ДЕЛЬФИН - 'ГЛАЗА'
Universal удивил дважды. Сначала - когда подписал контракт с Дельфином. Спору нет, Андрей Лысиков последние несколько лет являлся одним из самых интересных артистов внутреннего рынка. Но его международные перспективы были туманными, если не сказать нулевыми. Кому на Западе нужен певец без музыкального слуха и, в принципе, без голоса, самой сильной стороной какового певца считается умение сочинять интересные тексты на русском языке? Боюсь, что никому - и чутье на актуальные звуки, другое сильное качество Дельфина, это положение вещей вряд ли изменит. Может быть, Universal Music Russia, заключив контракт с 'альтернативным рэппером', стремилась укрепить свои позиции именно на российском рынке. Тогда этот шаг выглядит оправданным и с маркетинговой точки зрения успешным. И здесь звукозаписывающая компания удивила второй раз. Вместо того чтобы понукать творца к оперативному созданию коммерчески привлекательного продукта, лейбл предоставил Дельфину полную свободу действий и возможность больше года делать и переделывать новые песни. Когда результат начал удовлетворять самого музыканта, Universal подключил свои транснациональные возможности: американскую певицу Стеллу в качестве партнерши г-на Лысикова, немецких клипмейкеров и, судя по всему, каких-то импортных кудесников звука. Результатом стал сингл 'Глаза'.
Первый вывод после знакомства с тремя новыми треками Дельфина таков: по российским меркам качество продукта (складывающееся из суммы показателей: текст, музыка, исполнение, аранжировка, запись) почти безупречное, но ко всемирному признанию 'Глаза' артиста не приблизят. Сингл - очередное подтверждение того, что наши самые талантливые музыканты и самые внимательные продюсеры способны улавливать мировые тенденции и обращать их себе во благо. Комплексовать по этому поводу не принято, потому что песня, испытавшая влияние красивой импортной идеи, всяко лучше родной посконной попсы. 'Глаза' же подобными идеями просто переполнены. Дуэт рэппера и поющей девушки - беспроигрышный ход со времен приснопамятного сотрудничества Эминема с Дайдо. Но Дельфин и выпускающая компания этот прием переосмыслили до неузнаваемости. Девушка и рэппер в нашем случае разноязычны, к тому же партии Стеллы ничем не напоминают мелодичное воркование Дайдо: партнерша Дельфина поет то как Мадонна времен работы с Уильямом Орбитом, то как трип-хоповая солистка. Русский рэппер тем временем уныло бубнит в своем стиле что-то типа 'не держи меня, солнце, пальцами/отпусти за усталыми птицами/станут наши сердца скитальцами/на подошвах песка крупицами'. В припеве все резко меняется: Дельфин становится громким и бескомпромиссным, что твой Фред Дерст, а девушка по мере сил подвизгивает ему на английском. В ремиксе, сделанном проектом Mewark, к этим надерганным из разных жанров, но ладно скомпонованным атрибутам хита - взломщика чартов молодежных журналов добавляются этнические попевки. 'Би-сайдом' сингла стала композиция 'Облака': Дельфин, записавшийся здесь без Стеллы, выглядит более привычно, разве что его речитатив звучит на фоне бесконечно красивого построкового аккомпанемента.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia