'АЛИСА' - 'БЕЗ КРЕСТА'
Нам внушают: Кинчев требует особого подхода. Не Кинчев-человек (Константин Евгеньевич Панфилов, русский, православный христианин, лидер рок-группы 'Алиса'), но Кинчев-явление. Духовные искания неистового рокера, его путь к православию и то, что он нынче проповедует со сцены, заставляют музыкальную прессу относиться к 'Алисе' не как к ансамблю, но как к некой важной и объемной функции. Привычный шоу-бизнесовый стандарт новостей - клип, альбом, интервью, тусовка - здесь считается мелким и не котируется. Ощущение такое, что, садясь за материал о Кинчеве, всякий журналист светлеет ликом, напрягает память, перебирая в ней религиозные термины, и пишет не о музыке 'Алисы', но о расплывчатых православно-патриотических материях. Судя по синглу 'Без креста', предваряющему выход альбома 'Сейчас позднее, чем ты думаешь', сия метода неизвестно с чьей нелегкой руки считается единственно правильной. К диску о трех песнях прилагается 28-страничный буклет, содержащий десять (!) статей об 'Алисе' и ее новой пластинке. О пластинке - вскользь, между делом, зато о Кинчеве - витиевато-многомудрые абзацы, изо всех сил пытающиеся соответствовать поэтической манере Константина Евгеньевича. Пока все прочтешь, сингл успеет прокрутиться раз десять. И кто-то же заказывал эти тексты видным рок-обозревателям страны, и кто-то же ждал от них рассуждений об извилистом пути Кинчева к себе сегодняшнему, и кого-то не смущало, что рассуждения в этих эссе и трактатах будут мало отличаться друг от друга и того, что успели написать про 'Алису' раньше! Достигнутый результат заказчика должен удовлетворить: подержишь такой диск в руках, полистаешь буклетик - и прям подмывает, размахивая хоругвями, бежать за Кинчевым в церковь или на худой конец крепко задуматься о своем духовном самоопределении.
А без буклетных излияний это был бы просто диск из трех заметных, но не сносящих башку песен. Композиция 'Жизнь без креста' иллюстрирует кинчевские метания не хуже всех вышеописанных журналистских исследований. Это очень типичная 'алисовская' песня с характерной интонацией, мелодикой и вокальными приемами, какая могла быть написана Кинчевым и 10, и 15 лет назад. Изменились только тексты - и то, признаться, не слишком. Красивые, сильные образы всегда были сильной стороной талантливой кинчевской поэзии. Большинство слушателей не воспринимали их буквально - рок-стихи вообще выше ценятся, когда не бьют в лоб, а позволяют самостоятельно доискаться до смысла. Эта многомерность из кинчевских стихов не пропала, но ее тщательно вытравляют: с помощью буклетных статей и участвующих в пресс-конференциях священнослужителей до слушателя доносится 'правильное' значение песен, а Кинчев-художник не может и не хочет противостоять Кинчеву-православному. Его право, однако завершающая сингл цоевская 'Песня без слов', к которой уж никак не прилепишь церковную риторику, выглядит приятной возможностью отдышаться от нескончаемых проповедей и просто помянуть незлым, тихим словом русский рок 80-х. Еще один трек сингла - 'Родина', - обладая всеми признаками современной песни 'Алисы', примечателен тем, что здесь здорово поет дочка Кинчева Вера, а папа у нее на 'бэк-вокале'. Детский голос, старательно копирующий отцовские интонации, действует как-то расслабляюще, и необходимость концентрироваться на религиозно-эпическом смысле песни кажется не такой уж острой.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia