"ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ" - "ПОДМОСКОВНЫЙ ПЕТЕРБУРГ"
"ПОДМОСКОВНЫЙ ПЕТЕРБУРГ"
BirdsFabric. Релиз диска состоялся в декабре.
"Я начал сочинять песни, когда родители подарили мне на девятый (десятый, одиннадцатый) день рождения первую гитару", - стандартная пафосная фраза, вылетающая из уст 90% звезд. Действительно, карьера большинства будущих хард-рок- и хеви-метал-мегастаров начиналась именно с этого момента. Как водится, они рвали струны на дешевой гитаре и завывали дурным голосом, обнародуя дворовой компании свои ранние шедевры. Возраст, как и вкусы компаний, были разными, однако гитара присутствовала неизменно.
"Дочь Монро и Кеннеди" (в миру Светлана Чапурина) опровергает это вроде бы устоявшееся правило. Для того, чтобы влиться в мир шоу-бизнеса, совсем не обязательно быть отвязным рокером с раздолбанной шестистрункой. Рок-звездой может стать и примерная девочка, посещающая музыкальную школу. В конце концов, чем домра хуже гитары?
На поверку проект "Дочь Монро и Кеннеди" - дитя высокого искусства и откровенной пошлости. Альбом "Подмосковный Петербург" - дикий гибрид из классических мелодических оборотов, профессиональной игры, истерического драйва и панковской манеры исполнения. Впрочем, слово "манера" к Светланиному пению применить сложно, да и пением речитацию под музыку назвать язык не поворачивается.
Тексты песен - явный бред наяву. И никакое оправдание вроде того, что потеря смысла и отсутствие мотивации восполняется яркими метафорами, не поможет. Как правило, такого рода стихи с примитивными аллюзиями, набором расхожих выражений и мешаниной из известных фамилий сочиняются в тинейджерском возрасте, когда недостающие слова просто заменяется на "ля-ля-ля" или "на-на-на".
Что касается музыки, то она настолько лучше всего остального, что возникает невольный вопрос: может быть, авторы проекта сознательно создали такой китч? Умышленно соединили невразумительные слова с необычной музыкой, в которой фольклорная мелодия подкреплена блюзовым басом ("Это лучшая песня"), домра превращается в испанскую гитару ("Бытовая I"), чистая золотая секвенция вклинивается в немузыкальный рев бас-гитары?
Мелодические линии так же, как и прозрачные аранжировки, удивительно изящны. Правда, оценить эту изысканность с первого раза невозможно, поскольку, так сказать, пение, выведенное звукорежиссером на первый план, заглушает и сводит на нет все композиторские достижения. Вот и получается, что музыка не звучит, а угадывается среди словесной мишуры, как угадывается силуэт знаменитой скульптуры спящего льва, нарисованный на обложке CD в обрамлении красно-черных пивных киосков и бесконечных фонарей.
Наталья Светлакова, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia