Неделя австрийского кино завершилась в Санкт-Петербурге 16 октября. 'Теоретической' частью акции, прошедшей в городе на Неве уже в шестой раз, должен был стать 'круглый стол' на тему 'От сценария до зрителя: кинопроизводство в России и Австрии'. К сожалению, режиссеры Нина Кустурица и Роберт Шиндель не смогли прибыть в Петербург из-за забастовки на Австрийских авиалиниях, а также по разным причинам не пришли некоторые заявленные российские режиссеры. В итоге в 'интимной' обстановке и в живой беседе с участием режиссера Олега Ковалова, драматурга и сценаристки Натальи Скороход, исполнительного продюсера и звукооператора Владимира Персова (известного соратника Александра Сокурова) и некоторых других состоялся практически мастер-класс австрийского продюсера Джозефа Кошира. Г-н Кошир представлял в рамках недели фильм 'На другом конце моста' - первую, по его словам, полноценную европейско-китайскую копродукцию. Джозеф Кошир подробно и весьма темпераментно рассказал о себе: его семья претерпела во время войны, дядя дезертировал под Минском, много месяцев прятался в хлеву, но потом, уже в Словении, его все же осудили на 25 лет как эсэсовца, он опять сбежал - в Австрию; мать - словенка; он в кино с 1967 года; в середине 80-х работал на знаменитой студии 'Бавария-фильм'; несколько лет работал в бывшей Чехословакии - на совместных постановках с Германией, Францией, Италией, Испанией; уже 13 лет он самостоятельный продюсер - в его активе постановки с Турцией и Францией. Как сообщил г-н Кошир, он ориентирован на зрительский, кассовый кинематограф - поскольку каждый раз, начиная проект, закладывает свой дом и должен вернуть деньги, 'но пока получалось'. В Австрии, рассказал Джозеф Кошир, выпускается 8-14 игровых и 10-15 неигровых картин, а также большой объем телепродукции. Проблемы те же, что и повсюду: падает не только культура кино, но и культура в целом. 'К счастью, у нас в Вене имеются еще хорошие рестораны - в провинции уже исчезает и хорошая еда'. Россией австрийские и европейские кинематографисты весьма интересуются - из-за разницы в ценах: на Востоке дешевле рабочая сила, аренда и пр. То же и в Китае: бюджет фильма 'На другом конце моста' - 3,5 евро ($4 млн.), американцы же, посмотрев картину, оценили увиденное в $26-28 млн. Весьма интересно продюсер рассказал о системе кинофинансирования в Австрии: здесь имеется один большой государственный фонд поддержки кино, большой фонд в Вене и региональные фонды. В принципе, поддерживают всЈ, и верхний предел 'калькуляции' не ограничен, но 'если я получу пять миллионов, то ничего не получат мои коллеги'. При этом если у фильма есть хоть минимальный шанс стать коммерческим, фонды не слишком этому обрадуются: из десяти картин, которые ими поддерживаются, - семь артхаусных. На совместные проекты фонды дадут деньги в том случае, если сюжет как-то связан с Австрией: все страны хотят репрезентовать себя и свою культуру через кинематограф. Есть и недостатки работы с фондами (в частности, требование снимать на 'их' территории). При работе с китайцами господин Кошир оплачивал работу в Австрии, где было произведено примерно 30 процентов фильма, а китайская сторона - производство в Китае. Треть денег на проект дало телевидение Китая, треть - власти Пекина и треть - Коммунистическая партия Китая. 'Это были очень хорошие партнеры, договор занял всего четыре страницы. Одна была проблема - с цензурой. И я был единственный социалист в Китае - других я там не нашел', - отметил г-н Кошир со смехом. Цензура заключалась в некотором смягчении показа обстоятельств, в которые попала героиня - австрийка, вышедшая замуж за китайца до Второй мировой войны и уехавшая на родину мужа, где она перенесла все тяготы гражданской войны, революции и последующей 'культурной революции'. В итоге ее мужа убили, а она осталась жива. И все же, несмотря на цензуру, для зрительского фильма ужасов в нем хватает - 'На другом конце моста' представляет собой крепкую мелодраму, прекрасно снятую, этакий 'Последний император' Бертолуччи для широкого зрителя. Г-н Кошир сказал, что он хочет в кино 'заниматься человеческими историями, а не политикой, и готов в этом смысле к сотрудничеству'. Однако на вопрос корреспондента InterMedia, куда он обращался конкретно в России за конкретным сотрудничеством, выяснилось, что пока никуда, поскольку 'с Россией стало лучше, но еще есть опасность, что отправишь груз - он не дойдет, а время - деньги'. (Тут гостю напомнили о забастовке Австрийских авиалиний.) И все же Джозеф Кошир ищет идею фильма, связанного с нашими двумя странами: 'Я маленький продюсер, но очень амбициозный. Я приглашаю хороших специалистов, но хочу видеть свои деньги на экране, а не в ресторане. Копродукция - это одинаковый риск. Но он должен быть десять процентов, а не девяносто. Я много раз зарекался делать фильмы - но делаю их и делаю'.