СБОРНИК "FUZZBOX, VOL.17. МУЗЫКА К FUZZFILM"
'Fuzzфильм', в свою очередь, был видеоприложением к юбилею журнала, незаметно оказавшегося старейшим рок-музыкальным изданием страны. Все эти десять (уже с лишним) лет Fuzz мало кто воспринимал всерьез, особенно в Москве. Считалось, что нормальный рок-журнал в России делать невозможно: он никогда не окупится, а на голом энтузиазме долго не протянешь. Что ж, питерские коллеги сделали все, чтобы пошатнуть это мнение: Fuzz сочетает в себе этот самый энтузиазм с профессионализмом авторов. В этом журнале, конечно, встречаются и экзальтированные девчачьи репортажи, но вместе с тем взыскательный читатель всегда может рассчитывать на несколько качественных текстов. Не хватая особенных звезд с неба, Fuzz пережил массу амбициозных журнальных проектов с гораздо более серьезным - по крайней мере, на первых порах - финансированием. Каждый громко заявлял в первом номере о том, что в их лице на медиа-рынке появляется единственный настоящий музыкальный журнал, а потом делал 'пшик' разной громкости. Кто-то переродился в трибуну для проплаченных статей о малоизвестных поп-исполнителях, кто-то - в узкоспециализированное меломанское издание, со снобистской снисходительностью взирающее на местный музыкальный ландшафт, кто-то - в сборник откровенно графоманских заметок. Последний из громко закрывшихся журналов погубило не только коварство издателя, но и уверенность редакции в собственной непогрешимости. Будучи филиалом влиятельного западного издания, журнал не имел недостатка в идеях, фотографиях и текстах, но провалил свою часть работы: репортажи о том, как корреспондент ходил на концерт, пил пиво и не понял ничего из происходящего на сцене, не спасала даже бойкая лексика с мелькающим то и дело междометием 'нах'. Fuzz умудрялся почти обходиться без красивой саморекламы и всех обскакал. Пожелаем же ему долгих лет и перейдем к сборнику, тоже весьма удачному.
Альбом 'Музыка к 'Fuzzфильму' ценен хотя бы тем, что при традиционном наборе персоналий (Земфира, 'Мумий Тролль', 'Сплин', Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков, 'Би-2', 'Король и шут') не превратился в банальный рок-сборник, один из десятков таких же. Между песнями вставлены инструментальные музыкальные темы, сочиненные группой Tequilajazzz: разнообразие композиторско-стилистических приемов не оставляет Евгению Федорову шанса избежать счастливой судьбы востребованного кинокомпозитора. А первый эшелон русского рока представлен здесь не набившими оскомину хитами, а песнями хорошими, но не очень раскрученными и посему звучащими свежо. У Земфиры 'Шкалят датчики', 'Сплин' напоминает, как все начиналось, песней 'Любовь идет по проводам', Бутусов дал на сборник тихие и приятные 'Тихие игры', 'Би-2' - резкую индустриальную вещь 'Тени' и т.д. Бонус-треки сборника к тому же развенчивают типичное представление о питерской аморфности и неторопливости: песню группы 'Борщ' 'Mustafa Ibrahim' и очень приятную балладу на украинском от проекта 'Хохляцкий рок-н-ролл' запевшего фотографа Алекса Федечко-Мацкевича Fuzz успел издать на носителе первым.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia