СБОРНИК «МУЗЫКА К ТЕЛЕВИЗИОННОМУ ФИЛЬМУ «АЗАЗЕЛЬ»
Как известно, «музыка к телевизионному фильму» «Азазель» в самой картине не звучала. Это вызвало неудовольствие выпускающей компанией, но совершенно не удивило телезрителей. С самого начала затея иллюстрировать «Азазеля» романсами в исполнении рокеров казалась странноватой. Похождения Фандорина - это ведь русский ответ Джеймсу Бонду. Неправдоподобие сюжета, опереточность злодеев и суперменистость Эраста Петровича, неуязвимого ни для пули, ни для хлороформа, требуют соответствующего саундтрека - современного, динамичного и хитового. Тина Тернер, Шерил Кроу, Garbage и т.д. В крайнем случае - «Би-2», «Сплин», «Смысловые галлюцинации», но с актуальным репертуаром. И тогда Эраст Фандорин стал бы неотличим от Данилы Багрова. С другой стороны, если бы каждые пять минут сериала звучал какой-нибудь романс, в титрах следовало написать «кинокомедия».
Единственное, что по-настоящему роднит творчество Бориса Акунина с ретро-проектом «Реала», - так это слово «стилизация». Писатель Чхартишвили развлекается с языком позапрошлого века, и у тех читателей, кто не знаком с произведениями Лескова и Гончарова (нарочно не упоминаю здесь куда более раскрученного Пушкина), возникает стойкое заблуждение, что детективы Акунина повышают их культур-мультур. Стилизация камерных романсов в исполнении героев хит-парадов выполняет ту же функцию - и исполнители, и слушатели верят в пользу прикосновения к классике, пусть и в такой адаптированной форме. Увлечение стилизациями не так уж невинно, как может показаться. Есть яркий архитектурный пример. Люстры на станции метро «Пушкинская» стилизованы под старину и выглядят в целом строго и торжественно. Но открывается смежная станция «Чеховская», и пассажиры видят, что лампы топорно и тупо стилизованы под люстры с «Пушкинской»! Вот и оформители «Азазеля» забацали обложку под старину, но перепутали арию Ленского с ариозо. Дескать, покупателю-то какая разница.
Как бы то ни было, имеется пусть и не относящийся к сериалу «Азазель», но все-таки небезынтересный диск романсов, спетых Шахриным, Шевчуком, Лагутенко и: Витасом. Обнаружилось два подхода к камерной музыке. Одни исполнители («Чичерина», «Колибри», «Несчастный случай», «Ночные снайперы», «ЧайФ», Борис Гребенщиков, Пелагея, Александр Иванов) постарались сделать доставшиеся им романсы в более-менее классическом духе. У опытных в этом деле БГ, Пелагеи с ее фольклорной подготовкой и Кортнева получилось вполне, Чичерину и «Мультфильмы» можно похвалить за старание, Шахрина чрезмерное старание как раз и подвело, «Снайперы» выступили как-то холодно, а хрипы лидера «Рондо» в образе Ленского не надо показывать настоящим исполнителям романсов, и все будет хорошо. Другие, напротив, адаптировали песни к своей привычной манере. Здесь тоже есть удачи и неудачи. К первым относятся запоминающиеся треки Лагутенко и Шевчука, ко вторым - слишком уж театрализованное пение Гарика Сукачева и Максима Покровского.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia