СБОРНИК "ЛЕГКАЯ ЗИМА 02"
Всемирно известному сборнику легкой музыки "Cafe del Mar" понадобилось восемь выпусков (или томов, если хотите) для того, чтобы слушатели начали от него понемногу уставать. По всем известному закону, так пока и остающемуся безымянным и официально недоказанным, в отечественном шоу-бизнесе произошло то же самое, только гораздо быстрее и разрушительнее. Пятый сборник лейбла "Легкие" из серии "Легкие времена года" с уверенностью можно назвать "мертвой музыкой для скучных людей".
Как всегда бывает перед вынесением подобных суровых приговоров, рецензент произвел бессчетное количество консультаций с людьми, чьему музыкальному вкусу он вполне доверяет. При этом треки из компиляции "Легкая зима 02" подсовывались в качестве легкого слушания под беседу, ставились громко во время рабочего дня в конторе (якобы в качестве фона), предлагались нетрезвым людям как релаксант и пр. Поразительное единодушие и похожесть высказываемых эпитетов не оставила никаких надежд: сборник действительно провалился. Причем не только (и не столько) по вине музыкантов, сколько по вине составителей компиляции.
Пояснения принято проводить на наглядных примерах. Этим и займемся. Итак, как известно, на территории РФ функционирует бессчетное количество музыкантов-электронщиков. С удешевлением комплектующих к быстрым и надежным компьютерам количество электротворцов растет по экспоненте и скоро превысит число треш-команд, репетирующих в средних школах Периферии. Электротворцы играют разнообразнейшую музыку (как по стилю, так и по качеству) - при этом более-менее крупных лейблов, занимающихся распространением их продукции, всего два - "Легкие" да "Экзотика" (все прочие "Арт-Теки" и "Дети солнца" пока в высший дивизион не пробились).
Каким-то невероятным образом вышло так, что "Легкие" порешили саккумулировать вокруг себя тусовку музыкантов, стиль коих хорошо укладывается в детское слово "придурастый". Если предыдущие сборники "Легких" из той же сезонной серии давали возможность высказаться всем прочим - в результате чего на компиляциях возникали великолепные треки проекта Dzuma и Евгения Арсентьева - то теперь "легкий" Олимп отдан придурастым. Сборник состоит из поразительно похожих друг на друга треков; узнаются только Messer Chups, но они уже достали так, что впору требовать изгнания Гитаркина обратно в Германию - пусть бюргеры прижмутся маненько. Все прочие творения оставляют ощущения долгого жевания целлюлозы: вроде во рту что-то есть, но ни вкуса, ни запаха, ни, самое главное, удовольствия. Даже названия проектов, составивших основу диска, отдают натужным оригинальничаньем, за которое любой психиатр на медкомиссии в военкомате, не колеблясь, отписал бы "годен": Nasekomuss, "Нежное это", "Юдович и старуха" и др. На фоне "Легкой зимы 02" все прочие времена года того же лейбла слушаются почти что как "Фантастическая сюита" Берлиоза.
Недоумение - вот основная эмоция, выраженная тем десятком людей, мнения которых помогли в написании данной рецензии. Зачем грамотному и совсем не безнадежному лейблу "Легкие" выпускать такой, извините, отстойный сборник? Неужели идея действительно сдулась? Или действительно - Олег Нестеров сотоварищи просто решили сунуть в "Легкую зиму 02" неликвиды с тем, чтобы на "Легкой весне 02" показать всем, чьи в лесу плоды хвойных? А вот поди догадайся.
Владимир Боровой, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia