"НАПАДЕНИЕ НА 13-Й УЧАСТОК": РИМЕЙК В КВАДРАТЕ
Заснеженный Детройт. В подготовленный под снос полицейский участок номер 13 привозят мрачно-харизматичного арестованного мафиози Бишопа (Фишберн). Бишоп представляет особый интерес тем, что способен вытащить на свет немало грязного белья, бросающего очевидную тень на репутацию местного спецназа. Вскоре молодой сержант Реник (Хоук) узнает о том, что взвод спецназовцев под руководством командира (Бирн) намерен взять помещение штурмом и уничтожить преступника. В неравную борьбу вступают не только полицейские, но и заключенные, временно освобожденные Реником.
"Нападение на 13-й участок" Жана-Франсуа Рише - римейк одноименной малобюджетной ленты Джона Карпентера, выпущенной на экраны в 1976 году и в одночасье ставшей культовой. Однако первоисточник известных событий следует искать еще раньше. В 50-е, в разгар маккартистской "охоты на ведьм", где почти в каждом сюжете любого жанра среднему американцу виделась "красная угроза" режиссер Говард Хоукс ("Воспитание крошки", "Джентльмены предпочитают блондинок") создал классический вестерн "Рио Браво" (1959), где воплощением подлинных американских ценностей в очередной раз стал Джон Уэйн. Нехитрая история о том, как шериф посадил в тюрьму родственника крупного дельца, а тот в отместку нанял банду для освобождения арестованного, завоевала бешеную зрительскую популярность. Парадоксальным образом именно этот невероятно затянутый, подчеркнуто "театральный" фильм, а не, к примеру, другой, действительно блестящий вестерн Хоукса "Красная река" с тем же Джоном Уэйном, в массовом сознании навсегда остался визитной карточкой режиссера. Камерная истерия по поводу "Рио Браво" не обошла стороной и Джона Карпентера, который только в силу отсутствия финансов перенес действие в 70-е, превратив, тем самым, бандитов Дикого Запада в уличную банду, а шерифа и его команду - в полицейских 13-го участка. Несмотря на бюджет в 100 тысяч долларов Карпентеру удалось достигнуть предельного результата: клаустрофобический триллер подкупал первобытной мощью и жестким саспенсом, лишенными даже намека на сентиментальность. Любовь Карпентера к "Рио Браво" породила еще один римейк - ленту "Призраки Марса", где подобная история рассматривалась в научно-фантастическом ключе.
Фильм Рише, безусловно, ориентирован на Карпентера. Основные сюжетные ходы остались прежними и не мудрствуя лукаво просто подлажены под настоящую действительность. Ради разнообразия, цвет кожи главных героев - сержанта Реддика и бандита Бишопа - авторы просто поменяли местами. Вероятно, тем же они руководствовались, перенеся действие из вечного лета Лос-Анджелеса в суровый зимний Детройт. Тот факт, что в создании удачного римейка, прежде всего, важно сохранить атмосферу первоисточника или же изменить ее крайне кардинально, ни режиссером Жаном-Франсуа Рише, ни сценаристом Джеймсом де Монако не учитывался. В результате мы имеем дело с боевиком, в котором есть и напряженное действие и "пуленепробиваемый" экшн, но нет главного: того, что делает экранный пересказ незамысловатого сюжета культовым фильмом - индивидуального творческого подхода и ярких вспышек режиссерского гения. Рекомендуется всем тем, кто никогда не слышал о фильмах Карпентера и Хоукса.
Анастасия Белокурова, InterMedia
... ИЛИ СПАСЕНИЕ РЯДОВОГО ГАНГСТЕРА
Римейк классического боевика Джона Карпентера 1976 года оказался сильно модернизированной и переосмысленной версией, отлично смотрящейся в нынешний период низведения построенных по классическим схемам боевиков.
Новогодняя ночь с 2004 на 2005 год с самого начала не предвещала сержанту полиции Джейку Роенику (Итан Хоук) ничего хорошего. Полгода назад из-за своей ошибки он угробил половину своего отряда. С тех пор он пребывает в вечной депрессии, постоянно прикладывается к бутылке, сидит на антидепрессантах и как огня боится любой ответственности. В последний день года в безнадежный снегопад он приезжает в родной 13-й участок детройтской полиции, чтобы провести последний день по-старому. На следующий день он с коллегами переедет в новый участок, а прежний снесут. Рутины хлопот по переезду ему скрашивают предпенсионный коп-зануда Джаспер (Брайан Деннехи), ведущая Джейка психолог Алекс (Мария Белло) и сексапильная полицейская секретарша Айрис (Дреа Де Маттео). Тихое подавленное празднование нарушили нежданные гости: из-за бури к участку прибился конвойный автобус, везущий трех бедолаг-заключенных и мафиозного короля Бишопа (Лоуренс Фишберн). И уж совсем лишают покоя обитателей 13-го участка отлично вооруженные головорезы, которые осаждают участок с требованием выдать им Бишопа. Для обитателей забытого богом полицейского участка это будет самая длинная ночь в жизни.
Никак нельзя было ожидать, что этот фильм окажится чем-то большим, нежели заурядный боевик с перестрелками. Однако французская студия Why not? не зря считается артхаусной: оригинальный фильм Карпентера был переосмыслен именно с синефильской точки зрения. В отличие от большинства лент Карпентера, зомби и вурдалаки там не ползлали, зато фильм отличался динамизмом и своеобразной атмосферой осады и клаустрофобии, так что пугаешься порой не меньше, чем при виде 'расчлененки'. Именно этот саспенс решили воссоздать французы, для чего пригласили сценариста Джеймса ДеМонако, когда-то отличившегося 'Переговорщиком', в котором Сэмюел Л.Джексон также оказывался в офисном осаждении. Однако команда хотела не просто переснять оригинал в современных декорациях, но и нащупать новую изюминку.
Главный козырь нового фильма - в расстановке сил. Выясняется, что убийцы, во множестве роящиеся вокруг полицейского участка (сразу вспоминается французское же 'Осиное гнездо', в котором плохиши поражали своей многочисленностью), - не бандиты, а продажные полицейские, у их начальника Маркуса Дюваля (Гэбриэл Бирн, изрядно постаревший) личные счеты с Бишопом. Соответственно, легендарного преступника они хотят не освободить, а прикончить, дабы не сдал своих подельников в полицейских рядах. А в стенах полицейского участка осажденные тщетно пытаются сдержать натиск спецназа. Чтобы продержаться до утра, Джейк решает заключить временный союз с преступниками и раздает им оружие. Так свои начинают воевать со своими, а априори враждующие стороны, наоборот, примеряются. Между свободными и осужденными гражданнами, поделившимися на пары, даже возникают занятные дуальные отношения и сопереживания. Но, хотя дуэт ловкого Джейка и мощного, как буйвол, Бишопа, сметает все на своем пути, остальные не демонстрируют такой стойкости характера: гражданские вот-вот запаникуют, а преступники так и норовят под шуком улизнуть. Вот только у засевших за стенами участка снайперов есть только один мотив и только один приказ, и лучи лазерных прицелов хищно рыскают в окнах осажденного здания.
Но слабо намеценный психологизм в одиночку не вытянул бы картину. Фильм берет за душу, как свирепый Бишоп хватает за горло противника, мощнейшей постановкой драк и перестрелок, которая заставляет вспомнить лучшие моменты 'Крепкого орешка'. Экшен снят сурово, реалистично и без сумбура, запертые в участке люди отбиваются так неистово, как и должны жертвы, которым некуда бежать. Особенно фактурно смотрится манера героев стрелять во врагов в упор и, желательно, в лицо, так, чтобы череп трещал, как тыква, по которой ударили бейсбольной битой. Подобный натурализм смотрился порой даже комично: чувствуется налет карпентеровского душка. Карпентер вообще должен остаться доволен: ему встретился тот редкий нынче сорт людей в кинематографе, которые при изготовлении римейка думают головой, а не кошельком или другими местами.
Игорь Веселов, InterMedia
«Хоббит: Нежданное путешествие»: Долгожданное путешествие туда и обратно ****
Премьера картины «Хоббит: Нежданное путешествие» (The Hobbit: An Unexpected Journey, США, Новая Зеландия, 2012, режиссер Питер Джексон, в ролях – Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитэдж, Джеймс Несбитт, Кен Стотт, Кейт Бланшетт, Элайджа Вуд, Энди Серкис, Кристофер Ли, Хьюго Уивинг) состоялась 18 декабря в кинотеатре «Октябрь».
Хоббит Бильбо Бэггинс (Мартин Фриман) – мещанин и обыватель, ведет самую скучную жизнь, пока не встречается с могущественным волшебником Гэндальфом Серым (Иэн МакКеллен). Бильбо находит себя и отправляется вместе с 13 отважными гномами в поход, полный опасных приключений. Цель похода – сразиться с драконом Смогом и вернуть гномам утраченное ими королевство Эребор. Зрителя также ожидают гоблины и орки, гигантские пауки и варги (лучше даже не знать, что это такое), а также волшебники – в ассортименте.
Формально «Хоббит» - приквел нашумевшей трилогии «Властелин колец», если вы помните задумку самого Дж. Р.Р.Толкина, то это адаптированный для детей пролог к волшебной эпопее, первая инъекция сильнодействующего наркотика, превращающего послушных школьников в «толкинутых». Было особенно интересно, как с этим – оригинальной книжкой объемом в 200-300 страниц – справится мегаломан Питер Джексон, если учесть его план по превращению «Хоббита» в трилогию.
Итак, перед зрителем старое доброе, теплое ламповое Средиземье, знакомое иным буквально до дыр в DVD, полюбившиеся герои (Гэндальф, «Моя прелес-с-с-сть» Горлум, Бильбо, Фродо, Галадриэль…), Говард Шор на саундтреке и привычный почти 3-часовой хронометраж. Несмотря на последнее обстоятельство, детально прорисованный, населенный разнообразными интересными персонажами мир Средиземья увлекает и затягивает даже скептически настроенных зрителей, и время пролетает незаметно.
В целом, конечно же, всегда можно высосать из пальца повод придраться к «Хоббиту», но не хочется: это – настоящее приключение для детей от шести лет, не успевших познакомится с книгой, и приятное, порой захватывающее дух погружение в мир Толкина для более старших зрителей. Питер Джексон – прирожденный рассказчик, дополняющий оригинал своими фантазиями, хоть это и может вывести из себя пуристов, бдящих дух и чистоту первоисточника. Это – идеальный вариант фильма для новогодних каникул, и прокатчики об этом прекрасно осведомлены.
Проблема «Хоббита» в том, что излишне информированные зрители считают, что Средиземью (как в свое время Готэму или Хоггвартсу) не помешали бы встряска и переосмысление. Некоторая часть аудитории считает, что «Хоббита» стоило отдать в руки того же Гилльермо Дель Торо, который мог бы стать своего рода Кристофером Ноланом («Темный рыцарь») или Альфонсо Куароном («Гарри Поттер и узник Азкабана). Однако у руля остался Питер Джексон, а зрители получили «Властелина колец 4», простите, «Хоббита».
Также следует немного остановиться на новой – революционной – технологии 48 кадров в секунду, при помощи которой был снят «Хоббит» (напомним, что стандартом по сей день является 24 кадра в секунду). В этом плане реакция зрителей и критиков, увидевших «Хоббита», как оно и было задумано режиссером, неоднозначная: многие считают, что картинка похожа на дешевую телевизионную мыльную оперу, некоторым изображение показалось слишком реалистичным и детальным, некоторым не понравилось «отсутствие обычной преграды» между зрителем и экраном (что бы это ни значило), иных и вовсе стошнило на 10-й минуте. Впрочем, на данный момент неизвестно, будет ли «Хоббит» вообще демонстрироваться в России с запланированной Джексоном скоростью. На всякий случай, мы вас предупреждали и… Добро пожаловать в Средиземье!
PS: Надеемся, что фильм войдет в историю не только как первый фильм, снятый со скоростью 48 кадров в секунду, но и как картина, не просто поместившая Новую Зеландию на мировую кинокарту (с этим Джексон справился еще раньше), но и практически в одиночку, благодаря притоку туристов, вытянувшая экономику страны из глубокой, эээ, ямы. Слава Новой Зеландии!
Денис Шлянцев, InterMedia
«Мастер»: Театр двух актеров ***
Пресс-показ картины «Мастер» (The Master, режиссер Пол Томас Андерсон, в ролях – Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс, Лора Дерн, Патриция МакКормак, Джесси Племонс) состоялся в кинотеатре «Октябрь» 07 декабря.
США, 50-е. Фредди Куэлл (Хоакин Феникс), бывший моряк, а ныне – жалкий пропойца без определенного места жительства и рода занятий, зато с психическими проблемами и непреодолимой тягой к слабому полу (даже в кляксах Роршаха Фредди мерещится «манда») случайно – по пьяни - знакомится с Ланкастером Доддом (Филип Сеймур Хоффман).
Додд – весьма занимательный персонаж, он – писатель, мистик и харизматичный гуру, проповедующий новое религиозное учение. К тому же, именно Додд не только открывает во Фредди его истинный талант – смешивать ядерные алко-коктейли из сомнительных ингредиентов, но и пытается принять его в лоно Семьи и направить его на путь истинный. Фредди показывает себя пренеприятнейшим (хотя и по-собачьи преданным) типом, а и его наставник – Мастер! – до самого финала остается темной лошадкой, интригующей зрителя.
Послевоенная Америка – плодородная почав для появления различного рода культов и квазирелигиозных течений. Долгое время вокруг «Мастера» ходили слухи о том, что Андерсон снимает фильм о создателе дианетики и сайентологии Л. Роне Хаббарде. Но то ли Церковь сайентологии оказалась слишком сильна в Голливуде, то ли, что более вероятно, Андерсон не захотел делать чересчур прямолинейную картину, и Ланкастер Додд в безукоризненном исполнении Филипа Сеймура Хоффмана оказался собирательным персонажем. Поэтому зритель после просмотра не сможет внятно сформулировать свое и режиссерское отношение к этому герою – и эта двусмысленность и неопределенность не может не раздражать.
Главная проблема «Мастера» - в том, что, спрятавшись за столь удобный формат (притча) и сняв картину не для широкого зрителя, а для синефилов, Пол Томас Андерсон не смог внятно сформулировать, что, как и почему в этом фильме. Нет, мы не требуем, чтобы зрителю разжевывали и клали в рот все имеющиеся смыслы и подтексты. Но мусолить в течение двух с половиной часов мысль о том, что Куэлл и Додд – стороны одной и той же монеты, недостойно как для режиссера, так и зрителя. Возможно, поклонникам Хаббарда и сайентологии, прошедшим все эти «психологические» обряды, картина покажется более интересной и понятной, но на обычного зрителя она понятным образом наведет скуку.
Сильные (традиционно для работ Андерсона) стороны «Мастера»: актеры (заячья губа, гопнический прононс, сохранившийся при дубляже, болезненная худоба и сутулость Феникса, витальность и жовиальность на грани истерики Хоффмана), саундтрек (авторства Джонни Гринвуда из Radiohead), операторская работа (Михай Малаймер-младший, работавший над последними тремя картинами Фрэнсиса Форда Копполы) и художники по костюмам.
На кинофестивале в Венеции «Мастер», шестой полнометражный фильм Пола Томаса Андерсона, автора «Магнолии» и «Нефти», был удостоен «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу, Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль и призом ФИПРЕССИ за лучший фильм. Можно смело делать ставки на то, что Феникс и/или Хоффман получат за свои роли по «Оскару».
Денис Шлянцев, InterMedia
«Самый пьяный округ в мире»: Самогонщики. Made in USA ****
Историческая драма «Самый пьяный округ в мире» (Lawless, США, 2012, режиссер Джон Хиллкоут, в ролях – Шайа ЛаБаф, Том Харди, Гари Олдман, Джессика Честейн, Гай Пирс, Джейсон Кларк, Миа Васиковска, Дэйн ДеХаан) выходит в прокат 6 декабря 2012 года.
30-е. США. Великая Депрессия. Сухой закон. Но только не в округе Франклин Каунти, штат Вирджиния – это самый пьяный/«мокрый» округ в мире. Здесь гонят самогон (романтический «moonshine») практически все, шериф и полиция закрывают глаза на поголовное нарушение закона, ведь им не чужд ничего человеческое, а кто откажется от бутылочки, простите, пол-литровой банки с чистейшим кукурузным вискарем?
Однако бутлегерский рай в округе длится до тех пор, пока из Чикаго не приезжает весьма неприятный тип - специальный агент Чарли Рэйкс (Гай Пирс), напомаженный и с выщипанными бровями столичный щеголь, который собирается положить конец торговле алкоголем в округе самыми радикальными методами.
Ему противостоят лишь братья Бондуранты: Форрест (Том Харди), Говард (Джейсон Кларк) и младшенький, Джек (Шайа ЛаБаф) не только успешно ведут семейный бизнес, но и расширяются по мере возможностей. В общем, все как в песне, простите за упоминание, ВИА «Сектор Газа»: «Мы с детства спекулянты, торгаши и алкаши, борьба за трезвость нам приносит только барыши».
Австралийский режиссер (и иногда клипмейкер) Джон Хиллкоут снимает редко, но каждый его фильм, без преувеличения, обращает на себя внимание: будь то вестерн «Предложение» (также по сценарию Ника Кейва) или пост-апокалиптическая философская драма «Дорога» (музыка авторства Ника Кейва и его соратника по The Bad Seeds Уоррена Эллиса).
«Самый пьяный округ в мире» - не исключение. В Каннах фильм получил номинацию на
Золотую пальмовую ветвь, и вполне способен достойно проявить себя в гонке за «Оскарами». Сценарий опять написан Ником Кейвом, но не с нуля, а по документальной книге Мэтта Бондуранта (внука знаменитых братьев-бутлегеров). За саундтрек – деликатные и аутентичные кантри и фолк-песни – ответственность разделили все те же Кейв и Эллис. Оператор Бенуа Дельхомм («Мальчик в полосатой пижаме», «Маркиз де Сад») бережно перенес на экран меланхоличную осеннюю прозрачность американского Юга.
Ну и, конечно же, блестящие актеры: безжалостный гангстер Флойд Баннер (Гари Олдман), молчаливый и наделенный недюжинной силой и волей к жизни Форрест (Том Харди), его преданная помощница Мэгги (Джессика Честейн), вызывающий страх и отвращение Гай Пирс, свежая и утонченная дочь мормонского священника (Миа Васиковска). Даже Шайа ЛаБаф в кои-то веки не портит картину: видимо, пришла пора чистить карму, безнадежно подпорченную Майклом Бэем и «Трансформерами».
Двухчасовой хронометраж не дает зрителям заскучать, а шокирующие сцены насилия (в кадре спокойно сворачивают кастетом челюсти, перерезают горло и отрезают тестикулы) приятно бодрят и насыщают кровь адреналином. Грязь ощущается физически, а дух первача шибает в нос.
Помимо, собственно, кинематографического кайфа от того, как круто и профессионально все сделано, поневоле задумываешься, почему автор представляет нарушителей закона в романтическом свете, чуть ли не героями, в то время как шериф и полицейские выглядят коррумпированными и трусливыми сволочами, а спецагент Чарли Рэйкс – и вовсе исчадием ада.
Возможно, проблема в своеобразном понимании пресловутой «американской мечты»: предприимчивые люди всегда найдут способ пробиться на вершину. Закон, как известно, что дышло, к тому же, «сухой закон» – глупость же несусветная! И в этом плане российские зрители поймут и одобрят действия героев.