ДЕЦЛ - "АКА LE TRUK"
Даже этот альбом не избавит Кирилла 'Децла aka Ле Трюка' Толмацкого от ироничного отношения к своей персоне. Мало того, что паренек не вышел ростом, - два его предыдущих диска серьезно дискредитировали саму идею исполнения рэп-музыки на русском языке. Децл (точнее, его тогдашние авторы) выбирали для 'телег' настолько смехотворные темы, что воспринимать их мог только человек, единственным окном в мир которого является телевизионный канал MTV. Кирилл тоже славно поработал на свой негативный имидж: многочисленные интервью исполнителя выдавали в нем если не Бивиса с Баттхедом, то, по крайней мере, их брата по разуму, а зачем-то отращенные спутанные дреды восстановили против него еще и идейных растаманов.
Сейчас мальчик не то чтобы созрел, но в некоторой степени повзрослел. Его публичные высказывания по-прежнему переполнены наивностью, но теперь это, как минимум, его, Децловы, мысли, а не искусственная смесь из денег папы и убеждений Влада Валова. К своим двадцати Децл разочаровался в женщинах (!) и уверовал в необходимость легализации легких наркотиков - уже кое-что, на чем можно базировать собственные хип-хоп-тексты. В конце концов, кто к двадцати годам не разочаровывался в женщинах? Что касается легких наркотиков, то с лозунгами об их разрешении Децл поторопился: когда депутаты разных уровней поймут, что артист подразумевает под словами 'лигалайз' и 'потабачим', они с правильными речами о развращении молодежи набросятся на юношу, аки стервятники. Хотя, даже если весь этот 'лигалайз'-замут придуман ради скандальной рекламы, то он не выглядит несвоевременным.
Это, так сказать, 'кредитная история' Децла. Без нее разговор о содержании альбома был бы несколько отвлеченным. Если сравнивать пластинку с предыдущими работами Кирилла, то 'Аka Le Truk' - это, конечно, громадный шаг вперед. Во-первых, почти все тексты Децл сочинил самостоятельно либо в соавторстве. Во-вторых, диск отлично спродюсирован (в западном смысле этого слова): рэп здесь - лишь один из методов музыкального самовыражения, а есть еще и узнаваемые сэмплы, и приятные женские подпевки, и англоязычные треки, и экскурсы в регги и восточные песни, и многое другое. В-третьих, исключительно интересно наблюдать за Децлом в амплуа обличителя тех явлений, с которыми он ассоциируется в общественном сознании. 'Сучки' - злая сатира на образ жизни 'золотой молодежи', явно списанная с натуры. 'Pizness' - набор матерных ругательств в адрес шоу-бизнеса 'с галимой музыкой, тупыми текстами'. 'Смазливые мальчики-зайчики в ящике, на сцене, как мачо, а за кулисами за щеку, и дауны с мазой быть пациентами Кащенко так безобразны, но многие тащатся: Модные сборники, крутые проценты, поют под фанеру - получают проценты'. Если осознать, что такие слова поет человек, не так уж давно повествовавший о 'вечеринке у Децла дома', слушать становится крайне забавно.
Рита Скитер, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia