"МИРАЖ" - "СТАРОЕ ПО-НОВОМУ"
Название 'Мираж' волнительно звучит для любого старшеклассника конца 80-х - даже того, кто с попсой знаться не желал. 'Музыка нас связала' и 'Звезды нас ждут', тем не менее, настигали его на улице, на дискотеке, в телевизоре, где звукоряд сопровождался еще и изображением соблазнительной (в то время) Татьяны Овсиенко. И теперь, тыкая в кнопки автомагнитолы и попадая на песню группы 'Мираж', он не в силах переключить канал. Он слушает, подпевает и наверняка имеет дома кассету коллектива - на всякий случай, вдруг бывшие одноклассники в гости зайдут. Значителен и вклад 'Миража' в развитие тутошней шоу-индустрии. Почти все бизнес-схемы, которые в начале 90-х вынесли на стадионы коллективы с примитивными песнями и сиротским звучанием, заработали благодаря 'гению' продюсера 'Миража' Андрея Литягина. Не Литягин придумал пение под фонограмму, но он ввел в повсеместную практику пение под чужую фонограмму. Кассета, записанная вокалисткой Маргаритой Суханкиной (если верить ее собственным уверениям и некоторым комментариям продюсера, противоречащим заявлениям Натальи Гулькиной, ставящей успех 'Миража' в заслугу себе - Прим. ред.), прекрасно кормила инициатора сей записи лет десять, если не больше. Кто только не открывал рот под эту кассету! Ну да вы их знаете. Литягин выдумал посылать в разные города разные составы статистов. При этом продюсер не считал свои хитроумные схемы чем-то неэтичным и охотно делился бизнес-технологиями. Коллеги переняли опыт: самые совестливые из шоу-бизнеса ушли, прочие стали повторять литягинское ноу-хау.
Теперь у Литягина новый состав группы 'Мираж'. Четыре девицы (чьи имена известны только обитателям фанатских сайтов) двигаются на сцене под фонограммы хорошо известных хитов 'Миража' 15-летней давности: Литягин считает, что их потенциал еще не исчерпан. Сборник 'Старое по-новому' - попытка продать одно и то же, наверное, по стотысячному разу. Одно и то же, но (сенсация!) не совсем. Например, знаменитая малограмотная строчка 'Я не понимаю, почему скучаю, если ты не звОнишь мне' спета как 'Я не понимаю, почему скучаю, если не звонИшь ты мне'. Загадка, почему за предыдущие 15 лет никто не догадался очевиднейшим образом переставить слова, чтобы ударение стало правильным. А главная сенсация заключается в том, что старое действительно звучит по-новому, чего не было даже на выходившем как-то сборнике ремиксов 'Миража'. Впервые в дискографии группы нет никаких намеков на знаменитую запись Суханкиной. Ни один из предыдущих альбомов не давал возможности уверенно заявить: да, действительно здесь поет не она - уж больно было похоже. 'Старое по-новому' такую возможность дает, но вот кому от этого легче? Лишившись классического (во всех смыслах) голоса, милые ностальгические песенки утратили процентов 90 своего очарования. Новые вокалистки (их несколько: не факт, что это те же девушки, которые входят в сценический состав; с другой стороны, это и не исключено) поют слабо, тихо, непроникновенно, а усовершенствованные аранжировки убивают в этих песнях симпатичный налет угловатого ретро. Наткнешься по радио - переключишь без сожаления.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia