пронзительного трагического «Дурачка» очередной хипповский гимн вполне буржуазного звучания, «Ленинград» по традиции перебрал с выпендрежем, а «Продукты» ни к селу ни к городу скрестили Летова с Куртом Кобейном.
Теперь о плюсах. «Вопли Видоплясова» и «Кирпичи», не сговариваясь, выбрали песню «Попс» - очевидно, для того, чтоб как можно смачнее выкрикнуть кульминационную фразу «Вырубите на х:!». «ВВ», впрочем, удивили саундом, настолько альтернативным, будто Олег Скрипка готовится разогревать Limp Bizkit. Макс Иванов из «Торбы-на-круче» воспринял «Философскую песню о пуле» как очередной повод козырнуть вокалом, и получилось довольно мило. Очень хороши кавер-версии отставленного от «Кинопроб» «Ляписа Трубецкого» («Государство»), «Сахары» («Отряд не заметил потери бойца»), «Разных людей» (кондовая хард-роковая обработка «Про мишутку»), «Смысловых галлюцинаций» («Моя оборона») и брата героя Сергея Летова («О святости, мыше и камыше»). «Дочь Монро и Кеннеди» с «Наваждением» вообще показалась женским альтер эго Егора - та же нервность и будоражащее пение на грани истерики. А «Родители молодых», наоборот, не оставили камня на камне от канонической версии «Лишь одного закона». Харизма Гарика Осипова летовской точно не уступает - поэтому он подбавил в песню мата и исполнил ее в издевательской блатной манере.
А кто же поет «ВсЈ идет по плану» - был первый вопрос любого узнавшего о трибьюте. Да никто. Исполнение «главной» песни Летова доверено 386-му компьютеру. Прикол, казалось бы, но однозначно попавший в точку. Просто слушаешь и понимаешь, что иначе и быть не могло - больше это произведение петь некому.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia