ЕКАТЕРИНА ШАВРИНА - «ИМЕНА НА ВСЕ ВРЕМЕНА»
Распределение заданий в информационном агентстве происходит следующим образом. У строгого, но справедливого редактора есть файл, в который он заносит информацию о всех интересующих агентство мероприятиях: концертах, презентациях, пресс-конференциях и т.д. Как только появляется анонс, он сразу переносится в этот календарь, даже если мероприятие через год. За неделю-две до события за ним закрепляется определенный корреспондент. Выбор персоналии для освещения того или иного мероприятия обусловлен многими факторами. Например, строгий, но справедливый редактор ощущает потребность растрясти кости. Внимательно изучив список, он анализирует качество будущего фуршета, возможность получения приятных подарков в виде маек, ручек и брелоков и, собственно, тему вечеринки. Если все факторы сходятся, строгий, но справедливый редактор посещает событие лично и на следующий день своим примером показывает корреспондентам, как надо писать заметки. Если строгому, но справедливому редактору самому тащиться куда-то в лом, он посылает подчиненных. На важные концерты отправляются надежные проверенные сотрудники, которые в ладах с русским языком и историей шоу-бизнеса. Освещать менее важные или особо противные события, примеры коих мы здесь опустим, посылаются новички либо провинившиеся: забывшие о чем-то написать или переборщившие с халявной выпивкой в прошлый раз. Важным моментом в организации работы является поощрение инициативы масс. Когда сотрудник подходит к строгому, но справедливому редактору и просит куда-нибудь его послать, начальник не должен оставаться глухим к мольбе подчиненного. Заглянув в свой список, строгий, но справедливый редактор всегда найдет корреспонденту дело, будь то концерт Влада Сташевского или уличное шоу «40 лет району Очаково».
Но иногда эта испытанная годами схема дает сбои. Четырежды строгий, но справедливый редактор забрасывал невод, пытаясь командировать кого-нибудь на презентацию альбома Екатерины Шавриной, но неизменно слышал в ответ: «А кто это?». Строгий, но справедливый редактор не знал, радоваться ему или огорчаться, что молодежь незнакома с творчеством г-жи Шавриной. Если бы корреспонденты не знали, кто такой Василий Шумов, редактор бы огорчился, а тут... Он пытался объяснять, что это такая женщина, которая поет народные песни и любит рассуждать с акулами пера о сексе, но корреспондентам это не помогало. Тогда строгий, но справедливый редактор ткнул пальцем в зазевавшегося сотрудника и сказал: «Вот ты и пойдешь. Заодно и узнаешь, кто это такая».
Попавший под горячую руку корреспондент несколько дней был объектом шуток. Каждый считал своим долгом потеребить его за пуговицу и как бы невзначай подколоть: «Ну что, на Шаврину идешь?». Веселье продолжилось и после возвращения познавшего Шаврину корреспондента с презентации, причем побывавший на этой вечеринке сотрудник шутил и смеялся больше всех. К вечеру достаточно было сказать слово «Шаврина» - и вся комната падала со стульев от смеха. Тут строгий, но справедливый редактор обратил свой взор на трек-лиск принесенного корреспондентом диска и изрек: «А некоторые песни-то и ничего!».
Фраза относилась к композициям «Ой, мороз, мороз», «Выйду на улицу» и «Гляжу в озера синие». Песни действительно «ничего», но только исполняет их Шаврина довольно специфически. Знаете, на любом застолье, когда дело доходит до хорового пения, всегда среди гостей находится тетка лет пятидесяти с высветленной химией, и тянет эту тетку спеть матерные частушки или просто народные песни, но так, что у остальных уши от стыда краснеют. Вот Шаврина как раз такая, даже внешне соответствует типажу. В умении вульгаризировать народную песню ей нет равных. Большинство остальных треков представляют собой сочиненные разными авторами произведения, выполненные на стыке фольклора и эстрады. В этом стиле Шаврина ощущает себя как рыба в воде, то пропевая рискованные фразы, то намекая на что-то неприличное голосом. Слушатели краснеют и выключают проигрыватель.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia