LP - 'ОТ МОРЯ ДО СОЛНЦА'
Мне приходится отслушивать довольно много дисков отечественных музыкантов. По-настоящему интересные работы пребывают в абсолютном меньшинстве (в принципе, так и должно быть: сотни гениев могут одновременно функционировать только в сумасшедшем доме). В основном творцы варятся в собственном соку, выдавая чаще всего предсказуемые, самоповторные альбомы. Еще хуже дела обстоят с новичками, которым всю малину портит 'ранняя специализация'. Дебютанты предпочитают не идти дорогой проб и ошибок, а выбирают себе стиль и пример для подражания, которому четко следуют. Если это панк-рок, то все звучат как 'Тараканы', если русский рок - то как 'Сплин'. В итоге по музыкальному рынку слоняются толпы унылых клонов, ухудшенных копий, совершенно не уверенных в том, что они взялись за свое дело. Случаются еще такие, которые решили быть необычными - но они, как правило, любопытны только собственным родственникам. О попсе я уж не говорю - это работающий все стремительнее конвейер, и там не до творчества. Радует лишь то, что большинство заслуженных звезд эстрады очень редко выпускают пластинки: не до того им, надо же успеть в новогодних шоу всех телеканалов отсняться.
Так вот: группа LP поначалу совершенно не претендовала на мою личную виртуальную премию 'дебют года' - первый получивший распространение клип 'Она улыбается' показался всего лишь скромной поделкой в жанре 'лаунж со словами'. Однако жители бывшего (и, видимо, будущего) Кенигсберга, оказывается, мыслят не синглами, а альбомами. На пластинке 'От моря до солнца' есть и более сильные треки ('Узнаешь', 'Прекрасные неудачники', 'DJ', 'Сказка' и др.), но вряд ли они подвинут в плей-листах привычные радиохиты. А вот диск в целом производит грандиозное впечатление. Прежде всего потому, что от малоизвестной группы не ждешь такой мощи, такой уверенности в своих силах и четкого понимания своего пути. Если говорить о жанре LP, то калининградцы играют нечто, приближенное к синти-попу, но не к той волне чахлых подражателей Depeche Mode, которая всплывает в памяти при упоминании этого термина, а непосредственно к основоположникам. В подражателях Гору-Гэхену-Флетчеру-Уайлдеру недостатка никогда не было: прически, костюмы и даже походку бэзилдонских небожителей в ноль снимала даже группа 'Технология', но никто (до LP) не осмеливался сказать себе: мы сами с усами; уважать DM - не значит слепо подражать им. С таким подходом Евгений Лебедев и его товарищи сумели произвести музыку, в которой налет синти-попового ретро сочетается с современными технологиями в абсолютно точной пропорции. LP не считают нужным скрывать, что слушали много музыки, которая была после Depeche Mode, в том числе и отечественной, к каковой у считающихся стильными проектов принято относиться пренебрежительно. Ярким и запоминающимся песням с 'От моря до солнца' хочется не просто подпевать, а делать это, по мере сил копируя вокал и интонации Лебедева. Тут опять не избежать аналогий: без голоса Гэхена не было бы Depeche Mode, и LP тоже очень повезло с солистом. Масса молодых групп не может ничего добиться только потому, что поет у них не тот, кто умеет, а тот, кто ближе к микрофону оказался. К калининградцам это не относится: вокал так же здорово прилажен к командному механизму, как и остальные детали: текст, инструменты, мелодии, саунд. Спешите в этом убедиться: купив эту пластинку, вы почувствуете, как оставили в дураках деятелей шоу-бизнеса, которые пытались навязать вам совсем другую музыку.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia