'НИЧЬЯ' - 'НАЧИНАЙ МЕНЯ'
Бывший сопродюсер 'Тату' и, как теперь выясняется, практически мать-основательница русского лесбо-попа. Соавтор текстов 'Я сошла с ума' и 'Нас не догонят'. Модный режиссер-клипмейкер. Обаятельная женщина с очень приятным (когда говорит, а не поет) голосом. Продюсер 'элитарной' группы 'Два самолета'. Теперь еще и поп-звезда. Потом, на развалинах часовни: Простите, часовню тоже она развалила? Ну а кто же еще. Она. Елена Кипер, автор и лидер проекта 'Ничья', только что выпустившего дебютный сингл.
Если коротко, то данный диск не получит и десятой части того резонанса, который произвел дебют группы 'Тату'. Напомним, что их альбом '200 по встречной' вышел в уже далеком 2001 году. Автор этих строк в рецензии тогда скромно назвал пластинку идеальным поп-диском текущего момента. Но реальность превзошла ожидания: '200 по встречной' оказались пластинкой десятилетия; 'Тату' прогремели с ней во всем мире и до сих пор продолжают использовать ее идеи. Совпало всЈ просто удивительно: тонко выверенный провокационный имидж девочек, написанные неизвестными авторами хиты мирового уровня, суперкачественный звук, невероятные клипы: Если бы такая бомба взорвалась в цивилизованной стране, все причастные к созданию альбома люди обеспечили бы себя деньгами и работой до конца дней. Но у нас все происходит немного иначе. Лавры и звание гениального продюсера достались Ивану Шаповалову, который к моменту выхода 'Тату' на всемирный рынок успел разругаться с большинством соратников по работе над альбомом.
Елена Кипер, так и не дождавшись золотого дождя от шаповаловской компании 'Неформат', начала действовать, причем довольно агрессивно. Подробные интервью, где Лена запоздало вспоминает, кто что для 'Тату' придумал, честно говоря, напоминают месть Шаповалову. Создание собственного поп-дуэта - тоже, не говоря уже о судебном разбирательстве (см. МУЗЫКА от 10.09.03). Попробуем сохранить объективность, оценивая художественную ценность сингла 'Начинай меня' и других проектов г-жи Кипер, хотя это нелегко, когда перед тобой маячит демонический образ продюсера, владеющего приемами гипноза, и слышатся отчаянные девичьи крики 'Это я, я придумала 'Тату'!'. Мне кажется, теперь уже не так важно, кто там что придумал три с лишним года назад. Всем, кто общался с окружением 'Тату' в то время, прекрасно известны креативные возможности Елены Кипер и ее роль в продвижении проекта, а простым потребителям музпродукции это вряд ли очень интересно. Куда актуальнее сегодняшние ипостаси Лены (см. первый абзац).
В клипах режиссера Кипер попадаются любопытные идеи и красивые планы (драка в финале, футуристический недостроенный мост), однако ролик, который хотелось бы смотреть безотрывно, ей снять пока не удалось. С другой стороны, несомненным плюсом является то, что она еще не поставила производство видео на поток. Вот когда в ее роликах появится грязно-зеленый фон, это будет означать окончательное вступление Елены в дружную семью российских клипмейкеров. Продюсерские успехи Кипер еще менее очевидны. Провозгласив превращение 'Двух самолетов' в элитарную группу, Лена как-то упустила из вида тот факт, что 'Самолеты' широкой популярностью никогда и не пользовались. Были полуподпольными, культовыми, стали элитарными - шило на мыло. Опять же, прогрессивность нового звука оценит сотня фэнов, а остальные так и останутся в неведении, куда подевалась группа, однажды выскочившая с уморительным хитом 'Подруга подкинула проблем'.
Ну и о сингле, наконец. Песня 'Ничья' предназначалась для второго альбома 'Тату', и этим все сказано. Проблематика, манера, тембр, аранжировка - стопроцентная похожесть, недаром ходят слухи, что за Юлю Волкову на альбоме пела Елена Кипер. Единственное отличие - в том, что второй голос мужской. Можно было бы предположить, что не очень харизматичный Олег Борщевский взят в группу исключительно для того, чтобы дуэт не получился уж совсем вторым 'Тату', однако он еще выступил автором заглавной песни сингла. Эта вещь уже меньше похожа на 'Тату', хотя вокальная манера Лены Кипер и здесь подразумевает не столько пение, сколько драматические вскрикивания. Какой у Кипер голос, когда она не кричит, можно послушать на третьем треке, записанном совместно с 'Торбой-на-Круче'. В рок-версии за драматические рулады отвечает голосистый Макс Иванов, вместе с которым 'Ничья' записала лучшую из представленных на сингле дорожек. Остальные треки тоже приемлемого уровня, но в целом сингл производит впечатление очередной попытки выжать последние соки из единственного альбома 'Тату'. Даже если Лена эксплуатирует собственные идеи, они далеко не свежи. Нужны новые, тогда проект 'Ничья' состоится.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia