ВЛАДИМИР КУЗЬМИН - «РОКЕР-2»
Владимир Кузьмин не может сейчас похвастаться большой популярностью в столицах. На слуху совсем другие имена, и даже недавняя женитьба артиста на девушке, годящейся ему в дочери, вызвала лишь кратковременный интерес прессы к его персоне. Зато в провинции Кузьмин до сих пор, пожалуй, входит в десятку самых «горячих» певцов. Кроме шуток, это один из самых гастролирующих артистов. Когда российские певцы рассказывают журналистам о своих предстоящих или прошедших успешных гастрольных турах, в девяноста случаях из ста это означает, что за последние два месяца у них состоялся один клубный концерт. Магия словосочетания «гастрольный тур» хорошо действует на зрителя, который вряд ли догадывается, что в туры, пока нет выборов, музыканты ездят крайне редко: ну, максимум на два-три концерта, а потом обратно - в Москву, в Москву. Так вот, Кузьмин действительно ездит и действительно в туры. За счет чего же такая востребованность? Альбом «Рокер-2» дает ответ на этот вопрос.
Кузьмин подобен хорошему ресторанному музыканту, который способен профессионально сыграть и «Мурку», и «Дым над водой». Приятно, не выходя из-за столика, почувствовать себя на концерте Deep Purple, Beatles и Льва Лещенко одновременно. Кузьмин привозит на периферию атмосферу настоящего рок-шоу, а неискушенная публика не в силах отличить суррогат от оригинала. Публика вдалеке от столиц слышала что-то про драйв, про секс, драгз энд рок-н-ролл, но не имела возможности видеть все это лично - здесь не Америка, заезжие гастролеры вниманием не балуют. И тут появляется Владимир Кузьмин с «Рокером-2» и показывает пародию на рок-н-ролльные штампы - бодрые мажорные песни, хриплые вопли, жужжащие запилы с длинными заимствованиями из Блэкмора и прочих героев, смелые тексты про секс, наркотики, алкоголь и веселую рок-н-ролльную жизнь. С моей точки зрения, все это дико смешно, но на гастрольных маршрутах Кузьмина, похоже, принимается за чистую монету. Иначе больше бы не звали.
Диск «Рокер-2» мне довелось послушать еще до его официального релиза - в «антипиратской» нарезке. Сквозь треск и кошмарные завывания, способные заставить любого аудиопирата оставить свой преступный бизнес и вернуться к созидательному труду, пробивались крайне радикальные звуки и слова на грани фола: «Все, что она хочет, это делать любовь/А когда закончит, хочет вновь и вновь»; «Нашла меня модель/Затащила, блин, в постель/Я крутил ее, вертел/Все равно не захотел» и т.п. Подумалось: Владимир Кузьмин в образе храброго, отвязного и неформатного рокера - в этом что-то есть. Но вышел альбом, и подтвердилась справедливость другой кузьминской фразы «рок-н-ролл - моя работа, деньги платят ни за что»: в буклете артист просит воспринимать тексты песен с улыбкой и не рекомендует прослушивать «Рокера» в трезвом виде и на тихой громкости. Ах, это была только шутка? Не смей с коллективом шутить!
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia