"КАСТА" - "ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ В ГРЕЦИИ"
Дейл Карнеги советовал: "Прежде чем ругать - похвали!". Даже в самом неудавшемся творении можно при желании найти нечто привлекательное. Вот, например, в новом альбоме группы "Каста" (точнее - сольном творении ее участника Влади) несказанно радует качество бумаги, из которой сделан вкладыш, впечатляют вежливость и явная воспитанность отечественных рэпперов (все благодарности есть не только на том же вкладыше, но и собраны в отдельный трек - последний). Заслуживают поощрения и "звуковые сноски" (хотя никакие они не звуковые, а обычные - текстовые, но все равно приятно). Из оных сносок любознательный слушатель узнает, что фраза "Ты должна остаться" - это обращение к бумажке с текстом, висящей перед микрофоном. Ну что ж, хорошего в новом творении молодого человека по имени Влади немало. Не совсем понятно, почему проект считается сольным, поскольку вся секта... э-э, пардон, каста в нем приняла непосредственное участие, ну да это дело сугубо лично-творческое.
По привычке оценивать прежде всего музыкальную составляющую автор этих строк, вдосталь насладившись созерцанием обложки, приступил к анализу музыки. Путем опытного прослушивания выяснилось, что "кастовый" рэп к музыке отношение имеет отдаленное, хотя ее авторство зафиксировано на той же обложке черным по голубому. Впрочем, говорят, что рэп принято читать, следовательно, обратим уши к текстам.
Итак, перед нами картина внутреннего и внешнего мира Влади. Микрокосм вмещает: а) философскую рефлексию, достойную принца Гамлета ("...сколоты плиты/для воды сосуды разбиты/ягоды ядовиты/маршруты смыты/и мы с толку сбиты" - "Что нам делать в Греции"); б) лирический поток сознания ("Ревность"); в) сдержанный патриотический пафос - прославление славного города Ростова-на-Дону ("Юго-восточная Европа"); г) размышления о вечном и внутренние терзания ("Горячее время ставит свою пробу/Тиран в каждом из нас строит себе дорогу" - "Горячее время"), жизнь в виртуальной реальности ("Дубликатор").
Макрокосм Влади также всеяден. В нем есть: а) описание современного состояния рэп-культуры ("Ушла пора детского рэпа/Группы стали фильтровать базар, не рифмуют слепо") и своей в ней роли ("Мы родом с улицы, мы крепкие засранцы" - "Ты должна остаться"); б) впечатления о Москве ("Интересное место" из цикла "Краеведы"); в) момент пиара: славная история "Касты" ("Как создавался стиль") и пропаганда ее творчества ("Наши люди-2"), а также г) милые "моменты из жизни": успешный творческий процесс ("Чисто в стиле нашей"), безуспешный творческий процесс ("25 июля"), бытовая интерлюдия ("В.К.Пыжикова").
Все это богатство изложено в 18 треках, безусловно, с использованием ненормативной лексики и нестандартных рифм вроде "нужно - оружие" ("Сказал, что он умрет, если нужно/Но не из-за чьей-то ревности, и убрал оружие"), "геройски - хоть с кем" ("В грядущем наступлении он воевал геройски/Девица же в тот вечер танцевала хоть с кем"). Квинтэссенцией диска, после долгих раздумий, была признана песня "25 июля". Текст ее таков: "25 июля. И хули?". Наш ответ-резюме: "Альбом отгрохали дай Боже. И что же? А то, что слушать "Касту" - это прямо в сугроб, склеив ласты". На фига такие мне свершения? Мне с их взрослым рэпом не по пути (вздохнула с облегчением).
Елена Чишковская, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia