САУНДТРЕК К ФИЛЬМУ "БУМЕР"
Рецепт создания удачного саундтрека для отечественного молодежного блокбастера был предложен авторами знаменитого 'Брата-2' и с тех пор считается единственно правильным. Нужно взять десяток-другой модных рок-песен (да хотя бы и наугад из плей-листа 'Нашего радио'), разбавить их 'знаковыми' диалогами из картины и так выпускать. 'Бумер', к счастью, сделан не по этому надоевшему рецепту. Во-первых, там нет реплик из фильма. Кому-то это может показаться недостатком, однако следует отметить свежесть подхода составителей: все ожидают киношных диалогов, а их нет. Небанально. Во-вторых, музыкальное наполнение картины, несмотря на ее трагический финал, устремлено не в прошлое (раскрученные хиты, имеющие свойство устаревать), а в будущее (малоизвестные команды с неочевидным коммерческим потенциалом). В-третьих, у фильма был основной композитор по имени Сергей Шнуров. Его на удивление разнообразные творения лишь эпизодически разбавляются произведениями других авторов - впрочем, близких Шнуру идеологически.
Из более-менее известных песен и исполнителей в саундтрек попали 'Миллион долларов США' 'Запрещенных барабанщиков', 'Зимы не будет' Леонида Федорова и 'Швейцарские бароны' группы 'Я и друг мой грузовик'. Шнуровская 'Никого не жалко' стала хитом уже после появления фильма и саундтрека, а 'Купи мне это' Светы Колибабы вообще пока не стала (почему-то). Остальные фигуранты сборника проходят по категории 'надежд': 'Слот' нацеливается на так никем и не занятую нишу рок-альтернативы, Диман метит в конкуренты 'Касты', а 'Ботаника' представляет собой странное среднее между Сукачевым, 'Крематорием' и той же 'Кастой'. Столь же многолик, но альтернативен, композитор Шнуров. В 'Жопе' и 'Мама, наливай' он выступает в излюбленной маске блатного исполнителя, в 'Мама мне говорит' (новый трек проекта 'Диоды') - в образе изящного стилизатора 'перестроечного диско', в 'Никого не жалко' - в облике смурного рок-барда, а в бонус-треках - в личине 'настоящего композитора'. 'Никого не жалко' в инструментальной версии превращается в печально-трогательную 'Тему дороги', в 'Мобильнике' автор использует телефонные трели, демонстрируя, что ему не чужды современные тенденции звукоизвлечения. Финальный 'Привет Морриконе' - масштабное душещипательное полотно, отсылающее не только к Морриконе, но и к Таривердиеву. Его можно рассматривать как призыв к будущим заказчикам. Уважаемые, композитор Шнуров ждет заявок от создателей гангстерских киносаг и сериалов про разведчиков. Он уже умеет писать к ним музыку.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia