"САНСАРА" - "ЗВЕРОБОЙ"
Перейти из категории надежд в категорию рок-звезд 'Сансаре' мешает слишком искренняя любовь к музыке. Когда-то несколько екатеринбургских юношей решили создать рок-группу и только после этого начали учиться играть на музыкальных инструментах. С тех пор 'Сансара' постоянно открывает для себя новые жанры и жадно их впитывает, что не замедляет сказаться на ее собственном творчестве. Если бы лидер команды Александр Лебедев не ставил задачи сделать концептуальную пластинку, он бы присовокупил к трем-четырем готовых хитам со 'Зверобоя' еще несколько им подобных песен и получил бы рок-пластинку, с которой можно и в хедлайнеры выбиться. Вместо этого 'Сансара' насыщает диск тревожными звуками и потрескиваниями, до которых Лебедев так охоч, и исписывает несколько страниц своего сайта толкованиями слова 'зверобой' и его производных. При таком подходе появление в репертуаре песен, способных взломать чарты, - лишь дело случая. А музыканты, считающие себя профессионалами, все-таки полагаются не только на случай, но и на точный расчет.
С другой стороны, наблюдать за дилетантами иногда любопытнее, чем за расчетливыми профи. Альбом 'Сансары' - что американские горки, по которым несешься в первый раз. Где будет вираж, насколько резкий и в какую сторону, когда траектория уйдет вниз или, напротив, внезапно взлетит, - предугадать совершенно невозможно. До финала живыми доедут все, но некоторые сойдут с аттракциона изрядно потрепанными, а другие - напротив, просветленно-наадреналиненными. Начинается диск песней 'Про Такеши Китано, сердце-баннер и мед', где, кажется, все усилия автора были истрачены на выдумывание названия. Потом идет уже известная по радиоэфирам, довольно средняя композиция 'Сердце бьется за двоих', а следом - два дуэта. 'Я видел металл' - это работа под лозунгом 'Каждый музыкант должен спеть с Владимиром Шахриным', вот и 'Сансара' туда же. Песня 'Сансаре' досталась старая, чем-то напоминающая 'чайфовскую' же 'Крепость', и Шахрина в дуэте гораздо больше, чем Лебедева. Тихий дуэт с солисткой 'Детей Пикассо' - совершенно из другой оперы: медитативные шумы, фолк-основа и голос Александра, звучащий так, будто он всю жизнь тайно упражнялся в пении народных армянских песен. Замороченную 'То, что ты хочешь' сменяют два ударных хита 'Я - молния' и 'Считать до ста', но ненадолго - следом летит электронно-нойзовый 'Мересьев'. И это еще не все повороты 'сансарских горок': 'Стокгольм пуст' - изи-поделка в духе 'Мегаполиса', 'Вулканы' - очень приятный рокапопсовый хит, а 'Далеко не все' и 'Мама, нас осталось так мало' - мелодичные брит-поп-работы. Перед самым финишем слушателя ждет еще один вираж: трек 'Plug In 2', на котором записаны какие-то детские голоса и булькающая музыка.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia